Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей: Уфимцевой Н.А, Благодатских Г.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N-18 по иску прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кормиловского муниципального района Омской области, обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Новосельского сельского поселения
по кассационной жалобе ответчика администрации Кормиловского муниципального района Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А, заключение прокурора Волковой А.Г, полагавшей жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кормиловского района Омской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Кормиловского муниципального района Омской области, ООО "Магнит" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Новосельского сельского поселения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Кормиловского муниципального района Омской области. В ходе проверки установлено, что на территории Кормиловского муниципального района полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами администрацией Кормиловского муниципального района администрации Новосельского сельского поселения не передавались. На территории Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района выявлены места образования несанкционированных свалок по адресу: участок местности площадью 3, 60 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению на северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес" в "адрес"; участок местности площадью 0, 82 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес" "адрес" "адрес". При этом, отходы размещены непосредственно на почве, герметическое покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных веществ в почву под свалкой, отсутствует. Действующие в настоящее время на территории вышеуказанного сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области свалки бытовых отходов, фактически представляющие собой земельные участки с размещаемыми на них отходами, не подлежит включению в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее по тексту -ГРОРО), в связи с чем, вышеуказанные свалки являются несанкционированными.
По факту допущения выявленного нарушения прокурором района 6 декабря 2021 г..в адрес главы администрации Кормиловского муниципального района Омской области внесено представление, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты. Выявленные нарушения создают угрозу наступления негативных последствий в виде серьезного загрязнения земли, почв, могут негативным образом сказаться на жизни и здоровье неопределенного круга лиц. Просил признать незаконным бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Новосельского сельского поселения; обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области в срок не позднее 31 декабря 2022 г..принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Новосельского сельского поселения.
Определением суда от 27 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО "Магнит", суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, о чем в деле имеется определение от 19 мая 2022 г.
Решением Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2022 г, постановлено: исковое заявление прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Новосельского сельского поселения:
- участок местности площадью 3, 60 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира "адрес" в "адрес";
- участок местности площадью 0, 82 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес" в д. Веселый "адрес".
Обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области в срок не позднее 31 декабря 2022 г. принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Новосельского сельского поселения:
- участок местности площадью 3, 60 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира "адрес" в "адрес";
- участок местности площадью 0, 82 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес" "адрес" "адрес".
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией Кормиловского муниципального района Омской области в Кормиловский районный суд Омской области и Прокуратуру Кормиловского района Омской области.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации Кормиловского муниципального района Омской области Латышева Е.Н. просит отменить решение и апелляционное определение. Указывает, что судами не установлены существенные для разрешения спора обстоятельства, ссылается на нарушение судами норм права. Полагает, что ликвидация несанкционированных свалок должна быть возложена на регионального оператора.
Прокуратурой Омской области представлены возражения на кассационную жалобу.
ООО "Магнит" представлен отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Кормиловского района Омской области проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления в результате которой выявлены места образования несанкционированных свалок по адресу: участок местности площадью 3, 60 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределам и участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 500 м. от ориентира по направлению на северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес" в "адрес"; участок местности площадью) 0, 82 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом. Участок находится примерно в 400 м. от ориентира по направлению на северо-восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес" "адрес" "адрес".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет 2 мая 2012 г. и земельный участок с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" поставлен на кадастровый учет 25 апреля 2012 г. Категория данных земельных участков определена - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Правообладатель земельных участков не указан.
17 августа 2018 г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО "Магнит" (далее по тексту - региональный оператор) заключено соглашение по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, который начал осуществлять свою деятельность на территории Омской области с 1 апреля 2019 г.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 2, 4, 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-Ф3 "Об охране окружающей среды", ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. п. 4.13, 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N607-ст, ст. ст. 1, 21, 22, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, ст. ст. 1, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 13 октября 2015 г. N26-П, пришел к выводу об обоснованности требований, заявленных к администрации Кормиловского муниципального района Омской области.
Выводы суда основаны на том, что ненадлежащее выполнение администрацией Кормиловского муниципального района возложенных законом обязанностей по очистке территорий сельского поселения приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создаёт реальную угрозу эпидемиологической обстановке, тем самым нарушаются права неопределённого круга лиц - граждан Российской Федерации.
При этом судами принято во внимание, что ст. 16 Устава Кормиловского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Кормиловского муниципального района от 29 июля 2013 г. N35 (в редакции от 29 января 2015 г. N17; от 15 июня 2015 г. N66; от 30 ноября 2016 г. N69; от 27 сентября 2018 г. N36, от 31 мая 2021 г. N25; от 14 апреля 2022 г. N15) - далее по тексту - Устав), закреплена структура органов местного самоуправления, которую составляют: представительный орган Кормиловского муниципального района - Совет Кормиловского муниципального района; высшее должностное лицо местного самоуправления - Глава Кормиловского муниципального района; исполнительно-распорядительный орган Кормиловского муниципального района администрация Кормиловского муниципального района; контрольно-счетный орган Кормиловского муниципального района - контрольно-счетная комиссия Кормиловского муниципального района.
Иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления могут предусматриваться в структуре органов местного самоуправления только путем внесения соответствующих изменений в Устав Кормиловского муниципального района.
Таким образом, администрация муниципального района является единственным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления упомянутого муниципального образования.
Деятельностью администрации Кормиловского муниципального района руководит на основе единоначалия Глава Кормиловского муниципального района. Главой администрации Кормиловского муниципального района является Глава Кормиловского муниципального района (ст. 33 Устава).
Судами, также. принято во внимание, что ООО "Магнит", в отношении указанного места размещения ТКО, не совершало действий, предусмотренных п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, а администрация Кормиловского муниципального района Омской области, в свою очередь. не получала уведомления от регионального оператора, проекта договора на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ООО "Магнит" обязанности по ликвидации несанкционированной свалки места твердых коммунальных отходов, является верным.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Федерального закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на земельных участках в указанных прокурором координатах.
Доводы кассационной жалобы об обратном не свидетельствуют.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что администрация не является надлежащим административным ответчиком по делу, отклоняются, как несостоятельные.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории Кормиловского муниципального района, возложение обязанности по ликвидации свалок на администрацию Кормиловского муниципального района Омской области, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы о том, что ликвидация несанкционированной свалки должна быть возложена на иных лиц, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика администрации Кормиловского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.