Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дмитриевой О.С.
судей Прудентовой Е.В. и Гунгера Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0011-01-2021-000569-88 по иску прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Чарский детский сад "Ручеёк", администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края об обязании муниципального дошкольного образовательного учреждения Чарский детский сад "Ручеёк" оборудовать здание турникетами со встроенной системой контроля доступа и ручными или стационарными металлоискателями, обеспечить охрану здания и установку средств передачи тревожных сообщений, администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края - выделить финансирование для исполнения решения суда, по кассационной жалобе администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав прокурора Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Каларского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Чарский детский сад "Ручеёк", администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края об обязании муниципального дошкольного образовательного учреждения Чарский детский сад "Ручеёк" оборудовать здание турникетами со встроенной системой контроля доступа и ручными или стационарными металлоискателями, обеспечить охрану здания и установку средств передачи тревожных сообщений, администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края - выделить финансирование для исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки в сфере антитеррористической защищенности объектов образования на территории Каларского муниципального округа установлено, что в здании МДОУ Чарский детский сад "Ручеёк", расположенном по адресу: "адрес", в нарушение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, не обеспечена охрана здания дошкольного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в здании не оборудована система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, отсутствуют турникеты и ручные или стационарные металлоискатели. Указанное ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Уточнив требования, просил обязать МДОУ Чарский детский сад "Ручеёк" в срок до 1 сентября 2022 г. оборудовать центральный вход здания детского сада турникетом, ручными или стационарными металлоискателями, обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; обязать администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края профинансировать в МДОУ Чарский детский сад "Ручеёк" установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, турникета на центральном входе здания детского сада, ручных или стационарных металлоискателей, обеспечение охраны здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. иск удовлетворен.
На МДОУ Чарский детский сад "Ручеёк" возложена обязанность в срок до 01.09.2022 оборудовать центральный вход здания детского сада турникетом, ручными или стационарными металлоискателями; обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
На администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края возложена обязанность профинансировать в МДОУ Чарский детский сад "Ручеёк" установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, турникета на центральном входе здания школы, ручных или стационарных металлоискателей и обеспечение охраны здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2022 г. решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. изменено в части.
Исключено из решения суда указание о возложении на МДОУ Чарский детский сад "Ручеёк" обязанности оборудовать центральный вход здания детского сада турникетом и о возложении обязанности на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края профинансировать в МДОУ Чарский детский сад "Ручеёк" установку турникета на центральном входе здания.
В остальной части решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края просит судебные постановления отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что 13.03.2022 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 289, которым внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), в связи с чем на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции 18.05.2022 детский сад "Ручеек" уже не относился к объектам третьей категории опасности. Понижение категории опасности в связи с изменением законодательства влечет за собой не обязательность исполнения требований пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, на котором были основаны исковые требования.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено, что согласно представленному в материалы дела акту обследования и категорирования объекта образования МДОУ Чарский детский сад "Ручеек" и разработанному на его основании паспорту безопасности объекта (территории), составленному 27.11.2019 и утвержденному 13.02.2020, МДОУ Чарский детский сад "Ручеек" присвоена третья категория опасности.
20.12.2021 заместителем прокурора Каларского района в МДОУ Чарский детский сад "Ручеек" проведена проверка в сфере антитеррористической защищенности, по результатам которой составлен акт.
Из содержания данного акта следует, что центральный вход в здание не оборудован турникетом, ручными или стационарными металлоискателями; не обеспечена охрана здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не организованы работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, с учетом приведенных выше фактических обстоятельств пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Также суд пришел к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в связи с чем возложил на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края обязанность профинансировать вышеуказанные мероприятия.
Суд апелляционной инстанции, проверяя правильность выводов суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что поскольку МДОУ Чарский детский сад "Ручеек" отнесен к объектам третьей категории опасности, для которых в силу пунктов 24, 25 Требований не предусмотрено осуществление мероприятий по оборудованию системой контроля и управления доступом, то правовых оснований для возложения на МДОУ Чарский детский сад "Ручеек" обязанности оборудовать центральный вход здания детского сада турникетом, на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края - обязанности профинансировать данное мероприятие не имеется.
Не согласиться с указанными выводами оснований не имеется, так как они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным обстоятельствам.
То обстоятельство, что МДОУ Чарский детский сад "Ручеек" присвоена третья категория опасности, установлено судом первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и с учетом правового регулирования, действовавшего на момент рассмотрения дела судом.
Пп. "г" п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08 2019 N 1006, (далее - Требования) предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Согласно пп. "б" п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, а также обеспечены непосредственной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций, являются правильными.
Спор разрешен судом с учетом категории опасности, к которой МДОУ Чарский детский сад "Ручеек" относилось на момент разрешения спора судом.
Изменение в дальнейшем действующего законодательства не свидетельствует о незаконности вынесенных судебных постановлений, поскольку спор разрешен судом с учетом установленных обстоятельств и положений законодательства, действовавших в период рассмотрения дела.
Поскольку судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Е.В. Прудентова
Ю.В. Гунгер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.