Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 4 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 августа 2022 года.
по административному делу N 54RS0030-01-2021-005907-82 (N 2-254/2022) по административному исковому заявлению Пожидаевой Натальи Викторовны, Смирнова Тимофея Васильевича, Пожидаевой Тамары Викторовны, Титова Александра Аркадьевича к администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об организации устройства подъездной дороги.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пожидаева Н.В, Смирнов Т.В, Пожидаева Т.В, Титов А.А. обратились с административным иском к администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в котором с учетом последующих уточнений просили:
- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по устройству подъездной дороги в ТСН "Витязь";
- обязать административного ответчика осуществить устройство подъездной дороги к ТСН "Витязь" в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу;
- организовать работу по разработке проекта организации дорожного движения, приведению автомобильной дороги в соответствие с нормативными требованиями ГОСТ;
- до момента окончания организации устройства подъездной дороги обеспечить проезд до территории ТСН "Витязь", а именно: в зимний период времени осуществлять уборку проезжей части до территории общества с учетом требований ГОСТ Р 50597-2017, обеспечив наличие на дороге не более двух сантиметров рыхлого или четырех сантиметров талого снега; в теплый период времени - обеспечить грейдирование и отсыпку на высоту 0, 5 м согласно СНИП 111-4078.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных на территории ДНТ "Витязь" в поселке Садовый Новосибирской области. В настоящее время к ДНТ "Витязь" отсутствуют подъездные пути. Все собственники земельных участков ДНТ, в том числе и те, кто зарегистрирован и постоянно проживает на территории товарищества, вынуждены добираться до своих домов по полям, где возможность проезда зависит от погодных условий, в межсезонье возможность проезда практически отсутствует. Жителям, в том числе с маленькими детьми, до своих домов приходится добираться пешком по полям - протяженность пешего пути около 1, 5 км. Отсутствие дороги также не позволяет заехать на территорию ДНТ какой-либо специализированной технике, в том числе пожарным машинам, машинам скорой помощи. В нарушение требований действующего законодательства подъездная дорога к ДНТ "Витязь" отсутствует.
В судебном заседании истцы Смирнов Т.В, Пожидаева Н.В. и ее представитель Каюмова Е.С. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области Терскова Я.А. полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 4 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выраженное в непринятии мер по осуществлению дорожной деятельности в виде осуществления строительства автомобильной дороги к ТСН "Витязь". На администрацию Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность осуществить строительство автомобильной дороги к ТСН "Витязь" Новосибирского района Новосибирской области, и разработать проект организации дорожного движения в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных документов. Установлен срок исполнения решения - два года со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 августа 2022г. решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Администрация Новосибирского района Новосибирской области 19 сентября 2022 г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 6 октября 2022 г.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях представителя Пожидаевой Н.В. Каюмовой Е.С. содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования к надлежащему административному ответчику, суд первой инстанции исходил из того, что факты нарушения им требований законодательства и прав административных истцов нашли свое подтверждение.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, признав их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе административный ответчик указывает на отсутствие незаконного бездействия администрации Станционного сельсовета, однако его доводы не подтверждают наличие оснований для отмены судебных актов кассационным судом общей юрисдикции исходя из следующего.
Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами установлены факты незаконного бездействия администрации Станционного сельсовета и нарушения тем самым прав административных истцов.
Суды руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Новосибирской области от 24 ноября 2014 г. N 484-ОЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области", Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", оценив представленные доказательства, установили, что отсутствие автомобильной дороги, обеспечивающей доступ граждан к объектам недвижимости в ДНТ "Витязь", непринятие органом местного самоуправления в течение разумного срока должных мер по вопросу местного значения свидетельствуют о неисполнении администрацией Станционного сельсовета обязанности по осуществлению дорожной деятельности в соответствии с нормативно установленными требованиями и о нарушении тем самым прав граждан.
Доводы заявителя о включении в Генеральный план Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сведений о сроках строительства автомобильной дороги (до 2039 года) являлись предметом оценки и были обоснованно отклонены судами, поскольку отсутствие точного расположения автомобильной дороги и разумного срока ее строительства свидетельствуют о том, что при сохранении существующего положения интересы административных истцов не будут соблюдаться неопределенно длительное время.
При таких обстоятельствах, учитывая, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, суды пришли к правильным выводам о понуждении органа местного самоуправления к выполнению возложенных законом обязанностей в интересах административных истцов, относящихся к местному населению.
В своих выводах суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств административного дела.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судами не допущено, тогда как полномочиями по переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 4 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 21 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.