Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дмитриевой О.С.
судей Прудентовой Е.В. и Гунгера Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0011-01-2021-000567-94 по иску прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад "Березка", администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края об обязании муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад "Березка" обеспечить охрану здания, установку средств передачи тревожных сообщений, администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края - выделить финансирование для исполнения решения суда
по кассационной жалобе администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав прокурора Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Каларского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Березка", администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края об обязании МДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Березка" обеспечить охрану здания, установку средств передачи тревожных сообщений, администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края - выделить финансирование для исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка в сфере антитеррористической защищенности объектов образования, ходе которой установлено, что в здании муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад "Березка", расположенном по адресу: "адрес", не в полном объеме выполняются мероприятия по антитеррористической защищенности. Так, в детском суду не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на первом этаже здания помещения не оборудовано помещение для охраны, с установкой в нём средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации. Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками образовательного учреждения, что непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемым к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Уточнив требования, прокурор просил обязать МДОУ "Березка" в срок до 01.09.2022 обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; возложить на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края обязанность профинансировать в ДОУ "Березка" установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и обеспечение охраны здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных вневедомственной охраны войск военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 мая 2022 г, иск удовлетворен.
На МДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Березка" возложена обязанность в срок до 01.09.2022 обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
На администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края возложена обязанность профинансировать в МДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Березка" установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации и обеспечение охраны здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В кассационной жалобе администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края просит судебные постановления отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что 13.03.2022 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 289, которым внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий). 29.06.2022 детскому саду официально присвоена 4 категория опасности согласно паспорту безопасности. Понижение категории опасности в связи с изменением законодательства влечет за собой не обязательность исполнения требований пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, на котором были основаны исковые требования прокурора.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено, что прокуратурой Каларского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической деятельности в МДОУ "Березка".
В ходе проверки установлено, что МДОУ "Березка" отнесено к третьей категории опасности, однако в нарушение установленных требований действующего законодательства не обеспечена охрана учреждения сотрудниками частных охранных организаций. подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудована система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, исходил из того, что ответчиками не обеспечены в полном объеме меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению в МДОУ "Березка", что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся детского сада, на образование в безопасных условиях.
Также суд пришел к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в связи с чем возложил на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края обязанность профинансировать вышеуказанные мероприятия.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Не согласиться с указанными выводами оснований не имеется, так как они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют установленным обстоятельствам.
То обстоятельство, что МДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Березка" присвоена третья категория опасности, установлено судом первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и с учетом правового регулирования, действовавшего на момент рассмотрения дела судом.
Пп. "г" п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08 2019 N 1006, (далее - Требования) предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Согласно пп. "б" п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, а также обеспечены непосредственной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций, являются правильными.
Спор разрешен судом с учетом категории опасности, к которой МДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Березка" относился на момент разрешения спора судом.
То обстоятельство, что, как следует из содержания кассационной жалобы, 29.06.2022 детскому саду официально присвоена 4 категория опасности согласно паспорту безопасности, не свидетельствует о незаконности вынесенных судебных постановлений, поскольку спор разрешен судом с учетом установленных обстоятельств и положений законодательства, действовавших в период рассмотрения дела.
Поскольку судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, либо являющихся безусловным основанием для их отмены, при рассмотрении дела не допущено, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Е.В. Прудентова
Ю.В. Гунгер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.