Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей: Уфимцевой Н.А, Попова А.А.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора Кормиловского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Некрасовского поселения
по кассационной жалобе ответчика администрации Кормиловского муниципального района Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кормиловского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Некрасовского поселения.
В обоснование требований указано, что на территории Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района выявлены места образования несанкционированных свалок. При этом, отходы размещены непосредственно на почве, герметичное покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных веществ в почву под свалкой, отсутствует. Действующие в настоящее время на территории вышеуказанного сельского поселения свалки не подлежат включению в Государственный реестр объектов размещения. Выявленные нарушения создают угрозу наступления негативных последствий в виде серьёзного загрязнения земли, почв, на которых находятся указанные несанкционированные свалки отходов, также их наличие на территории поселения может негативным образом сказаться на жизни и здоровье неопределённого круга лиц. Просил признать незаконным бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Некрасовского сельского поселения.
Определением суда от 28 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Магнит".
Определением суда от 19 мая 2022 г. суд перешёл к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2022 г, признано незаконным бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Некрасовского сельского поселения. На администрацию Кормиловского муниципального района Омской области возложена обязанность в срок не позднее 31 декабря 2022 г. принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Некрасовского сельского поселения:
- участок местности площадью 0, 83 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населённый пункт. Участок находится примерно в 600 м. от ориентира по направлению на север (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес";
- участок местности площадью 0, 17 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир -
населённый пункт. Участок находится примерно в 600 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Адрес ориентира: "адрес";
- участок местности площадью 0, 29 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир -
населённый пункт. Участок находится примерно в 905 м. от ориентира по направлению на северо-восток от ориентира (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес";
- участок местности площадью 0, 48 га, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир -
населённый пункт. Участок находится примерно в 164 м. от ориентира по направлению на юго-запад (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес".
В удовлетворении требований о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Некрасовского сельского поселения, предъявленных ООО "Магнит", отказано.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации Кормиловского муниципального района Омской области Латышева Е.Н. просит отменить решение и апелляционное определение. Указывает, что судами не установлены существенные для разрешения спора обстоятельства, касающиеся объема обязанностей органа местного самоуправления, установленные законодательством в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ссылается на нарушение судами норм права.
Прокуратурой Омской области представлены возражения на кассационную жалобу.
ООО "Магнит" представлен отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что проверкой, проведённой прокуратурой Кормиловского района на территории Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района выявлены места образования несанкционированных свалок по адресам:
- участок местности площадью 0, 83 га, расположенный примерно в 600 м. по направлению на север от ориентира с кадастровым номером N адресом: "адрес", - участок местности площадью 0, 17 га, расположенный примерно в 600 м. по направлению на северо-запад от ориентира с адресом: "адрес", - участок местности площадью 0, 29 га, расположенный примерно в 905 м. по направлению на юг от ориентира с кадастровым номером N, адресом: "адрес", - участок местности площадью 0, 48 га, расположенный примерно в 164 м. по направлению на юго-запад от ориентира с кадастровым номером N адресом: "адрес".
Отходы размещены непосредственно на почве, герметичное покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных вещество в почву под свалкой, отсутствует.
По результатам проверки 6 декабря 2021 г. в адрес Главы Кормиловского муниципального района направлено предписание об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления.
15 декабря 2021 г. в ответ на представление администрация Кормиловского муниципального района указала, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на территории Кормиловского муниципального района законом возложена на регионального оператора.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 2, 4, 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-Ф3 "Об охране окружающей среды", ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. п. 4.13, 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N607-ст, ст. ст. 1, 21, 22, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, ст. ст. 1, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу об обоснованности требований, заявленных к администрации Кормиловского муниципального района Омской области.
Выводы суда основаны на том, что ненадлежащее выполнение администрацией Кормиловского муниципального района возложенных законом обязанностей по очистке территорий Некрасовского сельского поселения приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создаёт реальную угрозу эпидемиологической обстановке, тем самым нарушаются права неопределённого круга лиц - граждан Российской Федерации.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Федерального закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на земельных участках в указанных прокурором координатах.
Доводы кассационной жалобы об обратном не свидетельствуют.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что администрация не является надлежащим административным ответчиком по делу, отклоняются, как несостоятельные.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района, возложение обязанности по ликвидации указанной свалки на администрацию Кормиловского муниципального района Омской области, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы о том, что ликвидация несанкционированной свалки должна быть возложена на иных лиц, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика администрации Кормиловского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.