Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манохина Ю.А. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Севастополя", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство обороны Российской Федерации, о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Манохина Ю.А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 февраля 2022 года и апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Махонин Ю.А. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя" о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что действия военного комиссариата, выразившиеся в прекращении выплаты оклада по воинскому званию в связи с назначением с 02 июля 2021 года пенсии по инвалидности, а также осуществлением перерасчета (включения полученного оклада по воинскому званию в размер пенсии по инвалидности) полагает незаконными, и просил суд: признать незаконными действия органа пенсионного обеспечения, связанные с выплатой не в полном объеме пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", за период с 08 июля 2021 года по 30 сентября 2021 года; возложить обязанность на ответчика выплатить недоплаченную сумму пенсии по инвалидности, предусмотренную Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" за период с 08 июля 2021 года по 30 сентября 2021 года; признать незаконными действия органа пенсионного обеспечения, выразившееся в прекращении выплаты истцу оклада по воинскому званию, предусмотренного пунктом 4 статьи 23 Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункт 18 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и
выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации"; возложить обязанность на ответчика осуществить выплату оклада по воинскому званию, предусмотренного пунктом 4 статьи 23 Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункт 18 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" с 01 октября 2021 года.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 февраля 2022 года в удовлетворении искового заявления Манохину Ю.А. было, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 июня 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Манохин Ю.А. просит указанные выше судебные акты отменить, в связи с нарушением норм материального права и норм процессуального права. Считает, что пенсия по инвалидности подлежала выплате истцу на следующий день после увольнения по 01 августа 2022 года в установленном размере 14085 рублей 78 копеек.
Согласно уведомлению Отдела социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя" Министерства обороны Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ, истцу назначена пенсия по инвалидности в указанном размере 14085 рублей 78 копеек с 01 октября 2021 года, при этом дополнительно начислена пенсия (разница пенсии) в период с 02 июля 2021 года по 30 сентября 2021 года в размере 5329 рублей 41 копейка. Указывает, что ответчик, осуществляя выплату истцу, осуществил перерасчет с вычетом выплаченной истцу выплаты, предусмотренной пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", при этом ошибочно посчитав вышеуказанную выплату относящейся к одному из виду пенсии.
Истец указывает на то, что какой - либо другой пенсии не получал, назначенная ему выплата, предусмотрена пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не является видом пенсии.
Заявление о выплате оклада по воинскому званию было подано истцом 15 июля 2021 года, в то время как об установлении инвалидности ему стало известно только после выдачи справки Бюро СЭК N ФКУ "ГБ МСЭ по г. Севастополю 02 августа 2022 года, поскольку освидетельствование проходило заочно, следовательно, пенсия по инвалидности подлежала выплате истцу со следующего дня после увольнения с военной службы (02 июля 2021 года) по 01 августа 2022 года в установленном размере 14085 рублей 78 копеек, однако ответчик самовольно осуществил взаимозачет выплаченного ранее оклада по воинскому званию и пенсии, фактически произвел удержание с полагающейся к выплате размера пенсии.
Считает, действия ответчика, связанные с прекращением истцу выплаты, предусмотренной пунктом 4 статьи 23 федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", незаконными.
В возражениях Министерство обороны Российской Федерации выражает несогласие с доводами, изложенными в кассационной жалобе и указывает на законность принятых по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, дважды в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Манохин Ю.А. на основании приказа командующего Черноморским флотом (по личному составу) от 02 июня 2021 г. N 194 досрочно уволен в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, в соответствии подпунктом "б" пункта 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" без права на пенсию за выслугу лет.
Согласно приказу командира войсковой части 49311 от ДД.ММ.ГГГГ N Махонин Ю.А. исключен из списка личного состава войсковой части 01.07.2021 года.
15 июля 2021 года Махонин Ю.А. обратился в орган социального обеспечения военного комиссариата для назначения и выплаты оклада по воинскому (специальному) званию в соответствии с положениями п. 4 ст.23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
На основании заявления Махонина Ю.А. Военным комиссариатом г. Севастополя ему был назначен оклад по воинскому званию за выслугу лет с 02.07.2021 года, который выплачивался по 30.09.2021 года в размере 12 290, 00 руб. ежемесячно.
Так же из письменных материалов дела усматривается, что в соответствии со справкой Бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ" по г. Севастополю" Минтруда России серии N N Махонину Ю.А. установлена третья группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на срок с 08.07.2021 г. по 01.08.2022 г.
13.09.2021 года Махонин Ю.А. обратился в Отдел социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя" с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
В соответствии с уведомлением Отдела социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя" от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ заявителю назначена пенсия по инвалидности в размере 14 085, 78 руб. до ДД.ММ.ГГГГ (срок установления инвалидности). Кроме этого, дополнительно начислена пенсия (разница в пенсии) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 329, 41 руб, составляющая разницу между установленным размером пенсии по инвалидности и полученным окладом по воинскому званию согласно расчету от 06.10.2021 года.
Основанием для перерасчета и последующего прекращения выплаты оклада по воинскому званию Манохину Ю.А. послужило назначение пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468- 1, размер которой превышает размер ежемесячной выплаты оклада по воинскому званию.
Разрешая спор и оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что Махонин Ю.А. приобрел право на получение пенсии по инвалидности в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 с момента увольнения с военной службы, пришел к выводу о том, что оспариваемые истцом действия ответчика, прав и законных интересов истца не нарушают, поскольку действующим законодательством, не предусмотрена возможность одновременной выплаты оклада по воинскому званию и пенсии по инвалидности, поскольку оклад по воинскому званию является мерой социальной поддержки уволенному военнослужащему при отсутствии у него права на назначении пенсии, предусмотренной положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с пунктом 18 которого при несвоевременном обращении за назначением оклада по воинскому (специальному) званию выплаты за прошлое время производятся в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, если обращение за ними последовало до истечения 3 лет со дня возникновения права на их получение.
В соответствии с п. 18 Постановления N 941 военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, имеющим общую продолжительность военной службы (службы) менее 20 лет и уволенным с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также гражданам, уволенным без права на пенсию со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы по истечении срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, их территориальных органов или организаций, входящих в систему указанных федеральных органов, при отсутствии возможности перемещения по службе, в течение 1 года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому (специальному) званию.
Оклад по воинскому (специальному) званию подлежит назначению и выплате в течение 1 года после увольнения с военной службы (службы), исходя из размера оклада по воинскому (специальному) званию, получаемого военнослужащим, лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации на день увольнения с военной службы (службы), в том числе и при несвоевременном обращении за его назначением.
Назначение и выплата оклада по воинскому (специальному) званию производятся в соответствии с правовым актом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором предусмотрена военная служба (служба), принятым на основании настоящего постановления.
Годичный срок для выплаты оклада по воинскому (специальному) званию исчисляется со дня, следующего за днем исключения военнослужащих и указанных лиц из списков личного состава воинской части (органа) в связи с увольнением с военной службы (службы).
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:
а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Статьей 19 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" регламентированы условия, определяющие право на пенсию по инвалидности в частности: право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Категории инвалидов определены в статье 21 вышеприведенного Закона согласно которой, инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:
а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;
б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что условием сохранения за лицом проходившим военную службу выплаты оклада по воинскому званию в течение одного года после увольнения со службы, является увольнение военнослужащего со службы без права на пенсию.
Между тем, при назначении пенсии или иного вида денежного содержания предусмотренного законом о социальных гарантиях, выплата оклада по воинскому (специальному) званию прекращается.
Из ответа отдела социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя" следует, что Манохину Ю.А. с 1 октября 2021 года установлена пенсия по инвалидности по линии Министерства обороны Российской Федерации, с перерасчетом в сторону увеличения ранее выплаченного оклада по воинскому (специальному) званию, поскольку он был ниже назначенной пенсии.
Таким образом, ответчик произвел истцу доплату за период с 02.07.2021 года по 30.09.2021 года, состоящую из разницы оклада по воинскому (специальному) званию и назначенной пенсии по инвалидности.
Доводы кассационной жалобы о наличии права у истца на получение одновременно двух видов мер социальной поддержки в виде оклада по воинскому (специальному) званию в соответствии с положениями п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пенсии по инвалидности, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права. Оснований для выплаты и оклада по воинскому (специальному) званию и пенсии по инвалидности, нормы материального права не содержат.
Таким образом, судами правильно определены характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемых судебных постановлений, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судами доказательствами в их совокупности, удовлетворяют требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения из установленных фактов, оценка которых произведена судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, в полной мере исследованы судами обеих инстанций. Они получили правовую оценку с учетом материалов и обстоятельств дела. Переоценка установленных по делу обстоятельств спора и доказательств по делу находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке и указывает на отсутствие оснований к отмене вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 февраля 2022 года и апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Манохина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.