Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в установлении пенсии необоснованным по кассационной жалобе представителя ОПФР по Краснодарскому краю по доверенности ФИО8 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца по доверенности ФИО9, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ - отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просила признать решение УПФР в г.-к. Сочи N от 28 апреля 2021 года необоснованным; обязать УПФР в г.-к. Сочи включить в специальный стаж ФИО2 для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с 31 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года (6 лет 11 месяцев) в должности артист-акробат, с 1 декабря 2008 года по 25 февраля 2009 года (2 месяца 25 дней) в должности артист-акробат, с 1 февраля 2012 года по 28 апреля 2021 года (9 года 2 месяца 27 дней) в должности артист-гимнаст; исключить из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости получение пособий по безработице за периоды: с 3 августа 2009 года по 7 августа 2009 года (4 дня), с 8 сентября 2009 года по 16 октября 2009 года (1 месяц 8 дней), с 17 ноября 2009 года по 2 августа 2010 года (8 месяцев 16 дней); установить ФИО2 специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ТВОРЧ 15) в размере 15 лет 4 месяца 4 дня; назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию с 15 февраля 2021 года.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 декабря 2021 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.
Решение ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии N от 28 апреля 2021 года признано необоснованным.
Включены в специальный стаж ФИО2 для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: с 31 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года (6 лет 11 месяцев) в должности артист-акробат, с 1 декабря 2008 года по 25 февраля 2009 года (2 месяца 25 дней) в должности артист-акробат, с 1 февраля 2012 года по 28 апреля 2021 года (9 года 2 месяца 27 дней) в должности артист-гимнаст.
ФИО2 установлен специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ТВОРЧ 15), в размере 15 лет 4 месяца 4 дня.
ФИО2, в связи с творческой работой, назначена страховая пенсия по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учётом приложения N данного закона, с момента обращения, 19 февраля 2021 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОПФР по Краснодарскому краю по доверенности ФИО8 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 отсутствуют сведения о льготном характере работы в оспариваемые периоды, к тому же, истцом не представлено первичных документов, подтверждающих факт льготной работы в указанные периоды.
Считает, что судами не принято во внимание, что ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком с 10 апреля 2005 года по 23 августа 2005 года, с 24 августа 2005 года по 23 февраля 2007 года (1 год 10 месяцев 13 дней) и в учебном отпуске с 15 января 2009 года по 8 февраля 2009 года (23 дня), в связи с чем данные периоды в составе спорных периодов не могут быть включены в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, на основании чего продолжительность специального стажа ФИО2 составляет менее требуемых 15 календарных лет, что не дает ей права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель истца по доверенности ФИО9
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца по доверенности ФИО9, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что 19 февраля 2021 года ФИО2 обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю принято решение N от 28 апреля 2021 года об отказе в установлении пенсии, которым льготный стаж работы в акробатической и гимнастической сфере деятельности, как циркового артиста, не учтён.
По данным пенсионного органа, страховой стаж ФИО2 составляет 15 лет 09 месяцев 05 дней, специальный стаж для права на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлен в размере 09 лет 00 месяцев 27 дней, в связи с отсутствием подтверждения особых условий труда и кодов льгот.
Согласно сведениям о трудовой деятельности, ФИО2 работала:
- с 28 октября 2000 года по 30 декабря 2001 года в должности ассистента в номере "Маленькие джигиты" под руководством ФИО10, с 28 октября 2001 года с полным рабочим днем, без совмещений, в режиме полной рабочей недели, на основании приказа N/к от 2 ноября 2000 года.
- с 31 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года в должности артиста-акробата в номере "Маленькие джигиты" под руководством ФИО11, с полным рабочим днем, без совмещений, в режиме полной рабочей недели, на основании приказа N/к от 26 марта 2001 года. Жанровая принадлежность по должности артиста- акробата подтверждена приказом N/п от 16 марта 2020 года "Об уточнении жанровой принадлежности артиста ФИО2" Период работы с 31 декабря 2001 года по 30 ноября 2008 года, составляет 6 лет 10 месяцев 30 дней и относится к специальному / льготному стажу работы, как артиста-акробата, согласно списку профессий.
- с 1 декабря 2008 года по 25 февраля 2009 года в должности артиста-акробата в номере "Амазонки" под руководством ФИО12, с полным рабочим днем, без совмещений, в режиме полной рабочей недели. Период работы составляет 2 месяца 25 дней и относится к специальному / льготному стажу работы, как артиста- акробата, согласно списку профессий, приказ N/к от 14 января 2009 года и приказ N от 19 февраля 2009 года.
- с 1 февраля 2012 года по 28 апреля 2021 года и по настоящее время работает в должности артиста-гимнаста в номере "Поиск" под руководством ФИО13, с полным рабочим днем, без совмещений, в режиме полной рабочей недели. Период работы составляет 9 лет 2 месяцев 27 дней и сносится к специальному / льготному стажу работы, как артиста-гимнаста, согласно списку профессий, приказ N/к от 17 января 2012 года.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу о том, что специальный стаж ФИО2 для права на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ТВОРЧ 15) составляет 16 лет 4 месяцев 22 дней, а с учётом вычета получения пособия по безработице (9 месяцев 28 дней) - 15 лет 4 месяца 4 дня, в связи с чем истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии, в реализации которого было отказано пенсионным органом.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права при их соответствии установленным обстоятельствам дела, обоснованно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочную страховую пенсию по старости предоставляется, при наличии определённой величины индивидуального пенсионного коэффициента, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально- зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет, либо независимо от возраста.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в целях реализации статей 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ, в целях досрочного пенсионного обеспечения, в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ применяются Списки, действовавшие до вступления в силу названного закона, то есть до 1 января 2015 года.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении данного вида пенсии применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых даёт право на пенсию за выслугу лет, по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953).
Данный Список определяет, каким категориям творческих работников, при каких условиях и в каком возрасте назначается досрочная страховая пенсия по старости. При этом, право на пенсию дифференцируется в зависимости от стажа творческой работы на сцене, но не менее 15 лет.
В соответствии с пунктом 21 Списка от 28 августа 1991 года N 447, право на досрочную страховую пенсию, независимо от возраста, при стаже творческой деятельности не менее 15 лет, предоставлено артистам (гимнастам, эквилибристам, акробатам всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 разъяснено, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Досрочные пенсии артистам цирков могут назначаться на основании совокупности представленных документов, в частности: выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица; трудовой книжки; расчётной книжки; справки ФКП "Росгосцирк" о периодах работы, предусмотренной пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учётом проверки факта работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по указанному основанию. Данные обстоятельства связаны со спецификой организации "Советский государственный цирк", впоследствии переименованной в ФКП "Росгосцирк", и её структурных подразделений, поскольку, в связи с гастрольной работой и постоянными переездами артистов, возникают трудности при подготовке, сбору и обработке индивидуальных сведений в системе персонифицированного учёта в отношении артистов, имеющих право на досрочную пенсию.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
Доводы о том, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 отсутствуют сведения о льготном характере работы в оспариваемые периоды, отклоняются судебной коллегией, поскольку они не опровергают факт льготной работы ФИО2 в указанные периоды.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счёт которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию, в размере эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд РФ, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Неуплата страхователем (работодателем) в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в пользу работающего у него по трудовому договору застрахованного лица, в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этого лица, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Организация индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируется Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На основании статей 8, 15 указанного выше закона, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда РФ сведений возложена на страхователя (работодателя).
Отсутствие каких-либо сведений или внесение недостоверных сведений в индивидуальный лицевой счет свидетельствует лишь о неисполнении страхователем (работодателем) установленной законом обязанности, и не может служить подтверждением законности исключения спорного периода из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о непредставлении ФИО2 первичных документов, подтверждающих факт льготной работы в спорные периоды, не обоснованы, поскольку истцом была предоставлена трудовая книжка.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Записи в трудовой книжке ФИО2 соответствуют данным, отражённым в предоставленной справке ФКП "Росгосцирк" N от 14 апреля 2021 года, которые подтверждает сведения о льготной работе истца в спорные периоды.
Доводы о нахождении ФИО2 в отпуске по уходу за ребенком с 10 апреля 2005 года по 23 августа 2005 года, с 24 августа 2005 года по 23 февраля 2007 года (1 год 10 месяцев 13 дней) и в учебном отпуске с 15 января 2009 года по 8 февраля 2009 года (23 дня) не могут быть приняты как основание для отмены состоявшихся судебных актов, поскольку ранее ни в ходе рассмотрения дела, ни при принятии решения об отказе в назначении пенсии пенсионный орган не ссылался на наличие таких периодов в трудовой деятельности истицы, а соответственно как самостоятельное основание для отказа в назначении пенсии пенсионным органом они не учитывались. При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции ответчик на наличие таких периодов не ссылался, а соответственно не вправе впервые ссылаться на это обстоятельство в суде кассационной инстанции, поскольку установление новых обстоятельств к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОПФР по Краснодарскому краю по доверенности ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.