Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении должностного лица главного инженера МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит постановление заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что лицом ответственным за взятые МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" обязательства по договору обслуживания МКД на основании выданной лицензии в соответствии с Уставом предприятия является директор предприятия. Ни судом, ни административным органом, вынесшим оспариваемое постановление, не выяснился круг лиц ответственных за выполнение МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" обязательных требований. Таким образом, ФИО1 как должностное лицо не является лицом ответственным за выполнение обязательных требований, а значит, не может быть привлечен к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы заявителя, во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения главного инженера МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" ФИО1 к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Статьей 36 части 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Дале ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно статье 161 ч.ч. 1, 1.1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 161 ч. 2.3 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Положениями ст. 162 ч.2 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 193 ч.1 ЖК РФ лицензионными требованиями являются, в том числе, регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации; соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса; иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных ст. 193 ЖК РФ, установлено соблюдение требований, предусмотренных ст. 161 ч. 2.3 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ст. 162 ч.2 ЖК РФ, соблюдение требований, предусмотренных ст. 45 ч. 3.1 ЖК РФ, соблюдение требований, предусмотренных ст. 162 ч.7 и ст. 198 ч.6 ЖК РФ (п. 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которым под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (п.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, согласно которым в состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (п. "а" ч.2).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (п. "а" ч. 10).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п.п. "г", "з" ч. 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" в соответствии со ст. 161 ч. 1.2 ЖК РФ утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1).
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, а текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Из материалов дела следует, что постановлением заместителя военного прокурора - войсковая часть 32015 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из вышеуказанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и материалов дела, военной прокуратурой - войсковая часть 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, по результатом которой установлено, что на оперативном учете Евпаторийской КЭЧ района находятся общежития N и N по "адрес" в пгт. "адрес" Республики Крым, в которых проживает 343 военнослужащих, членов их семей и граждан, в том числе дети.
В соответствии с решением N начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ "О выборе способа управления жилым фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации" для обслуживания указанных общежитий ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника КЭУ ЧФ (далее заказчик) и МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" (далее управляющая организация), действующей на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N от ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор управления жилищным фон "адрес"-УЖФ-04/2018, согласно дополнительному соглашению к которому N от ДД.ММ.ГГГГ, его действие продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3.1.1 указанного договора, управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
В соответствии с п. 3.1.2 договора в обязанности управляющей организации входит оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде.
Согласно п. 3.1.8 договора, управляющая организация обязана организовать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание жилищного фонда, устранять аварии, организовать работы по устранению причин и т.д.
По результатам проверки в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных общежитий N и N с привлечением специалистов 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора установлено, что в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N (далее Правила) у входа в подъезды отсутствуют таблички с номерами подъездов и квартир, на доске информации отсутствуют списки организации с указанием их адресов и номеров телефонов (в нарушение п. 3.5.1 Правил), имеются просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах (в нарушение п. 4.1.7 Правил), уборка территории своевременно не проводится (в нарушение в. 3.7.1 Правил), допускается захламление подвальных помещений общежитий (в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), значительная часть оконных стекол в рекреационных зонах имеют трещины и налет грязи, а в некоторых местах стекло заменено на полиэтиленовую пленку, деревянные рамы имеют значительные дефекты и нуждаются в ремонте либо замене (в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Правил), устранение повреждений стен своевременно не проводится, отслоившаяся штукатурка не защищается (в нарушение п. 4.2.1.1 Правил).
Приказом директора МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" от ДД.ММ.ГГГГ N-лс ФИО1 назначен на должность главного инженера, на которого согласно должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ возложены обязанности по подготовке персонала организации к выполнению работ, руководству деятельности технических служб, контролю результата работы, техническому обеспечению производства работ по оказанию коммунальных услуг, руководству техническим персоналом организации, организации технического обслуживания жилищного фонда, несение ответственности за выполнение производственных программ, обеспечению хозяйственного обслуживания зданий, анализу технического состояния жилищного фонда, руководству мероприятий по капитальному и текущему ремонту.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: пояснениями должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, согласно которым последний указал о признании им выявленных в результате проверки нарушений требований действующего законодательства, а также с данными акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому указано о проведении внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа-распоряжения начальника N ЦГСЭН от ДД.ММ.ГГГГ N и запроса военной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ N Исорг 144-21, объектами которой являлись вышеуказанные общежития N и N, по результатам которой установлены, в том числе указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении вышеизложенные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N, которые согласуются с материалами фототаблицы - приложения N к акту проверки и другими материалами дела, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления и иных, перечисленных в названном положении закона.
ФИО1 находясь на должности главного инженера МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка", относящегося к разряду должностных лиц, и обязанного организовать свою деятельность в точном соответствии с требования закона, в том числе и лицензионных требований, имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.
А между тем, как следует из вышеназванных локальных актов, в обязанности ФИО1 входят организация осуществления работ и услуг, невыполнение которых надлежащим образом квалифицировано как административное правонарушение.
На основании полного и всестороннего правового анализа доказательной базы по делу, в соответствии с требованиями положений статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, и дана им надлежащая оценка.
Доводы жалобы, о том, что ФИО1 как должностное лицо не является лицом ответственным за выполнение обязательных требований, а значит, не может быть привлечен к административной ответственности, является несостоятельным, поскольку он как должностное лицо, ответственное за определенный участок работы, являющегося составной частью определенной деятельности общества в целом, должно организовать своевременное и надлежащее исполнение обязанностей, входящих в полномочия этого лица с соблюдением относящихся к этой деятельности требований закона, что представляется очевидным.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и в своей правовой основе, не опровергают выводы о виновности главного инженера МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении должностного лица главного инженера МУП "Ресурсоснабжающая организация "Новофедоровка" ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.