Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубенко М.Я. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Симферополя Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым "Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально- технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Шевчук Е.В, малолетние ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя Шевчук Е.В, о признании права на получение права дополнительной меры социальной поддержки и возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения Зубенко М.Я, судебная коллегия
установила:
Зубенко М.Я. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г.Симферополя Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым "Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" в котором, с учетом уточнений просил признать его право на получение и использование по назначению сертификата дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым";
обязать Муниципальное казенное учреждение департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым выдать на его имя сертификат дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 N631- ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым";
обязать Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя по заявлению Зубенко М.Я. принять решение о распоряжении Зубенко М.Я. средствами дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым и направить в ГКУ РК "Центр социальных выплат" соответствующую заявку на осуществление оговоренной выплаты вне очереди, вне списка, вне требований, предусмотренных пунктами 20-38 и иными, ограничивающими права истца пунктами Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N631-ЗРК/2019, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 N 659";
обязать ГКУ РК "Центр социальных выплат" перечислить средства единовременной выплаты на банковский счет физического лица, юридического лица, организации (в том числе кредитной), указанных в заявке органа труда и социальной защиты населения" вне очереди, вне списка, вне требований предусмотренных пунктами 20-38 и иными пунктами, ограничивающими права истца Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения Жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года N 659".
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2021 года исковые требования Зубенко М.Я. - удовлетворены частично.
Суд признал право истца Зубенко М.Я. на получение и использование по назначению сертификата дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 г. N 631- ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", возложил на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Зубенко М.Я. о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с учетом обстоятельств, установленных решением суда.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27 июня 2022 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с привлечением в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Шевчук Е.В. и несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2021 года отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования Зубенко М.Я. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым в выдаче сертификата дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям имеющих детей, в Республике Крым, в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 г. N631-ЗРК/2019.
Признано право истца на получение и использование о назначении сертификата дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий, семьям, имеющим детей, в Республике Крым, в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 г. N631-ЗРК/2019.
На Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым возложена обязанность при включении в сводный хронологический список граждан, указанных в п.22 Постановления Совета министров Республики Крым N659 от 16.10.2020 г. разместить Зубенко М.Я. в указанном списке под номером, соответствующим дате 20.07.2020 г.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что судами не принято во внимание, что по результатам рассмотрения заявления от 17.06.2020 было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с п.9, 16 Положения N574.
Причиной отказа послужил тот факт что, на день обращения за выдачей сертификата, согласно представленным документам, истец проживает на территории Республики Крым 2 года 10 месяцев и 14 дней, а супруга истца не зарегистрирована на территории Республики Крым.
Заявитель жалобы указывает, что согласно письменным разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 17.03.2020, мера социальной поддержки на которую претендует истец предоставляется если никто из родителей не рожден на территории Республики Крым, обязательным условием является проживание каждого из родителей на территории Республики Крым не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации N выданным ДД.ММ.ГГГГ, истец зарегистрирован по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации истца.
Супруга истца, Шевчук Е.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. согласно паспорту гражданина Российской Федерации, не зарегистрирована на территории Республики Крым.
Таким образом, исходя из положений Закона N631-ЗРК/2019, если никто из родителей не рожден на территории Республики Крым, при определении права на дополнительную меру социальной поддержки должно выполняться условие проживание на территории Республики Крым каждого из родителей суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления.
В кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, также выражается несогласие с принятыми до делу судебными актами и указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права, полагают, что материалами дела и обстоятельствами установленными судом первой и апелляционной инстанции подтверждено право истца на 20 июля 2021 года на меру социальной поддержки предусмотренную Законом N631-ЗРК/2019.
Представители Департамента труда и социальной защиты населения г. Симферополя Республики Крым, Государственного казенному учреждению Республики Крым "Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально - технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Шевчук Е.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. От Шевчук Е.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Учитывая отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, в целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав Зубенко М.Я, возражавшего против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Зубенко М.Я. и Шевчук Е.В. состоят в зарегистрированном браке, являются родителями двоих малолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют постоянное место жительство и регистрацию на территории Республики Крым.
17.06.2020 года Зубенко М.Я. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с требованиями норм Закона Республики Крым от 14.08.2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", в редакции, действующей на момент обращения.
02.07.2020 года истцом Зубенко М.Я. получено уведомление N11651-05/01-5 от 02.07.2020 года об отказе в выдаче сертификата на единовременную выплату.
Основанием для отказа указано не соблюдение требований п.п. 9, 16 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым N574 от 10.10.2019 года "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", а именно: согласно приложенным к заявлению документам, на день обращения, истец проживает на территории Республики Крым 2 года 10 месяцев и 14 дней, а супруга истца не имеет регистрации на территории Республики Крым, тогда как закон требует проживания супругов на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления.
С данным решением ответчика истец Зубенко М.Я. и третье лицо по делу Шевчук Е.В. не согласны, по тем основаниям, что на день подачи заявления истец с супругой суммарно проживали на территории Республики Крым пятнадцать лет, что соответствует требованиям законодательства, предусматривающего право на получение сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 14.08.2019 годаN631-ЗРК/2019.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", пришел к выводу, что нарушенное право истца подлежит восстановлению путем признания за ним права на получение и использование по назначению сертификата дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность по рассмотрению повторно заявления Зубенко М.Я. о предоставлении меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым".
Суд апелляционной инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без особенностей предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт документального подтверждения проживания истца на территории Республики Крым более 15 лет, который подтвержден материалами из других гражданских дел и решениями судов, вступившими в законную силу, по делам, рассмотренным в судах г. Симферополя по первой инстанции с участием истца, признав преюдицию указанных решений в порядке ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание пояснения истца, который просил исчислять его проживание на территории Республики Крым с момента его поступления в университет, а именно с 10.09.2006 г. и до его обращения за мерой социальной поддержки до 17.06.2020 г, а проживание его супруги Шевчук Е.В. на территории Республики Крым с момента получения ею вида на жительство с декабря 2017 года, пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований Зубенко М.Я. о признании неправомерным отказа в предоставлении меры социальной поддержки и возложении на ответчика обязанности при включении в сводный хронологический список граждан, указанных в п.22 Постановления Совета министров Республики Крым N659 от 16.10.2020 г. разместить Зубенко М.Я. в указанном списке под номером, соответствующим дате его обращения 20.07.2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" установлена дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.
Согласно статье 2 указанного Закона, единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом (далее - единовременная выплата); сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки.
Статьей 3 поименованного Закона Республики Крым (в редакции от 17 апреля 2020 года), право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.
При определении права на единовременную выплату также учитывается период проживания граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
Лица, указанные в статье 3 Закона N 631-ЗРК/2019, их законные представители, вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в период с 25 августа 2019 года до 31 декабря 2019 года - по 31 декабря 2020 года включительно.
Основаниями для отказа в выдаче сертификата являются: отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки; в собственности родителей (одинокого родителя) имеется более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства; установлен факт намеренного ухудшения заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи жилищных условий и имущественного положения; наличие в заявлении о выдаче сертификата или в представленных документах недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки.
Согласно п.9 Постановления Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574 "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", к заявлению о выдаче сертификата прилагаются следующие документы: паспорт заявителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым; паспорт второго родителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым; свидетельство о рождении на каждого ребенка до 14 лет (паспорт на каждого ребенка старше 14 лет); документы, содержащие сведения о совместно проживающих и зарегистрированных с заявителем членах его семьи, а также подтверждающие степень родства или свойства по отношению к заявителю и место постоянного проживания таких членов семьи заявителя; сведения о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, указанных в пункте 5 настоящего Положения (за -12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о выдаче сертификата); документы, подтверждающие соблюдение заявителем условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения (в том числе паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации по месту пребывания, решение суда, подтверждающее факт проживания на территории Республики Крым, справки из организаций жилищно-коммунального хозяйства, независимо от их организационно-правовой формы, имеющие реквизиты, подпись и печать юридических лиц, их выдавших, документы об образовании, документы о трудовой деятельности); договор социального найма, правоустанавливающие документы на жилые помещения, принадлежащие заявителю и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые заявителем и (или) членами его семьи по договору социального найма (при наличии таких документов); справка с места учебы для лиц в возрасте от 18 до
23 лет, обучающихся по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (для включения в состав семьи при определении среднедушевого совокупного дохода семьи); документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления представителем; письменное согласие на обработку персональных данных членов семьи заявителя, его представителя (в случае если заявление подается представителем) по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.
Законом Республики Крым от 14.10.2020 года N116-ЗРК/2020 приостановлено до 01.01.2024 года действие Закона Республики Крым от 14.08.2019 N631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
В связи с этим, принят новый Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
В соответствии с вышеуказанным Порядком гражданам, имеющим сертификат, заключившим договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты в срок до 10 ноября 2020 года.
Все заявления на выдачу сертификата либо на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, поступившие в Департамент труда и социальной защиты населения администрации до 14 октября 2020 года подлежат рассмотрению в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N659 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения -жилищных условия семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
По заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым N116-ЗРК/2020, выдача сертификатов осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в настоящем Порядке.
Органы труда и социальной защиты населения до 9 декабря 2020 года формируют списки граждан, получивших сертификат, согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
В указанный список граждан не включаются лица, по которым принято решение о распоряжении средствами единовременной выплаты либо об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 7 пункта 33 настоящего Порядка.
Список граждан формируется по дате выдачи сертификата в хронологическом порядке.
Граждане, получившие сертификаты в один и тот же день, включаются в Список граждан в алфавитном порядке.
Списки граждан направляются в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым в срок не позднее 10 декабря 2020 года для формирования Сводного списка согласно приложению 5 к настоящему Порядку.
Сводный список формируется и утверждается Министерством в порядке, определенном в пункте 21 настоящего Порядка.
Министерство ежегодно не позднее 15 декабря текущего года на основании Сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на следующий финансовый год, формирует и утверждает список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году, согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
Утвержденный список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляется в органы труда и социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня его утверждения.
Органы труда и социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного списка граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляют гражданам уведомление по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку о необходимости в срок до 1 октября соответствующего года обратиться за распоряжением средствами единовременной выплаты.
Таким образом, дата подачи заявления Зубенко М.Я. о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
Основанием для отказа в предоставлении Зубенко М.Я. меры социальной поддержки указано не соблюдение им требований п.п. 9, 16 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым N574 от 10.10.2019 года "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", а именно: согласно приложенным к заявлению документам, на день обращения, Зубенко М.Я, проживает на территории Республики Крым 2 года 10 месяцев и 14 дней, а супруга истца не имеет регистрации на территории Республики Крым, тогда как закон требует проживания супругов на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления.
Согласно письменным разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 17.03.2020, мера социальной поддержки предоставляется если:
- один из родителей (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым не менее 10 лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
- либо один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым не менее 10 лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
- если никто из родителей не рожден на территории Республики Крым, обязательным условием является проживание каждого из родителей на территории республики не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
Устанавливая право Зубенко М.Я. на заявленную им меру поддержки, суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства того, что Зубенко М.Я. с 2006 года по 2011 годы обучался на территории Республики Крым по очной форме обучения, а затем осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Крым, проживая в общежитии, право на проживание в котором, в период трудовой деятельности, и на заключение договора социального найма, установлено решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12.05.2017 г, принимая во внимание, что супруга истца Шевчук Е.В, получила временное проживание на территории Республики Крым с 07.12.2017 года по 07.12.2020 года, а затем вид на жительство с 16.04.2019 года по 16.04.2024 года, а с 05.06.2020 года является гражданкой Российской Федерации, не учел, что на дату подачи заявления на 20 июля 2021 года, истцом в адрес ответчика не представлены надлежащие документы, подтверждающие факт проживания его и его супруги на территории Республики Крым в общей сложности 15 лет, как того требовало законодательство, оставив без внимания в том числе разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 17.03.2020 года.
Ссылаясь на судебные решения, которые по мнению суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются преюдициальными для рассмотрения настоящего спора, поскольку обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что данными решениями установлен факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года и признано право на заключение договор социального найма на 2017 год, однако обстоятельств позволяющих признать проживание истца с более ранней даты, чем начало его трудовой деятельности в 2011 году, данные решения не содержат. Более того, обращение Зубенко М.Я. в суд с заявлением об установлении факта проживания на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым свидетельствует об отсутствии у Зубенко М.Я, на указанную дату регистрации на данной территории, что послужило основанием для отказа в признании его в соответствии с п.5 Договора о присоединении Республики Крым и города федерального значения Севастополя, лицом проживающим на территории Республики Крым и признании за ним гражданства Российской Федерации в административном порядке, путем выдачи паспорта, без наличия решения об установлении факта.
Кроме того, на момент подачи заявления ответчику, истцом к заявлению о предоставлении оспариваемой меры социальной поддержки, данные решения устанавливающие факт его проживания на территории Республики Крым большей продолжительностью, чем определено ответчиком, не приобщалось, в связи с чем, действия ответчика об отказе в признании за ним права на меру социальной поддержки на 20 июля 2020 года, без представления документов подтверждающих факт его более длительного проживания, нельзя признать незаконными.
Также суд оставил без внимания обстоятельства того, что зарегистрирован истец на территории Республики Крым был лишь с 2017 года, доказательств того, что ответчику были представлены сведения, свидетельствующие о более ранней регистрации истца и его супруги на территории Республики Крым, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности действий ответчика и о возложении обязанности восстановить истца в очереди на получение меры социальной поддержки с даты подачи заявления с 20 июля 2021 года, являются не соответствующими нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации состоявшийся судебный акт нельзя признать законными и обоснованными, он приняты при неправильном применении норм материального права.
С учетом приведенного состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить возникший спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Крым.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.