Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Спец-Транс" Белых Я.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора N З-1035 от 19 ноября 2021 г., решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 3 марта 2022 г. и решение судьи Новосибирского областного суда от 29 июня 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное предприятие" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора N З-1035 от 19 ноября 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 3 марта 2022 г, решением судьи Новосибирского областного суда от 29 июня 2022 г, ООО "Спец-Транс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 400 000 рублей.
В жалобе законный представитель юридического лица Белых Я.А. просит вынесенные по делу акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения.
В силу п. п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Исходя из положений ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным кодексом, федеральными законами.
На основании п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Положениями п. 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет, в числе иного, на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов данного дела ООО "Спец-Транс" привлечено к административной ответственности в порядке ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в связи с тем, что, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 22180 кв.м, расположенного в "адрес" предоставленного для размещения накопителей временного хранения жидких бытовых отходов, допустило невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившемся в бесконтрольном распространении жидких бытовых отходов на данном земельном участке и прилегающие территории неразграниченных земель кадастрового квартала N
Фактические обстоятельства дела установлены должностным лицом Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора 29 октября 2021 г. в рамках административного расследования, подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Деяние ООО "Спец-Транс" должностным лицом квалифицировано по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Доводы жалобы о неправомерном привлечении ООО "Спец-Транс" к административной ответственности со ссылкой на несоблюдение требований ГОСТ 17.4.3.01-2017 при отборе проб почвы, отсутствие доказательств порчи земель, принятие мер по предотвращению негативного воздействия на земли, неправильную юридическую квалификацию вмененного деяния, малозначительность правонарушения аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки и получили надлежащую правовую оценку.
Факт невыполнения ООО "Спец-Транс" обязательных мероприятий по охране земель, защите почв от загрязнения жидкими бытовыми отходами установлен должностным лицом органа административной юрисдикции и судебными инстанциями на основании исследования представленных в дело доказательств, в их совокупности, сомнения не вызывает.
Указание в жалобе на то, что контрольно-надзорными органами не было установлено нарушений санитарных правил при размещении жидких бытовых отходов, выводы о нарушении ООО "Спец-Транс" обязательных требований в области охраны окружающей среды не опровергает, обстоятельством, исключающим производство по настоящему делу, не является.
Представленные в материалы дела сведения о вывозе снега и мусора с земельного участка, а также заключении в период производства по делу об административном правонарушении договора на проектные работы по рекультивации земель о проведении ООО "Спец-Транс" надлежащих мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду не свидетельствует, о чем обоснованно указанно судебными инстанциями.
Объективных препятствий для соблюдения ООО "Спец-Транс" обязательных требований по охране земель, а равно для принятия надлежащих мер в целях соблюдения вышеуказанных требований законодательства, при рассмотрении дела и жалоб, не установлено, что указывает на наличие вины ООО "Спец-Транс" в совершении вмененного правонарушения применительно к ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах ООО "Спец-Транс" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что были допущены нарушения норм материального права или предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, правовым основанием к отмене вынесенных по делу актов не является.
Срок давности и порядок привлечения ООО "Спец-Транс" к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельства, которые в силу п. п. 2 - 4 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену постановления и судебных решений, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора N З-1035 от 19 ноября 2021 г, решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 3 марта 2022 г. и решение судьи Новосибирского областного суда от 29 июня 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Специализированное транспортное предприятие" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья: А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.