Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-191/2022 (УИД 22RS0001-01-2022-000213-20) по иску Микитиной Надежды Дмитриевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Алтайскому краю о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за задержку выплаты части денежного содержания и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю на решение Алейского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Микитина Надежда Дмитриевна (далее по тексту - Микитипа Н.Д, истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 1 по Алтайскому краю, ответчик) о взыскании задолженности по денежному содержанию в размере 111569 рублей 96 копеек, процентов за несвоевременную выплату части денежного содержания на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 2417 рублей 84 копейки, компенсации морального вреда в размере 35000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в период со 2 сентября 1996 г..по 26 ноября 2021 г..истец замещала должности государственной гражданской службы в системе налоговых органов Российской Федерации, последняя занимаемая ею должность - заместитель начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России N 10 по Алтайскому краю. Приказом Межрайонной ИФНС России N 10 по Алтайскому краю от 16 ноября 2021 г..N с 26 ноября 2021 г..была уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей была выплачена денежная компенсация за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 7, 5 дней за период работы со 2 сентября по 26 ноября 2021 г..в размере 8200 рублей 05 копеек, за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в количестве 0, 75 дней за период со 2 сентября по 26 ноября 2021 г..в размере 820 рублей 01 копейка, за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в количестве 2, 49 дней за период со 2 сентября по 26 ноября 2021 г..в размере 2722 рубля 41 копейка, а также денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания - 134079 рублей 76 копеек из расчета месячного содержания в сумме 33519 рублей 94 копейки.
Однако в расчет сумм работодателем необоснованно не включены суммы выплаченных ей средств материального стимулирования, а также не учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года в общей сумме 420557 рублей 07 копеек. В связи с чем размер месячного содержания для целей расчета при увольнении должен составлять 59114 рублей 75 копеек, а не 33519 рублей 94 копейки, то есть ей должна была быть выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере 14576 рублей 25 копеек, за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день - 1457 рублей 63 копейки, за ежегодный неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет - 4839 рублей 31 копейку, а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 236459 рублей. Таким образом, недоплата в общем размере составляет 111569 рублей 96 копеек, которую просила взыскать с ответчика.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2022 г. исковые требования Микитиной Н.Д. удовлетворены частично, с Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю в пользу истца взыскана задолженность по оплате компенсации при увольнении в размере 110101 рубль 49 копеек, задолженность по оплате компенсации за неиспользованные отпуска в размере 840 рублей 79 копеек, компенсация морального вреда в размере 3000 рублей, с возложением на ответчика обязанности произвести удержания налогов и сборов и перечислить их в соответствующий бюджет Российской Федерации. В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 июля 2022 г. решение Алейского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю просит отменить решение Алейского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Микитина Н.Д. с 28 марта 2017 г. замещала должность заместителя начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России N 10 по Алтайскому краю на основании служебного контракта от 28 марта 2017 г. N.
В соответствии с пунктом 9 служебного контракта от 28 марта 2017 г. N и дополнительного соглашения к нему от 1 октября 2020 г. N, Микитиной Н.Д. установлено денежное содержание, которое состоит из:
а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере 5637 рублей в месяц;
б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1788 рублей в месяц;
в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 % этого оклада;
г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 95 % этого оклада;
д) ежемесячное денежное поощрение в размере 5637 рублей в месяц;
е) премия за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;
ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
На основании пункта 10 служебного контракта от 28 марта 2017 г. N и дополнительного соглашения от 1 октября 2020 г. N гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10 сентября 2021 г. Микитина Н.Д. уведомлена о реорганизации Межрайонной ИФНС России N 10 по Алтайскому краю путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю и сокращении должности заместителя начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками.
26 ноября 2021 г. на основании приказа от 16 ноября 2021 г. N прекращено действие служебного контракта от 28 марта 2017 г. N, Микитина Н.Д. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должности гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ с выплатой компенсации за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 7, 5 дней, за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в количестве 0, 75 дней, за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в количестве 2, 49 дней, а также компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
В свою очередь истец Микитина Н.Д. указывала, что при расчете денежного содержания для начисления компенсации за неиспользованные отпуска и компенсации четырехмесячного содержания не включены суммы выплаченных ей средств материального стимулирования в период с декабря 2020 года по ноября 2021 года, а также не учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года.
Приказом Межрайонной ИФНС России N 10 по Алтайскому краю от 21 сентября 2018 г. N утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N 10 по Алтайскому краю премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N 10 по Алтайскому краю, согласно пункту 2.2 которого выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов.
На основании пункта 2.3 указанного выше Положения размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, в том числе участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), и максимальными размерами не ограничивается.
Из представленного ответчиком расчета денежного содержания Микитиной Н.Д. следует, что при расчете денежного содержания истца в бесспорном порядке включены премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 1/12 фактически начисленных сумм, а именно: декабрь 2020 года - 72396 рублей 50 копеек (1/12 - 6033 рубля 4 копейки), март 2021 года - 6764 рубля 40 копеек (1/12 - 563 рубля 70 копеек), апрель 2021 года - 6764 рубля 40 копеек (1/12 - 563 рубля 70 копеек).
Вместе с тем, при расчете денежного содержания не включены произведенные истцу выплаты в период с ноября 2020 года по октябрь 2021 года, а именно: ноябрь 2020 года "премия ДОП госслужба" - 60330 рублей; декабрь 2020 года "средства материального стимулирования (СМС)" - 12241 рубль, "премия ДОП госслужба" - 43566 рублей 26 копеек; апрель 2021 года "средства материального стимулирования (СМС)" - 19421 рубль; май 2021 года "премия ДОП госслужба" - 24132 рубля; июнь 2021 года "премия ДОП госслужба" - 41024 рубля 40 копеек; июль 2021 года "средства материального стимулирования (СМС)" - 13555 рублей; август 2021 года "премия ДОП госслужба" - 15685 рублей 80 копеек; сентябрь 2021 года "средства материального стимулирования (СМС)" - 15887 рублей, "премия ДОП госслужба" - 36198 рублей; октябрь 2021 года "премия ДОП госслужба" - 48264 рубля.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство предусматривает необходимость исчисления причитающихся государственному служащему при прекращении служебного контракта сумм, с учетом средств материального стимулирования, выплачиваемых сотрудникам за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.
Установив нарушение трудовых прав истца ввиду неполной выплаты денежных средств при увольнении с государственной службы, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции исходил из того, что положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы, и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562 (далее по тексту - Правила от 6 сентября 2007 г. N 562).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 4 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 8, 10 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, установленных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы ответчика о том, что средства материального стимулирования в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, которое в систему оплаты труда не входят, поскольку основаны на неверном толковании приведенного правового регулирования, тогда как из материалов дела усматривается, что материальное стимулирование выплачено истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
Доводы кассационной жалобы о том, что разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, не подлежат применению к спорным правоотношениям не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения в отношении квалификации правовой природы бюджетных ассигнований, направленных Правительством Российской Федерации с той же целью, что и предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на пункт 2 Порядка N 90н не могут быть признаны состоятельными, поскольку данный Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливал механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы с 1 января 2007 г, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (пункт 1 Порядка).
Материальное стимулирование, которое было предусмотрено Постановлением N 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601, имеет иную правовую природу, чем установленное Постановлением N 611, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка N 90н, принятого во исполнения Постановления N 611.
Доказательств, подтверждающих, что спорные суммы выплачивались Микитиной Н.Д. на основании Постановления N 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора не представлено.
Судами обоснованно проанализированы и дана оценка протоколам заседания Комиссии Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - Комиссия) от 2020-2021 годов и приложений к ним (далее - Приложения), установлено, что Комиссией рассматривались предложения об определении механизма распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов службы, осуществляемых сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда.
Само по себе указание в Приложениях сведений о том, что данное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного служащего территориального органа ФНС России не может быть принято во внимание, поскольку Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России полномочиями по изменению состава денежного содержания, определенного Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, не обладает, тогда как согласно выпискам из протоколов заседаний Комиссией устанавливался дифференцированный диапазон значений коэффициента приоритетных отделов в зависимости от достигнутых результатов деятельности за оцениваемый период.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов службы, направленные сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда, распределение которых обусловлено реальной эффективностью работы территориальных органов (в зависимости от достигнутых результатов), указывают на то, что спорные выплаты производились для реализации основных направлений совершенствования системы государственного управления, что отвечает целям, преследуемым Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. N 601.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции уклонился от оценки доводов о том, что суд первой инстанции необоснованно сослался на положения статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с особым статусом государственного гражданского служащего и условий прохождения им государственной гражданской службы, поскольку суд апелляционной инстанции, давая правовую оценку указанному доводу ответчика, отметил, что ссылка в решении суда первой инстанции на положения статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания для расчета средней заработной платы, не регулирующей в данном случае порядок определения причитающихся государственному гражданскому служащему сумм при расторжении контракта, на правильность выводов суда по существу спора не повлияла, а потому довод апелляционной жалобы в указанной части отмены решения не влечет.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию ответчика, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 11 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.