Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска Садовникова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 101 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 01 августа 2022 г. и решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2022 г., вынесенные в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 101 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 01 августа 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2022 г, Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник Департамента Садовников А.В. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи городского суда отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из обстоятельств дела следует, что 18 мая 2022 г. государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России "Усть-Илимский", на основании служебного задания, выданного начальником ОГИБДД МВД России "Усть-Илимский", в отношении контролируемого лица: Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска проведено предусмотренное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контрольное (надзорное) мероприятие "выездное обследование" в виде "осмотра", в ходе которого было установлено, что на участке автомобильной дороги, расположенной в границах населенного пункта по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимское шоссе 2 км 100 м в районе опоры освещения (ОС N 321), в нарушение требований пункта 6.3.1 "ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", отсутствует дорожная разметка 1.2 и 1.5 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечении Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Судья городского суда с выводами мирового судьи согласился, оставив вынесенное им постановление без изменения.
Между тем, судьей городского суда не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При обжаловании постановления по делу об административном правонарушении защитник Департамента приводил доводы о том, что порядок проведения контрольного мероприятия был нарушен.
Отклоняя эти доводы, судья городского суда пришел к выводу о том, что должностным лицом административного органа положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" были соблюдены.
Вместе с тем, частью 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" определено, что положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 4 и пункту 5 статьи 37 Устава муниципального образования город Усть-Илимск, принятого решением городской Думы г. Усть-Илимска от 20 апреля 2005 г. N 15/60, муниципальное образование Усть-Илимске имеет статус городского округа; в структуру администрации города входят: мэр города - глава администрации города, первый заместитель мэра города, заместители мэра города, управляющий делами, отраслевые (функциональные) постоянно действующие исполнительные органы администрации города (управления, департаменты, комитеты и др.) в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и финансами, в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, городского хозяйства, других сферах, предусмотренных действующим законодательством по решению вопросов местного значения, их должностные лица.
Согласно пункту 2 Положения о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава муниципального образования город Усть-Илимск, Департамент является постоянно действующим исполнительным органом администрации г. Усть-Илимска (л.д. 31).
В соответствии с пунктом 13 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 384 утверждено Положение "О государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области безопасности дорожного движения".
В соответствии с пунктом 8 указанного Положения к отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления (их должностными лицами) полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, применяются положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления предусмотрено статей 77 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Анализ представленных в материалы данного дела доказательств позволяет прийти к выводу о том, что Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска является органом местного самоуправления, осуществляющим дорожную деятельность, относящуюся к вопросам местного значения городского округа.
Следовательно, в силу приведенных выше норм, положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к организации и осуществлению контроля за деятельностью Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска, осуществляемой им при решении вопросов местного значения, в частности дорожной деятельности, в рассматриваемом случае применению не подлежат, поскольку государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и указанным выше Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 384.
Между тем, судья городского суда, отклоняя доводы жалобы о нарушении порядка проведения проверочных мероприятий, данным обстоятельствам должной оценки не дал, законность проведения контрольных мероприятий с точки зрения соблюдения сотрудниками ГИБДД указанных выше нормативных требований, не проверил.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено судьей городского суда с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенные судьей городского суда нарушения процессуальных требований являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2022 г. законным признать нельзя, поэтому оно подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения и принять обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу защитника Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска Садовникова А.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2022 г, вынесенное в отношении Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации г. Усть-Илимска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе на постановление мирового судьи судебного участка N 101 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 01 августа 2022 г, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, возвратить в Усть-Илимский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.