Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2005 г. N А42-4652/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Дмитриева В.В., Шевченко А. В.,
при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Колэнерго" Ганюшина Д.Е. (доверенность от 27.12.2004), Касько М.В. (доверенность от 03.10.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Смирнова В.А. (доверенность от 15.07.2005 N 01-14-41-07/5191), Муратшаева Д. В. (доверенность от 07.11.2005 N 01-14-41-07/8105),
рассмотрев 09.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Колэнерго" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2005 по делу N А42-4652/2005 (судья Романова А.А.),
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Колэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании частично недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) от 26.04.2005 N 40/26-26/2884 о представлении документов.
Решением суда от 01.07.2005 Обществу отказано в удовлетворении требований.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом статей 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить решение суда в силе, указывая на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции - в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.04.2005 Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2005 года, заявив в ней налоговые вычеты по строкам 311-314 раздела 2.1 декларации.
В ходе проведения камеральной проверки декларации налоговый орган направил Обществу требование от 26.04.2005 N 40/26-26/2884 о представлении документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты НДС.
Общество не согласилось с указанным ненормативным актом и обжаловало его в арбитражный суд в части истребования актов приема-передачи, счетов-фактур, платежных документов, инвентарных карточек.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В силу статей 80, 82 и 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля за достоверностью данных, указанных налогоплательщиками в налоговых декларациях.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Статья 93 НК РФ также дает право должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, независимо от ее формы (камеральная или выездная), истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы, связанные с исчислением налога. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Поскольку право налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, предусмотренное статьями 88 и 93 НК РФ, в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью подтверждения положений налоговой декларации, то в случае непредставления таких документов по требованию налогового органа налогоплательщику при наличии оснований может быть отказано в принятии соответствующих вычетов либо в возмещении налога из бюджета.
Из материалов дела видно, что в представленной Инспекции декларации по НДС за март 2005 года Общество отразило суммы налоговых вычетов.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает условия возникновения и порядок подтверждения права налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ налоговые вычеты по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) осуществляются при соблюдении налогоплательщиком следующих условий:
- приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС;
- уплата стоимости товаров (работ, услуг), в том числе НДС;
- предъявление НДС к вычету после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг);
- предъявление к вычету суммы НДС на основании счета-фактуры.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что по требованию налогового органа налогоплательщик должен подтвердить право на применение налоговых вычетов путем представления налоговому органу соответствующих документов (счетов-фактур, платежных документов, актов приема-передачи, инвентарных карточек). В связи с этим Инспекция в рамках проведения камеральной проверки представленной Обществом декларации по НДС за март 2005 года правомерно истребовала первичные документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов, заявленных Обществом.
При таких обстоятельствах оспариваемый ненормативный акт соответствует требованиям статей 88, 93 НК РФ и не нарушает права и законные интересы Общества.
Довод Общества о том, что налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки вправе запрашивать только документы, имеющие непосредственное отношение к ошибкам, обнаруженным в представленных налогоплательщиком декларациях и документах, противоречит требованиям статей 88 и 93 НК РФ. Из анализа данных норм права следует, что налогоплательщик обязан представить по требованию налогового органа для проверки документы, необходимые для подтверждения права на налоговые вычеты. Неисполнение налогоплательщиком обязанности по представлению истребованных документов лишает Инспекцию возможности проверить законность и обоснованность налоговых вычетов.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2005 по делу N А42-4652/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Колэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2005 г. N А42-4652/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника