Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" Марамыгина Ю.А. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области N198 от 15 июля 2021 года, решение судьи Чертовского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром трансгаз Волгоград", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области N198 от 15 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чертовского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2021 года и решением судьи Ростовского областного суда от 13 декабря 2021 года ООО "Газпром трансгаз Волгоград" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 26 Правил пожарной безопасности определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра (пункт 29 Правил пожарной безопасности).
Из пункта 30 Правил пожарной безопасности следует, что места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Согласно пункту 45 Правил пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела, 16 июня 2021 года в ходе планового (рейдового) задания на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 25 декабря 2020 года N ПР-296 "О патрулировании территории лесного фонда Ростовской области", в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства, должностным лицом управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области выявлено, что в охранной зоне линии ВЛ 10 кВ N 8, проходящей через выдел 1 квартала 14 СПК "Щедровское" Чертковского участкового лесничества, земельный участок лесного фонда с кадастровым номером N, на общей площади порядка 1 га (шириной 20 м и длиной 500 м) не осуществлена уборка и складирование порубочных остатков в границах охранной зоны, в соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах, а именно срубленные деревья лиственных пород "ясень", "акация" и хвойных пород "сосна" оставлены на местах рубок (лесосеках) в период пожароопасного сезона, стволы деревьев не очищены от сучьев и не уложены плотно на землю, заготовленная древесина не собрана в штабеля, поленницы не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 м, в частности:
- между опорами N 23 и N 31 охранной зоны линии электропередач в хвойных насаждениях зафиксировано нахождение порубочных остатков и срубленных деревьев породы "сосна" объемом 5 куб.м, которые оставлены в пределах границ просеки на площади 0, 89 га;
- между опорами N 31 и N 32 охранной зоны линии электропередачи в хвойных насаждениях зафиксировано нахождение порубочных остатков и срубленных деревьев породы "акация" и "ясень" объемом 1 куб.м, которые оставлены в пределах просеки на площади 0, 11 га.
Указанное событие возникло в период действия на территории Ростовской области особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Ростовской области от 19 апреля 2021 года N 313.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.77-78), представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 16 июля 2021 года (л.д.74-75), копией постановления министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 11 июня 2021 года N 11-8 (л.д.83-84), копией планового (рейдового) задания (л.д.85), копией акта осмотра, обследования охранной зоны линии электропередач в границах лесного фонда от 17 июня 2021 года (оборот л.д.85), фототаблицей (л.д.86), копией акта осмотра, обследования охранной зоны линии электропередач в границах лесного фонда от 5 августа 2021 года (оборот л.д.86, 87), фототаблицей (оборот л.д.87), копией предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 14 апреля 2021 года (л.д.88-89), копией акта осмотра, обследования охранной зоны линии электропередач ВЛ10 кВ N 8 в границах лесного фонда от 13 июля 2021 года (л.д.90), фототаблицей (л.д.91-93) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "Газпром трансгаз Волгоград" квалифицированы по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Признавая ООО "Газпром трансгаз Волгоград" виновным в совершении вменяемого правонарушения, судебные инстанции исходили из того, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения Правил противопожарной безопасности, не предпринимало все зависящие от него меры по их соблюдению, не организовав надлежащим образом деятельность уполномоченных работников, не обеспечив действенный контроль за соблюдением действующего законодательства и необходимых мер для предотвращения и устранения нарушений закона.
Утверждения в жалобе о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности земельного участка, на котором выявлены порубочные остатки, к лесному фонду, подлежат отклонению.
Как следует из информации, размещенной в свободном доступе на сайте pkk.rosreestr.ru земельный участок с кадастровым номером N, площадь 350 079 кв.м, относится к категории земель: "земли лесного фонда", вид разрешенное использования: "для лесного хозяйства".
Сведения о том, что указанный земельный участок не относится к землям лесного фонда, к жалобе не приложены.
Указание заявителя на нарушение права юридического лица на защиту ввиду составления протокола об административном правонарушении в отсутствие сведений о надлежащем извещении юридического лица или его законного представителя, не может быть признано убедительным.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление об административном правонарушении вынесено в присутствии защитника юридического лица Штырова П.А, действующего на основании доверенности (л.д.94-96), что не противоречит положения частей 1, 2 и 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возможности участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в качестве которого к участию допускается адвокат или иное лицо.
Из содержания доверенности от 5 марта 2021 года, выданной Штырову П.А. законным представителем юридического лица - генеральным директором ООО "Газпром трансгаз Волгоград" Марамыгиным Ю.А. сроком по 8 сентября 2021 года, следует, что Штыров П.А. уполномочен представлять и защищать интересы общества, в том числе во всех органах государственной власти субъектов Российской Федерации со всеми правами, предоставляемыми действующим законодательства Российской Федерации по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, положения приведенных выше норм, совокупность конкретных обстоятельств настоящего дела, порядок действий, осуществляемых Штыровым П.А. в рамках настоящего дела, содержание выданной ему доверенности от 5 марта 2021 года, сведений об отзыве которой в установленном законом порядке материалы дела не содержат, позволяют сделать вывод о том, что объем полномочий, которыми указанное лицо наделено в соответствии с этой доверенностью, предоставляло ему право участвовать от имени общества при составлении протокола об административном правонарушении, а также рассмотрении дела, а общество в свою очередь уполномочило Штырова П.А. на осуществление соответствующих процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушении.
Ссылка в жалобе на то, что на момент осмотра, обследования охранной зоны линии электропередач в границах лесного фонда 16 июня 2021 года не истек срок исполнения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 14 апреля 2021 года, несостоятельна, поскольку не исполнение предостережения образует состав иного административного правонарушения, которое ООО "Газпром трансгаз Волгоград" по настоящему делу не вменяется.
Исходя из характера правонарушения, оснований для признания совершенного деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Газпром трансгаз Волгоград" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Газпром трансгаз Волгоград" к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции вменяемого правонарушения с применением положений частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену либо изменение обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области N198 от 15 июля 2021 года, решение судьи Чертовского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 13 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" Марамыгина Ю.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Кадурин С.А. N 12-46/2021
судья областного суда Ушников М.П. 11-2655/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-3551/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.