Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю- ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора, просившего жалобу оставить без удовлетворения. судебная коллегия
установила:
военный прокурор Краснодарского гарнизона в интересах ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.
В обоснование заявления указано, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий, установлено, что пенсионер МВД России - ФИО10. со ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по случаю потери кормильца, как мать погибшего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего ФИО8
При назначении пенсии, отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1 не назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Из личного (пенсионного) дела ФИО8 усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял служебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики. Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8 исключен из списков личного состава воинской части, в связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы.
На момент смерти ФИО8 статуса ветерана боевых действий не имел, к лицам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" и в части 1 статьи 45 Закона N 4468-1 не относился, в связи с тем, что Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" вступил в силу с 1 января 2004 года и распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления его в силу.
Принимая во внимание, отсутствие у ФИО8 удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего статус ветерана боевых действий, отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВУД России по Краснодарскому краю не назначает и, как следствие, не выплачивает ФИО1 пенсию по случаю потери кормильца с учетом ее повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона N 4468-1, чем нарушает ее права.
Кроме того, отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю сообщил, что для назначения ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона N 4468-1, необходимо установить факт, имеющий юридическое значение и признать ФИО8 ветераном боевых действий.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд установить факт, имеющий юридическое значение, и признать ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ветераном боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 11 ноября 2021 года заявление военного прокурора Краснодарского гарнизона удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю просит судебные акты отменить, принять новое решение, которым иск прокурора оставить без рассмотрения. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в указанной правовой норме, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее также- Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Частью второй статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб), в частности, во время прохождения службы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному Федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Исходя из вышеуказанных нормативных положений, военнослужащие, принимавшие участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 года в случае подтверждения их непосредственного участия в контртеррористических операциях приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия этого сотрудника в контртеррористической операции и которые утверждены уполномоченным руководителем.
Статус ветерана боевых действий введен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", который вступил в законную силу с 1 января 2004 года, согласно которому удостоверение ветерана боевых действий подтверждает статус ветерана боевых действий.
Пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного закона.
К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (ст. 21 Федерального закона "О ветеранах).
Судом установлено и из материалов дела следует, что в рамках проведения проверки исполнения отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю требований законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, пенсионер МВД России ФИО1 со ДД.ММ.ГГГГ, получает пенсию по случаю потери кормильца, как мать погибшего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего ФИО8
Согласно расчету выслуги лет на пенсию рядового ФИО8, он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выполнял служебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8 исключен из списков личного состава воинской части, в связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что факт участия ФИО8 в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1197-68 от 28.10.1999, подтвержден. Однако, отсутствие у ФИО8 удостоверения ветерана боевых действий, является препятствие для получения ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения в соответствии с п. "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что досудебный порядок урегулирования спора истцом не соблюден, не представлено доказательств обращения в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчиком не указано каким именно федеральным законом для категории дел, связанных с разрешением вопросов о признании лица участником боевых действий и о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.