Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Боровкова Сергея Александровича, действующего на основании доверенности в интересах администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 42 Центрального района г. Братска Иркутской области от 25 июля 2022г. и решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 29 августа 2022г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 42 Центрального района г. Братска Иркутской области от 25 июля 2022г, оставленным без изменения решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 29 августа 2022г, администрация муниципального образования г. Братска Иркутской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа c применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Боровков С.А. настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.50 КоАП РФ.
Согласно пп "д, м" п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях,.
Согласно п. 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказами МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 (далее - Положение о системах оповещения), границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования.
Из положений п. 28 Положения о системах оповещения следует, что для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Пунктом 20 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, наряду с прочими, резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N1485 утверждено Положение о подготовке граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которым определен порядок подготовки граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пп "д" п. 2 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе, работники органов местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании решения прокурора г. Братска Иркутской области от 12 мая 2022г. N 35 на предмет соблюдения администрацией муниципального образования г. Братска Иркутской области законодательства о пожарной безопасности и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций 9 июня 2022г. выявлено, что в нарушение вышеприведенных правовых требований и норм:
- муниципальная система оповещения не охватывает часть территории муниципального образования, что не позволяет информировать и доводить сигналы оповещения в автоматизированном режиме до всех жителей. Между тем резерв технических средств оповещения у муниципального образования отсутствует;
- отсутствует резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- заместитель начальника единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования К, в должностные полномочия которого входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Всем доводам жалобы заявителя, имеющим юридическое значение, в том числе о неисследованности материалов прокурорской проверки и о том, что функции по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера возложены муниципальным органом на департамент общественной безопасности администрации г. Братска Иркутской области, городским судом дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Так, материалы прокурорской проверки представлены в дело. Решение о проведении проверки принято согласно компетенции прокурора и в порядке, предусмотренном ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". По результатам проверки составлен акт от 9 июня 2022г, который в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ принят в качестве доказательства по делу.
Согласно Положению о департаменте общественной безопасности администрации г. Братска, утвержденному администрацией муниципального образования г. Братска от 16.10.2017г. N 1558, департамент является структурным функциональным органом администрации г. Братска. Закрепление за ним функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не освобождает орган исполнительной власти муниципального образования от указанной обязанности, возложенной на муниципальное образование согласно п. 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявляя в жалобе о невиновности администрации в отсутствии у муниципального образования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитник ссылается на п. 20 Порядка создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Иркутской области, утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 07.12.2007 N 287-па (далее - Порядок), согласно которому финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резерва материальных ресурсов осуществляется за счет средств областного бюджета.
Приведенные доводы защитника основаны на неверном прочтении указанного нормативного акта. Так, из названия акта и п.1 Порядка следует что Порядок определяет основные принципы создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Иркутской области.
Как уже отмечалось выше, порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера следует определять согласно п. 20 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в частности, - согласно нормативным актам органов местного самоуправления. Такой резерв материальных ресурсов являются самостоятельным расходным обязательством органа местного самоуправления (пп "д" п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена городским судом с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана судебная оценка.
Порядок и срок привлечения администрации к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ соблюдены.
Административное наказание назначено администрации с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 42 Центрального района г. Братска Иркутской области от 25 июля 2022г. и решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 29 августа 2022г. оставить без изменений, жалобу защитника Боровкова С.А. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.