Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периода, назначении досрочной страховой пенсии по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии от 2 августа 2021 года, включить в специальный стаж периоды работы: с 6 апреля 1988 года по 1 сентября 1988 года в детском комбинате N ОАО "Судостроительный завод "Залив", с 1 сентября 1988 года по 22 июня 1990 года обучение в Оренбургском музыкальном училище, с 3 июля 1989 года по 22 августа 1989 года в должности пионервожатой в пионерлагере "Корабел", с 29 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года в должности аккомпаниатора в школе N 12 в г..Керчи, с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, с 1 января 1993 года по 14 августа 1995 года в должности концертмейстера в Учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с 15 августа 1995 года по 22 июля 2002 года в должности преподавателя по классу фортепиано, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, с 23 июля 2002 года по 13 января 2005 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 14 января 2005 года по 11 апреля 2005 года в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств, с 12 апреля 2005 года по 16 мая 2011 года в должности преподавателя по классу фортепиано, с 17 мая 2011 года по 23 июня 2014 года в "Керченский республиканский учебно-воспитательный комплекс-интернат- лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым", с 24 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно- воспитательный
комплекс-интернат-лицей искусств", с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-линей искусств", с 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года в должности педагога дополнительного образования (по классу фортепиано), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 июня 2006 года по 24 июня 2006 года, с 6 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 9 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 3 июня 2019 года, с 5 июня 2019 года по 7 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 6 октября 1992 года, включить в специальный стаж нерабочих праздничных дней, установленных на территории Республики Крым, 18 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, назначить досрочную страховую пенсию с 15 ноября 2019 года.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 6 апреля 1988 года по 1 сентября 1988 года в детском комбинате N ОАО "Судостроительный завод "Залив", с 1 сентября 1988 года по 22 июня 1990 года период обучения в Оренбургском музыкальном училище, с 3 июля 1989 года по 22 августа 1989 года в должности пионервожатой в пионерлагере "Корабел", с 29 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года в должности аккомпаниатора в школе N в г..Керчи, с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернат - лицей искусств, с 1 января 1993 года по 14 августа 1995 года в должности концертмейстера в Учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с 15 августа 1995 года по 22 июля 2002 года в должности преподавателя по классу фортепиано, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, с 23 июля 2002 года по 13 января 2005 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе- интернате-лицее искусств, с 14 января 2005 года по 11 апреля 2005 года в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе- интернате-лицее искусств, с 12 апреля 2005 года по 16 мая 2011 года в должности преподавателя по классу фортепиано, с 17 мая 2011 года по 23 июня 2014 года в "Керченский республиканский учебно-воспитательный комплекс-интернат- лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым", с 24 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", с 1 января 2015 года по
31 августа 2016 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-линей искусств", с 1 августа 2016 года по 14 ноября 2019 года в должности педагога дополнительного образования (по классу фортепиано), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 июня 2006 года по 24 июня 2006 года, с 6 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 9 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 3 июня 2019 года, с 5 июня 2019 года по 7 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года, период в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 6 октября 1992 года, нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым 18 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, а также суд обязал ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 15 ноября 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года отменено в части удовлетворения требований о признании незаконным отказа Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в назначении досрочной страховой пенсии с 16 декабря 2019 года; в части возложения обязанности на ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым по назначению досрочной страховой пенсии ФИО1 с 15 ноября 2019 года; в части включения в специальный стаж периодов работы с 29 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года, с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года, с 1 октября 1993 года по 14 августа 1995 года, с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года, с 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года; в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 9 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 3 июня 2019 года, с 5 июня 2019 года по 7 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года; в части включения в специальный стаж отпуска по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 6 октября 1992 года; в части включения в специальный стаж нерабочих праздничных дней на территории Республики Крым 18 марта 2018 года, 09 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года в части включения в специальный стаж ФИО1 периода работы в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-линей искусств" в должности преподавателя по классу фортепиано с 15 августа 1995 года по 31 декабря 2014 года, изменено, на ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность по включению в специальный стаж периода работы с 15 августа 1995 года по 31 декабря 2014 года без учета дней отпуска без сохранения заработной платы - с 29 июля 1997 года по 31 июля 1997 года, с 29 июля 1998 года по 31 июля 1998 года, с 1 августа 1998 года по 17 августа 1998 года, с 19 февраля 2002 года по 23 февраля 2002 года, с 25 февраля 2002 года по 1 марта 2002 года, 22 марта 2005 года, с 13 марта 2006 года по 22 марта 2006 года, с 7 мая 2007 года по 21 мая 2007 года, с 9 декабря 2008 года по 15 декабря 2008 года, с 4 августа 2010 года по 17 августа 2010 года, 27 августа 2012 года, с 16 декабря 2013 года по 28 декабря 2013 года.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Крым от 17 марта 2022 года, оставить в силе решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года, в связи с тем, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что суд апелляционной инстанции необоснованно сделал вывод о том, что в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на назначение досрочной пенсии, отсутствуют наименования должностей "аккомпаниатор" и "концертмейстер". Полагает, что эти понятия тождественны должности "педагог дополнительного образования".
Также ошибочно не был учтен период обучения истца в Оренбургском музыкальном училище со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года. Периоды прохождения курсов повышения квалификации незаконно не включены в специальный стаж, равно как и отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет.
Полагает, что при рассмотрении вопроса о назначении пенсии следует руководствоваться в первую очередь характером деятельности лица, а не названием должности или учреждения, в котором работала истец.
Настаивает на включении в трудовой стаж периодов работы с 6 апреля 1988 года по 1 сентября 1988 года в Детском комбинате N ОАО "Судостроительный завод "Залив", с 3 июля 1989 года по 22 августа 1989 года в пионерлагере "Корабел", с 29 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года в СШ N 12 в г. Керчи, с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года в Средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, с 1 октября 1993 года по 14 августа 1995 года в Учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", с 15 августа 1995 года по 22 июля 2002 года в Учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", с 23 июля 2002 года по 13 января 2005 года в Керченском республиканский учебно-воспитательном комплексе-интернате - лицее искусств, с 14 января 2005 года по 11 апреля 2005 года, с 12 апреля 2005 года по 16 мая 2011 года, с 17 мая 2011 года по 23 июня 2014 года, 24 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года, с 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года в Керченском республиканский учебно-воспитательном комплексе-интернате-лицее искусств.
Представитель ОПФР по Республике Крым в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, просил рассмотреть в отсутствие представителей ОПФР.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 15 ноября 2019 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в соответствии с пунктом 19 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Керчи Республики Крым от 16 декабря 2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
При этом, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчик не включил период работы в должности воспитателя с 6 апреля 1988 года по 1 сентября 1988 года в Детском комбинате N ОАО "Судостроительный завод "Залив", поскольку наименование учреждения не предусмотрено списком N, не был включен период работы в должности пионервожатой в пионерлагере "Корабелл" с 3 июля 1989 года по 22 августа 1989 года, период обучения в Оренбургском музыкальном училище с 1 сентября 1988 года по 22 июня 1990 года, поскольку обучению не предшествовал период работы до обучения по профессии, и после обучения истица не работала по профессии.
Также пенсионный орган отказал во включении в специальный стаж периодов работы с 26 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года в должности аккомпаниатора в школе N в г. Керчи, с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернат-лицей искусств, с 1 января 1993 года по 14 августа 1995 года в должности концертмейстера в Учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", с 15 августа 1995 года по 22 июля 2002 года, с 23 июля 2002 года по 13 января 2005 года в должности преподавателя по классу фортепиано, поскольку должность аккомпаниатор и концертмейстер, а также наименование учреждения Учебно-воспитательный комплекс-интернат "Лицей искусств" не предусмотрено Списком N.
Кроме того, было отказано во включении в специальный стаж периода работы пионервожатой в пионерском лагере "Корабел" Судостроительного завода "Залив", поскольку наименование учреждения - пионерский лагерь, не соответствует названию предприятия в печати, которой заверена данная запись в трудовой книжке. Кроме того, должность пионервожатый не предусмотрена Списком N 781.
Периоды работы с 14 января 2005 года по 11 апреля 2005 года, с 12 апреля 2005 года по 16 мая 2011 года, с 17 мая 2011 года по 23 июня 2014 года, с 24 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года, с 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно- воспитательном комплексе - интернате-лицее искусств Министерства образования науки Автономной Республики Крым, также не были включены пенсионным органом в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком N 781.
К тому же, решением пенсионного органа из специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 июня 2006 года по 24 июня 2006 года, с 6 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 9 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 3 июня 2019 года, с 5 июня 2019 года по 7 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года, период отпуска по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 6 октября 1992 года, нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым 18 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно записи в трудовой книжке серии БТ-1 N от 10 апреля 1988 года, ФИО1 (ФИО12) с 6 апреля 1988 года по 1 сентября 1988 года работала в детском комбинате N "Судостроительный завод "Залив" в должности воспитателя.
Из исторической справки N от 14 августа 2018 года, выданной ОАО "Судостроительный завод "Залив", следует переименование завода и наличие детских дошкольных учреждений на балансе данного завода.
Кроме того, согласно справке N от 17 августа 2018 года, выданной ОАО "Судостроительный завод "Залив", ФИО1 работала в должности пионервожатой в пионерском лагере "Корабелл" Судостроительного завода "Залив" им. Б.Е. Бутомы с 3 июля 1989 года по 22 августа 1989 года.
Пенсионный орган не включил данный период работы ни в специальный стаж, ни в общий стаж в связи с тем, что Списком N 781 должность пионервожатого не предусмотрена, при том, истец осуществляла свою трудовую деятельность в период, когда действующее законодательство предусматривало включение в специальный стаж работу в должности пионервожатой, в свчязи с чем в данной части требования истицы удовлетворены.
Периоды работы ФИО1 с 15 августа 1995 года по 22 июля 2002 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате - лицее искусств, с 14 января 2005 года по 11 апреля 2005 года, с 12 апреля 2005 года по 16 мая 2011 года в должности преподавателя по классу фортепиано, с 17 мая 2011 года по 23 июня 2014 года в "Керченский республиканский учебно-воспитательный комплекс-интернат - лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым", с 24 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат - лицей искусств" подтверждаются справкой N от 3 декабря 2019 года, выданной ГБОУ Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат - лицей искусств", уточняющей периоды работы, необходимые для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Из исторической справки N от 2 декабря 2015 года следует, что школа интернат N г. Керчи с 15 августа 1990 года переименована в Средне общеобразовательную школу-интернат-лицей искусств, затем в результате неоднократного переименования создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств".
Из справки N от 3 декабря 2019 года, уточняющей периоды работы необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, выданной ГБОУ Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс интернат-лицей искусств" следует, что ФИО1 с 1997 года выполняет норму педагогической нагрузки более чем на одну ставку.
При этом, законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым до 1 января 2015 года, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N909, а также не предусматривало условий, указанных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. В связи с этим истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы, а именно, досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
Согласно справке N от 3 декабря 2019 года, выданной ГБОУ Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", периодами отпуска без сохранения заработной платы являются с 29 июля 1997 года по 31 июля 1997 года, с 29 июля 1998 года по 31 июля 1998 года, с 1 августа 1998 года по 17 августа 1998 года, с 19 февраля 2002 года по 23 февраля 2002 года, с 25 февраля 2002 года по 1 марта 2002 года, 22 марта 2005 года, с 13 марта 2006 года по 22 марта 2006 года, с 7 мая 2007 года по 21 мая 2007 года, с 9 декабря 2008 года по 15 декабря 2008 года, с 4 августа 2010 года по 17 августа 2010 года, 27 августа 2012года, с 16 декабря 2013 года по 28 декабря 2013 года.
В соответствии с Уставом ГБОУ Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", в данном образовательном учреждении реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы музыкально-хореографического образования. В образовательном учреждении реализуются программы по предметам музыкальнохореографического цикла, разработанные на основе типовых программ для детских музыкальных школ и школ искусств.
Согласно пункту 1.5 Устава учреждение является бюджетным, общеобразовательным, вид учреждения - учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств для одаренных детей. В структуру входит дошкольное отделение, общеобразовательная школа, музыкальнохореографическое отделение. Основными задачами образовательного учреждения являются создание условий для усвоения обучающимися общеобразовательных программ, предоставление возможности профильного образования, предоставление возможности дополнительного образования.
Курсы повышения квалификации с 12 июня 2006 года по 24 июня 2006 года, с 6 июня 2011 года по 17 июня 2011 года имели место в период работы ФИО1 преподавателем по классу фортепиано и педагогом дополнительного образования в Керченском Республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернат "Лицей искусств".
ФИО1 направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата.
Из материалов дела также следует, ФИО1 в связи с рождением ребенка (ФИО13 31 декабря 1991 года) находилась в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 31 декабря 1994 года, в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет по медицинским показаниям с 17 февраля 1995 года по 14 августа 1995 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ пенсионного органа в части включении в специальный стаж периодов работы ФИО1 в детском комбинате N ОАО "Судостроительный завод "Залив" с 6 апреля 1988 года по 1 сентября 1988 года, с 3 июля 1989 года по 22 августа 1989 года в должности пионервожатой в пионерском лагере "Корабелл" Судостроительного завода "Залив" им. Б.Е. Бутомы, с 15 августа 1995 года по 22 июля 2002 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе- интернате-лицее искусств, с 23 июля 2002 года по 13 января 2015 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", с 14 января 2005 года по 11 апреля 2005 года в Керченском республиканском учебно-воспитательном комплексе- интернате-лицее искусств, с 12 апреля 2005 года по 16 мая 2011 года в должности преподавателя по классу фортепиано, с 17 мая 2011 года по 23 июня 2014 года в "Керченский республиканский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым", с 24 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", которые подлежат включению специальный стаж работы.
В тоже время суд не учел, что в указанные периоды не подлежат включению дни отпуска без сохранения заработной платы, указанных в справке N N от 3 декабря 2019 года, выданной ГБОУ Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств".
С иными выводами суда первой инстанции в части удовлетворенных требований при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не согласился и обоснованно пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято с неправильным применением норм материального и процессуального права, указав, что суд первой инстанции не дал юридической оценки всем доводам и представленным доказательствам.
Устранив нарушения, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы ФИО1 с 26 августа 1990 года по 30 сентября 1990 года в должности аккомпаниатора в школе N г. Керчи, с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года в должности концертмейстера в средней общеобразовательной школе-интернате-лицее искусств, периода работы с 1 января 1993 года по 14 августа 1995 года в должности концертмейстера в учебно-воспитательном комплексе-интернате "Лицей искусств", с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года в должности преподавателя по классу фортепиано в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-линей искусств", с 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года в должности педагога дополнительного образования (по классу фортепиано), а также период обучения в Оренбургском музыкальном училище с 1 сентября 1988 года по 22 июня 1990 года, не подлежат включению в специальный стаж.
Рассматривая вопрос о включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 12 июня 2006 года по 24 июня 2006 года, с 6 июня 2011 года по 17 июня 2011 года, с 9 июня 2016 года по 13 июня 2016 года, с 16 июня 2016 года по 20 июня 2016 года, с 23 июня 2016 года по 24 июня 2016 года, 3 июня 2019 года, с 5 июня 2019 года по 7 июня 2019 года, с 10 июня 2019 года по 11 июня 2019 года, с 13 июня 2019 года по 14 июня 2019 года, с 18 июня 2019 года по 19 июня 2019 года на период работы с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года и 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года суд апелляционной инстанции частично согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Данные периоды работы включены судом в специальный стаж, следовательно, курсы повышения квалификации с 12 июня 2006 года по 24 июня 2006 года, с 6 июня 2011 года по 17 июня 2011 года также подлежат включению в специальный стаж. При этом суд учел, что данные периоды курсов повышения квалификации уже вошли в периоды работы, следовательно, нет необходимости дважды включать курсы повышения квалификации в специальный стаж.
В тоже время, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, приходящиеся на период работы ФИО1 с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года и 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года в должности педагога дополнительного образования в ГБОУ РК "Керченский учебно- воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку данные периоды работы в специальный стаж не включены.
По этим же основаниям не подлежат включению в специальный стаж ФИО1 нерабочие праздничные дни на территории Республики Крым - 18 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 28, апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 16 июня 2019 года, 12 августа 2019 года.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж периода нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 15 ноября 1991 года по 19 марта 1992 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 20 марта 1992 года по 31 декабря 1994года, в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет с 17 февраля 1995 года по 14 августа 1995года, суд первой инстанции исходил из действующего в период спорных правоотношений законодательства Украины, а именно статей 179, 181 Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины от 5 ноября 1991 года N1788 - XII "О пенсионном обеспечении", которыми предусмотрено, что время ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, и отпуска по уходу за ребенком, нуждающемся в медицинском уходе, не более как до достижения ребенком 6-ти лет, засчитывается как в общий, так и в стаж работы по специальности.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения в части включения в специальный стаж периодов работы с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года, с 1 октября 1993 года по 14 августа 1995 года, в котором предоставлялись указанные отпуска, требования о включении в специальный стаж отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, удовлетворению обоснованно не подлежали, а отпуск по уходу за ребенком до шести лет по медицинским показаниям, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие необходимой продолжительности специального стража ФИО1 на дату подачи заявления о досрочном назначении пенсии 14 ноября 2019 года - 19 лет 09 месяцев 00 дней, обоснованно руководствуясь следующим.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет, соответственно, мужчины и женщины (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2019 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список от 29 октября 2002 года N 781), а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
В пункте 4 раздела "Наименование учреждений и организаций" Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.
В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, содержал наименование учреждений "все типы детских дошкольных учреждений".
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", действовавшего до 3 февраля 2020 года, было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Действовавшим в спорный период работы ФИО1 в детском саду комбинате классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (утвержден 1 января 1976 и утратил силу 1 января 2003 года) содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "детский сад", следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии досрочно, может осуществляться в детских садах комбинатах.
В соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 8 марта 1960 года N, ясли-сады организуются районными, городскими отделами народного образования, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и другими организациями, а также колхозами.
Ясли-сады независимо от их принадлежности должны быть зарегистрированы в соответствующих районных или городских отделах народного образования.
Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью яслей-садов осуществляется администрацией предприятий или учреждений, совхозов, правлениями колхозов, в ведении которых они находятся.
Руководство и контроль за педагогической работой осуществляется районными, городскими отделами народного образования во всех яслях- садах независимо от их принадлежности.
Исходя из приведенных нормативных положений, в спорный период работы ФИО1 в детском комбинате допускалась организация детских дошкольных учреждений предприятиями, которые осуществляли руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой деятельностью. Соответственно, согласно вышеприведенного нормативно-правового регулирования работа в детском дошкольном учреждении давала права на пенсию за выслугу лет независимо от ведомственной принадлежности такого учреждения.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научнопедагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ N1015 от 2 октября 2014 года "Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 года, а после этой даты - статьями 46, 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с частью 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно части 3 статьи 167 КЗоТ РСФСР (действовавшей с 6 октября 1992 года до 1 февраля 2002 года) отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1) с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по уходу за ребенком в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебного постановления.
Доводы заявителя о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно сделал вывод о том, что в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на назначение досрочной пенсии, отсутствуют наименования должностей "аккомпаниатор" и "концертмейстер" и утверждение, что эти понятия тождественны должности "педагог дополнительного образования" отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Наименование учреждений дополнительного образования детей и должностей, работа в которых подлежит включению в специальный страховой стаж, поименованы в пункте 2 Списка от 29 октября 2002 года N 781.
Между тем, в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, отсутствуют наименования должностей "аккомпаниатор" и "концертмейстер".
Кроме того, данные периоды работы ФИО1 выполняла, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В пункте "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" и Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N 909 предусмотрено, что право на пенсию по выслуге лет имеют, в частности, работники образования независимо от возраста при наличия специального стажа работы 25 лет в соответствующих учебных заведениях любой формы собственности или ведомственной принадлежности. Исчерпывающий перечень должностей в соответствующих учебных заведениях, пребывание на которых засчитывается в стаж работы, которая дает право на пенсию по выслуге лет, представлен в разделе "1. Образование" Перечня, где должность "аккомпаниатор" и "концертмейстер" не предусмотрена.
Так же ошибочными являются доводы о тождественности выполняемых ФИО1 функций, условий и характера деятельности в должностях "аккомпаниатор" и "концертмейстер" должности "педагог дополнительного образования".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 года N должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования. Затем должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, а также в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, то есть имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года были предусмотрены должности аккомпаниатора, концертмейстера, педагога-организатора, руководителя кружка (коллектива). Приказ Минобразования РФ от 25 января 1993 года N, которым должности руководителей кружков были переименованы в должности педагогов дополнительного образования, не относится к должностям аккомпаниатора и концертмейстера, так как эти должности в должности педагогов дополнительного образования данным приказом не переименовывались.
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятом постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года также предусмотрена самостоятельная должность "концертмейстер", "аккомпаниатор", сохранена должность "педагог- организатор" и введена новая должность "педагог дополнительного образования".
Постановление Минтруда РФ от 11 ноября 1992 года N "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" также самостоятельные должности "концертмейстер" и "педагог дополнительного образования". Данные должности отличаются по своим должностным характеристикам.
Должности "аккомпаниатор" и "концертмейстер" являются самостоятельными, переименований в должность "педагог дополнительного образования" никогда не происходило. Эти должности предусмотрены Единым тарифно-квалификационным справочником и при этом никогда не включались в специальный список должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы о том, что судом ошибочно не был учтен период обучения истца в Оренбургском музыкальном училище со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, несостоятельны.
Так, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из указанной нормы следует, что включение в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении возможно при соблюдении двух условий: факта работы в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным Постановлением, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года.
Действующее пенсионное законодательство, а именно Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Из материалов дела следует, что ФИО1 поступила в Оренбургское музыкальное училище в 1985 году и окончила его 18 июня 1990 года. Трудовая деятельность ФИО1 началась 6 апреля 1988 года, следовательно, периоду обучения в училище педагогическая деятельность не предшествовала.
Вопреки доводам жалобы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, приходящиеся на период работы ФИО1 с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года и 1 сентября 2016 года по 14 ноября 2019 года в должности педагога дополнительного образования в ГБОУ РК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств", обоснованно не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку данные периоды работы в специальный стаж не включены.
Также, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения в части включения в специальный стаж периодов работы с 1 октября 1990 года по 31 декабря 1992 года, с 1 октября 1993 года по 14 августа 1995 года, в котором предоставлялись указанные отпуска, требования о включении в специальный стаж отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, удовлетворению обоснованно не подлежат, а отпуск по уходу за ребенком до шести лет по медицинским показаниям, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Довод о том, что рассмотрении вопроса о назначении пенсии не имеет значение должность истца и наименование учреждения, в котором она работала, противоречит действующему пенсионному законодательству.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда нижестоящей инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.