Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2195/2021 (УИД 17RS0017-01-2020-012328-71) по иску Белокопытовой Зои Ивановны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва о признании незаконным распоряжения от 27 августа 2019 г. N 44/1 о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", восстановлении на учете, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белокопытова Зоя Ивановна (далее по тексту - Белокопытова З.И.) обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва о признании незаконным распоряжения от 27 августа 2019 г. N 44/1 о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата с даты первоначальной постановки на учет в списках граждан основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств, установленных федеральным законодательством".
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 декабря 2021 г. исковые требования Белокопытовой З.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 декабря 2021 г. отменено, принято новое решение. Исковые требования Белокопытовой З.И. удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 27 августа 2019 г. N 44/1 о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Белокопытова З.И. восстановлена в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2022 г. отменить, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 декабря 2021 г. оставить без изменения.
В обоснование кассационной жалобы указано, что распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 27 августа 2019 года N 44/1 Белокопытова З.И. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с наличием у нее жилого помещения на основании выписки ЕГРН от 7 июня 2019 г. N 17-00-4001/5001/2019-1229. Довод истца, что при приобретении квартиры она действовала в интересах сына ФИО13 В.Б. опровергается зарегистрированным в установленном порядке договором купли-продажи от 2 октября 2018 г, согласно которому покупателем является Белокопытова З.И. Данную квартиру Белокопытова З.И. по договору купли-продажи от 16 июля 2019 г. продала ФИО11 Е.А, что является ухудшением жилищных условий. Факт приобретения Белокопытовой З.И. жилого помещения противоречит статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в которой установлено, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Белокопытова З.И. в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав, что на момент принятия распоряжения в ее собственности недвижимости не было, факт того, что у нее было жилое помещение и она его продала, не может исключать ее право на получение социальных выплат для приобретения жилья, просила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Белокопытова З.И. со 2 декабря 2002 г. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по категории "пенсионеры".
2 октября 2018 г. между ФИО14 Б.А. (продавец) и Белокопытовой З.И. (покупатель) был заключен договор купли-продажи, по которому продавец передал в собственность покупателя квартиру по адресу: "адрес", кв.131.
16 июля 2019 г. между Белокопытовой З.И. в лице представителя ФИО16 В.Б, действующего на основании доверенности от 28 декабря 2018 г. удостоверенной нотариусом, (продавец) и ФИО12 Е.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи, по которому продавец передал в собственность покупателя квартиру общей площадью 50, 3 кв.м, по адресу: "адрес".
Пунктом 1 данного договора купли-продажи предусмотрено, что квартира принадлежит продавцу на праве собственности.
Нотариальная доверенность от 28 декабря 2018 г. выдана Белокопытовой З.И. на представителя ФИО17 В.Б. в том числе, с правом заключения от имени представляемого любых сделок и получения причитающих по сделке денежных средств.
Договор купли-продажи от 16 июля 2019 г. зарегистрирован в регистрационном органе 9 августа 2019 г.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Тыва от 27 августа 2019 г. N 44/1 Белокопытова З.И. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Белокопытова З.И, не согласившись с указанным распоряжением, обратилась с заявлением к министру.
В ответе от 23 сентября 2019 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва Белокопытовой З.И. указало, что она снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с наличием жилья на территории Российской Федерации, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в "адрес".
Белокопытова З.И, не согласившись с законностью распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 27 августа 2019 г. N 44/1, указав, что своего жилья за пределами Республики Тыва не имеет, при приобретении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", она действовала в интересах сына ФИО18 В.Б. по доверенности, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Белокопытову З.И. нельзя признать лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, наличие у нее жилого помещения на праве собственности, которое она в последующем продала по возмездной сделке, тем самым, ухудшив свои жилищные условия, свидетельствует об отсутствии у нее права на получение субсидии, решение ответчика об исключении Белокопытовой З.И. из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья является законным и обоснованным, принятым в пределах его полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на момент вынесения распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва его принятия от 27 августа 2019 г. N 44/1 Белокопытова З.И. продала квартиру в г. "адрес" 16 июля 2019 г, о чем произведена регистрация 9 августа 2019 г, в её собственности квартиры в г. "адрес" Республики Хакасия уже не было, в связи с чем оспариваемое распоряжение является необоснованным. Приводимые в последующем доводы ответчика том, что истец не относится к числу нуждающихся в жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей никакими допустимыми доказательствами не подтверждены. Доказательств того, что истец не отвечает требованиям статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ответчиком суду не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, факт того, что у Белокопытовой З.И. было жилое помещение, и она его продала, не может исключать ее право на получение социальных выплат для приобретения жилья, так как из положений Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует, что при принятии решения о выдаче гражданину, состоящему на учете, или отказе жилищного сертификата, производится оценка жилищных условий кандидата на данный период, в том числе нуждаемости его в жилье, и необходимость улучшения его жилищных условий. При этом необходимость оценки ухудшения своих жилищных условий прямо в законе не предусмотрена.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при принятии решения о выдаче жилищного сертификата учитываются члены семьи гражданина. Белокопытова З.И. при постановке на учет в 2002 г. указала, в том числе и своих пятерых детей, как членов своей семьи. Ответчиком не представлено доказательств того, что при принятии решения о снятии Белокопытовой З.И. с учета оценивалось жилищное положение членов ее семьи, а также кто из детей продолжает оставаться членом ее семьи, ведущими совместное хозяйство. Из содержания оспариваемого решения и приложения к нему следует, что снятие произведено Белокопытовой З.И, в отношении ее детей-членов ее семьи вопрос не решался.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Таким образом, условиями, влияющими на право получения жилищной субсидии по упомянутому Федеральному закону являются: отсутствие у лиц, претендующих на субсидию, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или если жилые помещения имеются, то указанные лица должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее по тексту - Положение).
Пунктами 24, 25 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения.
Подпунктом "д" пункта 21 Положения было предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2086-О, следует, что положения Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в статье 40 Конституции Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Исходя из приведенных положений норм материального права, юридически значимыми обстоятельствами влияющими на право получения жилищной субсидии по Федеральному закону от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" являются такие обстоятельства: отсутствие у лиц, претендующих на субсидию, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или если жилые помещения имеются, то указанные лица должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В нарушение требований статей 56, 67, 196, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные юридически значимые обстоятельства с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации предметом обсуждения суда апелляционной инстанции не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили.
Также судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что на дату принятия оспариваемого истцом распоряжения Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Тыва от 27 августа 2019 г. N 44/1 действовала редакция Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой право на получение жилищных субсидий имели граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, и не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Соответственно, сам факт приобретения истцом жилого помещения, как это было предписано подпунктом "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являлся достаточным основанием для снятия гражданина с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2022 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.