Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Варнавской Л.С. и Татаринцевой Е.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0010-01-2022-000018-93 по иску прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования "Иволгинский район", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Правительству Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства
по кассационной жалобе, с учётом дополнений, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, заключение прокурора Маслаковой О.Г, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иволгинского района Республики Бурятия (далее также прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Иволгинский район" (далее - администрация МО "Иволгинский район"), в котором просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории земельного участка, расположенного на территории Иволгинского района в координатах "данные изъяты" захламляющей почву бытовыми отходами, строительным мусором общим объемом 180 м?, площадью 1, 3 га в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию МО "Иволгинский район" определить объем отходов и ликвидировать несанкционированную свалку отходов на территории земельного участка, расположенного на территории Иволгинского района, с кадастровым N в координатах "данные изъяты" площадью 77, 33 кв.м в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 3 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО СП "Иволгинское", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Управление Росреестра по Республике Бурятия.
Определением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 1 марта 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Бурятия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Определением суда от 15 марта 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Правительство Республики Бурятия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Бурприроднадзор.
Решением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 8 июня 2022 г. иск прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворен частично. Постановлено: обязать МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
- на земельном участке, расположенном в границах земельного участка с кадастровым N, осуществить ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления площадью 77, 33 кв.м по следующим координатам:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Исковые требования в части возложения обязанностей на администрацию МО СП "Иволгинское", администрацию МО "Иволгинский район" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июня 2022 г. решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 8 июня 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - без удовлетворения.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества Республике Бурятия и в Забайкальском крае, с учётом дополнений, ставится вопрос об отмене решения Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 23 марта 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июня 2022 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассатор сослался на то, что при несанкционированном размещении отходов собственники земельных участков, в том числе Российская Федерация в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, не являются собственниками отходов, в связи с чем у них не возникает обязанность заключать договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором. Публичный собственник не является землепользователем, не является хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения, поскольку наделён лишь полномочиями властно-распорядительного характера, являясь уполномоченным собственником земельного участка, и не обязан содержать его как собственник, получивший земельный участок в установленном порядке. Российская Федерация как публичное образование не наделено полномочиями по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, у территориального органа лицензия на осуществление указанного вида деятельности отсутствует. Полагает, что создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов действующим законодательством отнесено к полномочиям муниципального района. Полномочия субъектов Российской Федерации п разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотрены абзацем 19 статьи 6 Закона N 89-ФЗ.
На кассационную жалобу прокурором, участвующим в деле, Сметаниной И.Г, поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Администрация МО "Иволгинский район", Правительство Республики Бурятия просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие их представителей. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки было зафиксировано фактическое наличие на землях Иволгинского района с координатами "данные изъяты" бытовых отходов, строительного мусора общим объемом 180 м?, площадью 1, 3 га, о чем 9 декабря 2021 г. составлен акт.
Согласно справке о результатах геодезической съемки специалиста-эксперта отдела геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ФИО7 от 11 февраля 2022 г. проведена спутниковая геодезическая съемка земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалки отходов производства и потребления. По результатам съемки установлены координаты свалок, указанных в справке, а именно: несанкционированная свалка площадью 77, 33 кв.м по координатам в границах земельного участка с кадастровым N, в границах Иволгинского района Республики Бурятия.
Стороны не оспаривали, что данная свалка расположена на территории кадастрового земельного участка (N) в границах Иволгинского района Республики Бурятия.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости указано, право собственности на земельный участок N зарегистрировано за Россией.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 3, 13, пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 16, 17 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г, пунктами 4.13, 7.8 ГОСТ 30772-2001, подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. NN 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, приказом Росимущества от 28 мая 2019 г. N 128 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Положением о МТУ Росимущество в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, пришёл выводу, что об удовлетворении заявленных прокурором требований, как направленных на необходимость защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьёй 42 Конституции Российской Федерации, поскольку захламление земель твёрдыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга граждан, и возложил указанные обязанности на МТУ Росимущества в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия как на надлежащего ответчика.
Отказывая в иске к муниципальному образованию "Иволгинский район", МО СП "Иволгинское", суд исходил из того, что свалка, расположена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, которая не наделяла администрацию МО "Иволгинский район", МО СП "Иволгинское" полномочиями по ликвидации свалок (с предоставлением соответствующего финансового обеспечения), не передала в собственность МО СП "Иволгинское" вышеуказанный земельный участок, а органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
С указанными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским дела Верховного суда Республики Бурятия.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об обоснованности заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указано в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок, на котором размещены отходы, находится в собственности Российской Федерации и относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Доказательств того, что указанный земельный участок передан Российской Федерации в пользование иным субъектам, закреплен за кем-либо, материалы дела не содержат.
Доводы кассатора о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов относится к компетенции органа местного самоуправления, были предметом анализа суда апелляционной инстанции, и данным доводам дана надлежащая оценка и к предмету спора не относятся.
В силу пунктов 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (части 2, 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
В абзаце 3 пункта 4.2 постановления от 13 октября 2015 г. N 26-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Как указано в абзацах 2 и 4 пункта 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации 13 октября 2015 г. N 26-П, Законом об отходах производства и потребления закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 3 и 5 - 7), а поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества и контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 1, подпункты 5.3 и 5.8 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432).
Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Приказом Росимущества от 28 мая 2019 г. N 128 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о МТУ Росимущество в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, в соответствии с пунктом 1 которого МТУ Росимущество в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае осуществляет, в том числе функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным Положением.
Доводы кассатора о том, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами не является основанием для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Российской Федерации, поскольку орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является собственником земельного участка, на котором находятся отходы производства и потребления.
Доводы кассатора о том, что публичный пользователь не является землепользователем, а наделён лишь полномочиями властно-распорядительного характера, в связи с чем не обязан как собственник содержать земельный участок, со ссылкой на судебное решение отвергаются, так как в Российской Федерации право является не прецедентным, а статутным.
В целом доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая оценка, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Основания для иной оценки установленных по делу обстоятельств, исходя из материалов дела, отсутствуют. Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами обеих инстанций допущено не было, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен, выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановленных по делу судебных решений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 8 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.