Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наумичева О.Н. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, понуждении включения периодов работы, назначении пенсии, учете справок, по кассационной жалобе Наумичева О.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения Наумичева О.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Наумичев О.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - ГУ ОПФР по Республике Крым, пенсионный орган) о признании решения незаконным, понуждении включения периодов работы, назначении пенсии, учете справок.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 20 мая 2020г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решениями пенсионного органа от 02 ноября 2020 г. и от 29 декабря 2020 г. ему было отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж не были включены период его работы с 26 февраля 1988 года по 30 мая 2014 года, а также выходные дни в связи с празднованием региональных праздников, установленных в Республике Крым 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 01 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 05 июля 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 05 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 04 сентября 2017 года, 09 апреля 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 04 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 20 апреля 2020 года.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец просил суд признать незаконными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым N от 02 ноября 2020 года и N от 29 декабря 2020 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 26 февраля 1988 года по 30 мая 2014 года в Ялтинском ПЭС ПЭО "Крымэнерго", Ялтинских электрических сетях ГАЭК "Крымэнерго", ОАО "Крымэнерго", Ялтинском высоковольтном районе электрических сетей ОАО "Крымэнерго" Ялтинской городской сети ОАО "Крымэнерго", ПАО "Крымэнерго", Ялтинском РЭС ПАО "ДТЭК Крымэнерго"; обязать учесть данные о заработной плате на основании архивных справок для начисления пенсии N от 27 апреля 2020 года и N от 25 июня 2020 года, выданных Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымэнерго", используя при этом данные по заработной плате по 31 марта 1992 года в рублях СССР, с 01 апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года в купонах, с 12 ноября 1992 года по 31 декабря 1995 года в карбованцах, с 01 сентября 1996 года в гривнах; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20 мая 2020 года.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными и отменены решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ялте Республики Крым от 02 ноября 2020 года N и от 29 декабря 2020 года N об отказе в установлении Наумичеву О.Н. досрочной страховой пенсии по старости.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы Наумичева О.Н, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, с 26 февраля 1988 года по 30 мая 2014 года, и назначения Наумичеву О.Н. досрочной страховой пенсии по старости с учётом установленных судом обстоятельств в соответствии с его заявлением 20 мая 2020 года N.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность при назначении пенсии Наумичеву О.Н, ДД.ММ.ГГГГ рождения, принять к зачету архивные справки от 27 апреля 2020 года N и от 25 июня 2020 года N, выданные Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымэнерго", из расчета выплаты заработной платы за период до апреля 1992 года в денежной единице - СССР (советский рубль), с апреля 1992 года по октябрь 1992 года в денежной единице - купоны (карбованцы) Украины, с ноября 1992 года по 1996 года в денежной единице - карбованцы Украины, с сентября 1996 года в денежной единице - гривны Украины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Наумичева О.Н. периода работы с 01 января 1992 года по 30 мая 2014 года и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 20 мая 2020 года отменено, в отмененной части по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказано. В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периода его работы с 01 января 1992 года по 30 мая 2014 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 20 мая 2020 года, как постановленного в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права. Просит в отмененной части оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав Наумичева О.Н, поддержавшего оводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 20 мая 2020 года Наумичев О.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Решениями ответчика от 02 ноября 2020 года и от 29 декабря 2020 года истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого льготного стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком в специальный стаж Наумичева О.Н. не был включен период работы с 26 февраля 1988 года по 30 мая 2014 года в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи в Ялтинском ПЭС ПЭО "Крымэнерго", Ялтинских электрических сетях ГАЭК "Крымэнерго", ОАО "Крымэнерго", Ялтинском высоковольтльтном районе электрических сетей ОАО "Крымэнерго" Ялтинской городской электрической сети ОАО "Крымэнерго", Г1АО "Крымэнерго", Ялтинском РЗС ПАО Крымэнерго", поскольку имеющимися документами не подтверждена постоянная занятость (полный рабочий день) на работах, предусмотренных Списком 2, а также имеются сведения о совмещении работы электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи с работой водителем и стропальщиком. Кроме того, не подтверждена до 1992 года работа по монтажу воздушных линий на новом строительстве.
Не приняты к зачету архивные справки от 27 апреля 2020 года N и от 25 июня 2020 года N, поскольку в справках не указаны денежные единицы, в которой начислялась заработная плата.
Из архивной справки от 27 апреля 2020 года, выданной ГУП РК "Крымэнерго" следует, что Наумичев О.Н. работал в Ялтинском ПЭС ПЭО "Крымэнерго", Ялтинских электрических сетях ГАЭК "Крымэнерго", ОАО "Крымэнерго", Ялтинском высоковольтльтном районе электрических сетей ОАО "Крымэнерго" Ялтинской городской электрической сети ОАО "Крымэнерго", ПАО "Крымэнерго", Ялтинском РЗС ПАО Крымэнерго". Приказом от 26 февраля 1988 года N-к с 23 февраля 1988 года принят электромонтером по ремонту воздушных ЛЭП 3 разряда в СВС с оплатой 67 коп/час и доплатой 20% от тарифной ставки за совмещение профессии водителя за фактически отработанное время. Приказом от 04 января 1999 года N-к с 04 января 1999 года истцу присвоен 5 разряд электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач, доплата 10% за совмещение профессии водителя, доплата 11.00 грн. за совмещение профессии электрослесаря по ремонту оборудования распредустройств. Приказом от 28 февраля 2005 года N-к Наумичев О.Н. уволен переводом в Ялтинский высоковольтный РЭС. Приказом от 01 марта 2005 года N-к принят в порядке перевода электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда с должностным окладом 620 грн, с надбавками: 4% за тяж. и вредн. усл. труда. 10% за совмещ. стропальщика, 10% за совмещ. водителем. Приказом от 30 декабря 2005 года N-к переведен с 01 января 2006 года на должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда высоковольтных сетей структурного подразделе-ния ОАО "Крымэнерго" Ялтинской городской электрической сети с должностным окладом 860 грн, доплатной 4% за тяжелые и вредные условия труда, 10% за совмещение профессии водителя и 5% за совмещение профессии стропальщика.
Приказом от 01 июля 2013 года N-к переведен электромонтером по ремонту воздушных линий электропередач 5 разряда службы воздушных линий высоковольтных сетей "Ярем" с окладом 3110 грн. в месяц и доплатой 8% за тяжелые и вредные условия труда, доплата 5% за совмещение профессии стропальщика и 10% за совмещение профессии водителя. Приказом от 29 мая 2014 года N-к истец уволен по переводу в филиал ПАО "ДТЭК Крымэнерго". Приказом от 01 июня 2014 года N-к принят с 01 июня 2014 года в порядке перевода из ПАО "ДТЭК Крымэнерго" в СП "Ялтинский РЭС" электромонтером но ремонту воздушных линий электропередачи 5 разряда службы высоковольтных линий электропередачи с окладом согл. штат, распис. в руб. Приказом от 30 января 2015 года N-к действие трудового договора прекращено 30 января 2015 года по инициативе работника. Аналогичные сведения о периодах работы отражены в трудовой книжке истца.
Согласно приказу N-к от 26 февраля 1988 года Наумичев О.Н. принят электромонтерем по ремонту ЛЭП 3 разряда в СВС.
В соответствии с архивной справкой ГУП РК "Крымэнерго" от 18 июня 2021 года СВС - служба высоковольтных сетей.
В расчетах заработной платы за период работы Наумичева О.Н, имевший место до 01 января 1992 года отражено, что ему производилась доплата за вредные условия труда. Также доплата за вредные условия труда производилась в 2005 году, в период работы Наумичева О.Н. в службе высоковольтных сетей электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи.
Наумичев О.Н. является гражданином Российской Федерации, был зарегистрирован на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 26 февраля 1988 года по 30 мая 2014 года, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждена занятость истца в указанный период на работах с тяжелыми условиями труда. При этом суд посчитал, что занятость истца на работах с вредными и тяжелыми условиями труда составляла не менее 80% рабочего времени, что в силу Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 и Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии с 20 мая 2020 года.
Удовлетворяя требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности принять к зачету архивные справки от 27 апреля 2020 года N и от 25 июня 2020 года N, выданные ГУП Республики Крым "Крымэнерго", суд первой инстанции исходил из того, что сведения о том, что до апреля 1992 года денежной единицей Украины являлся рубль СССР (советский рубль), с апреля 1992 года по октябрь 1992 года - купоны (карбованцы) Украины, с ноября 1992 года по августа 1996 года - карбованцы Украины, с сентября 1996 года - гривны Украины, являются общедоступными, при этом оформление справки о заработной плате в соответствии с установленными требованиями является обязанностью работодателя, соответственно, отсутствие в справке наименования денежной единицы, в которой исчислялась заработная плата, является виной работодателя, в связи с чем сведения о заработной плате истца, отраженные в указанных справках, должны быть учтены ответчиком при оценке пенсионных прав истца.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы с 26 февраля 1988 года по 31 декабря 1991 года, поскольку в соответствии с пенсионным законодательством подтверждение факта выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня до 01 января 1992 года не требуется, при этом в материалах дела содержатся доказательства, подтверждающие выплату работодателем доплаты за вредные условия труда. Также, суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности учесть при оценке пенсионных прав истца сведения о его заработной плате, отраженные в архивных справках от 27 апреля 2020 года N и от 25 июня 2020 года N.
В указанной части апелляционное определение не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж Наумичева О.Н. периода его работы с 01 января 1992 года по 30 мая 2014 года, посчитав их ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Кроме того, установив, что специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган с учетом периода включенного ответчика и периода подлежащего включению в соответствии с решением суда составляет 9 лет 9 месяцев 4 дня, то есть менее требуемых 12 лет 6 месяцев, посчитал возможным отменить решение суда первой инстанции в указанной части, постановив по делу новое решение об отказе в удовлетворении названных требований, в том числе о назначении страховой пенсии досрочно с 20 мая 2020 года.
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Закона Украины "О пенсионном обеспечении", Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 01 августа 1992 года N442, исходил из того, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, указав, что приказом за декабрь 1994 года N176 об утверждении аттестации рабочих мест по условиям труда, приказом ПЭО "Крымэнерго" Ялтинского предприятия электросетей от 08 октября 1996 года N 212 "О введении в действие списков профессий N 1 и N 2", приказом от 21 декабря 2001 года N 270 "О результатах аттестации рабочих мест по условиям труда", перечнем рабочих мест с вредными и опасными факторами предприятия Ялтинские городские электрические сети, подлежащих аттестации по условиям труда в 2006 году, картой условий труда электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач, код КП - 7241.2 за 11 июля 2006 года, протоколом комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, назначенной приказом N 58 по ОАО "Крымэнерго" от 24 января 2007 года, не подтверждено право истца на досрочное пенсионное обеспечение по льготной профессии.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что в период с 01 января 1992 года по 30 мая 2014 года он имел совмещение должностей не более 20% в связи с расширением зоны обслуживания, и, соответственно, вырабатывал 80% времени на работах с вредными условиями труда, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца указанного периода работы.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в апелляционном определении в обжалуемой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 2 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списки льготных профессий, должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, составлены по производственному признаку, поэтому для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа.
В раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код N) поименована должность "Электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров" (код 2290000а-19855).
Список N 2 от 22 августа 1956 года N 1173, раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" содержит наименование должности "монтеры и электромонтеры-литейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети" (пункт "рабочие").
Таким образом, определяющим показателем является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах Списков. Для назначения работнику досрочной трудовой пенсии по старости необходимо установить на основании первичных документов полное соответствие характеру фактически выполнявшейся им работы с работой, предусмотренной Списками.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п.5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N555 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", которыми предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. После регистрации, периоды работы подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичный порядок подсчета страхового стажа закреплен в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреле 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 4 приведенного закона периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В рассматриваемом случае условиями, при которых истцу могут быть включены в специальный стаж спорные периоды работы, имевшие место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем.
Установив, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" на основании издаваемых на предприятии приказов (за декабрь 1994 года N 176, от 21 декабря 2001 года N 270, от 24 января 2007 года N 58) проводилась аттестация рабочих мест, по результатам которых право истца на досрочное пенсионное обеспечение по профессии электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач напряжением 35 кВ и выше не подтверждено, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, согласно которым полная занятость истца на тяжелых условиях труда не менее 80% рабочего времени не подтверждена, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы с 01 января 1992 года по 30 мая 2014 года. Одновременно учитывая отсутствие необходимой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ, суд апелляционной инстанции правомерно отказал и в назначении пенсии досрочно с 20 мая 2020 года.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы о получении истцом надбавки за работу с тяжелыми условиями труда не свидетельствуют о возникновении у истца права на включении спорного периода в специальный стаж и назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Несогласие заявителя кассационной жалобы с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Наумичева О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.