Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2005 г. N А05-2840/05-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Сосниной О.Г. и Старченковой В.В.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 10.10.2005),
рассмотрев 01.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 03.06.2005 (судья Трубина Н.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2005 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2840/05-17,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области "Коряжемское автотранспортное предприятие" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) о взыскании 94 221,96 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам в период с октября по декабрь 2004 года льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация муниципального образования "Город Коряжма".
Решением от 03.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2005, исковые требования полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации. В иске к Департаменту отказано.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее:
- в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Архангельская область запрашивала из федерального бюджета денежные средства для компенсации расходов по реализации Закона в размере, большем, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год":
- Департаментом не в полном объеме израсходованы денежные средства, выделенные в 2004 г. Архангельской области на реализацию Закона;
- Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства;
- удовлетворение исков о взыскании компенсационных выплат нарушает бюджетно-финансовое законодательство, поскольку Минфин не вправе превысить заложенный в федеральном бюджете на текущий год объем ассигнований на компенсацию льгот, предоставленных гражданам.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Департамента возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Предприятие в период с октября по декабрь 2004 года в соответствии со статьей 30 Закона предоставляло инвалидам льготы в виде бесплатного проезда, в результате чего понесло расходы в сумме 94 221,96 руб., которые ему не были возмещены.
Истец, являясь предприятием, осуществляющим транспортное обслуживание населения, ссылаясь на положения пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (далее - Закон N 186-ФЗ) предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций на финансирование расходов, предусмотренных Законом.
Данной нормой установлено, что предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", согласно приложению 14 к Закону N 186-ФЗ.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (далее - Постановление). В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2006 года в настоящем постановлении исправлена опечатка
Согласно пункту 9 Постановления расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций сослались на недостаточность денежных средств, выделенных в 2004 году муниципальному образованию "Город Коряжма", для возмещения всех расходов, понесенных организациями, предоставившими льготы, предусмотренные Законом, и пришли к выводу о необходимости удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что данный вывод сделан без достаточных оснований.
Из материалов дела усматривается, что в 2004 году Архангельской областью из Фонда компенсаций в 2004 году получена субсидия на реализацию Закона в размере 313 189 000 руб.
Вопрос о соответствии размера указанной субсидии размеру понесенных предприятиями области затрат на предоставление предусмотренных Законом льгот судом не исследовался.
Данные о том, что указанные средства использованы Архангельской областью в полном объеме по целевому назначению, в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, исполнены ли в полном объеме Российской Федерацией обязательства по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона; выделялись ли Архангельской области денежные средства в достаточном объеме для возмещения всех расходов, понесенных организациями, предоставившими льготы в соответствии с Законом; дать оценку доводу Минфина о наличии на счетах Архангельской области остатков денежных средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Закона, и с учетом того, что правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются публичными, вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2840/05-17 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2005 г. N А05-2840/05-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2006 года в настоящем постановлении исправлена опечатка