Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей: Уфимцевой Н.А, Благодатских Г.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к действиям
по кассационной жалобе ответчика Читинского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России на решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Волковой А.Г, полагавшей жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к действиям.
В обоснование требований указано, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2022 г..военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой выявлены нарушения закона в сферах санитарной и пожарной безопасности в лесах. Согласно акту обследования от 30 сентября 2021 г..N52, составленному должностными лицами Читинского лесничества, на земельном участке с кадастровым номером 75:22:0:0008 квартала 14 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского участкового лесничества Читинского лесничества имеются образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, зафиксированных в период с 2014 г..по 2020 г, неубранные порубочные остатки объемом около 40 м3 на площади 10 га. Наличие в лесном массиве порубочных остатков влечет захламление лесов, распространение вредных организмов, возникновение в лесах пожаров, нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством. Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности в лесах путем оставления порубочных остатков создает реальную опасность повреждения и уничтожения имущества, находящегося в федеральной собственности.
Просил обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в срок до 1 июня 2022 г..организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером 75:22:0:0008 в границах лесотаксационных выделов 17, 27, 29, 30, 31, 32, 35, 38, 42 квартала 14 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ от порубочных остатков
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 июля 2022 г, постановлено: исковые требования заместителя военного прокурора Читинского гарнизона удовлетворить. Обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером 75:22:0:0008 в границах лесотаксационных выделов 17, 27, 29, 30, 31, 32, 35, 38, 42 квартала 14 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ от порубочных остатков.
В кассационной жалобе начальник Читинского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России Дьяченко М.Ю. просит решение и апелляционное определение отменить. Указывает, что проведение мероприятий по очистке лесов обороны от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности учреждения. Считает, что учреждение ограничено Уставом в своей специальной правоспособности, равно как и доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств, у учреждения отсутствуют штатные единицы работников, специально оборудованная техника для ликвидации захламлений и порубочных остатков.
Военной прокуратурой Читинского гарнизона представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что военной прокуратурой Читинского гарнизона в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 г. проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.
Актом обследования N52 от 30 сентября 2021 г, утвержденным начальником Читинского лесничества МО РФ Дьяченко М.Ю, со схемами и фототаблицами, протоколами о лесонарушении N25, 31, 39, 40, 41, 42, 52, 104 от 2018 г, N4, 20 от 2020 г. в квартале 14 лесотаксационных выделах 17, 27, 29, 30, 31, 32, 35, 38, 42 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества МО РФ обнаружена захламленность на площади 10 га, объемом около 40 м3, образовавшаяся вследствие незаконной порубки деревьев хвойных и лиственных пород за период с 2018-2020 гг.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. ст. 50.7, 51, 53, 55, 81 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пп. "д" п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N6144, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N414, учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13 октября 2015 г. N26-П, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Выводы суда основаны на том, что на лесном участке, расположенном на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации, установлен факт незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков, что влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, возникновение в них пожаров, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, на территории Забайкальского края полномочия ФГКУ "ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ по осуществлению мероприятий по защите и воспроизводству лесов на землях обороны возложены на Читинское лесничество.
Созданное в соответствии с приказом Минобороны России ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ имеет филиал в виде Читинского лесничества Минобороны России на территории г. Читы и которое осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России (п. п. 13, 16, 19 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N 26-П от 13 октября 2015 г, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Установив указанные обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суды пришли к верному выводу о возложении обязанности на ответчика, являющегося пользователем земель лесного фонда, по проведению работ по очистке земельного участка.
Доводы жалобы выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Довод жалобы, что Учреждение ограничено Уставом в своей правоспособности и доведенными лимитами целевых бюджетных средств, отсутствуют штатные единицы для ликвидации захламлений, об отсутствии лицензии на сбор отходов, на законность принятых постановлений не влияют, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения, которые не ограничиваются Уставом, недостаточное финансирование и отсутствие специальных штатных единиц, не освобождает от обязанности, предусмотренной действующим законодательством по охране лесного фонда, в том числе проведения мероприятий от загрязнения лесов.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационные жалобы не содержат. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 29 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Читинского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.