Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-97/2022 (24RS0060-01-2021-001270-58) по иску прокурора г. Бородино в интересах Басенко В.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Бородинская городская больница" о взыскании недоначисленной заработной платы
по кассационной жалобе Басенко В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г.
кассационному представлению прокурора Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Бородино обратился в суд в интересах Басенко В, А. с требованиями к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Бородинская городская больница" о взыскании недоначисленной заработной платы.
Требования мотивированы тем, что материальный истец с 16 июля 2018 г. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает в качестве водителя автомобиля скорой помощи Отделения скорой медицинской помощи, в августе, сентябре и октябре 2020 года в составе бригады скорой медицинской помощи осуществлял выезды к пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Истец указывает на то, что по итогам работы за август-октябрь 2020 года Басенко В.А. произведены выплаты стимулирующего характера, установленные пунктом 8.3 Приказа министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг, не в полном объеме, а, исходя из времени работы с конкретными пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, а не из фактически отработанного материальным истцом времени, недоначисленная заработная плата за август 2020 года составила 17 164 рубля 74 копейки, за сентябрь 2020 года - 14 456 рублей 68 копеек, за октябрь 2020 года - 13 757 рублей 38 копеек
Прокурор просил взыскать с КГБУЗ "Бородинская городская больница" в пользу Басенко В.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2020 года по октябрь 2020 года в размере 45 378 рублей 80 копеек.
Решением Бородинского городского суда Красноярского края от 22 марта 2022 г. постановлено исковые требования прокурора г. Бородино в интересах Басенко В.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Бородинская городская больница" о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить; взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бородинская городская больница" в пользу Басенко В.А. недоначисленную заработную плату за период с августа по октябрь 2020 года в размере 45 378 рублей 80 копеек.
Взыскана с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бородинская городская больница" в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 561 рубль 36 копеек.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. решение Бородинского городского суда Красноярского края от 22 марта 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора г. Бородино в интересах Басенко В.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Бородинская городская больница" о взыскании недоначисленной заработной платы отказано.
Басенко В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. подана кассационная жалоба, к которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления в связи с нарушением норм материального права, и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
В кассационном представлении прокурора Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления как незаконного, и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Басенко В.А, представители Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бородинская городская больница", Министерства здравоохранения Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы и кассационного представления, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и кассационном представлении, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Басенко В.А. с 16 июля 2018 г. работает у ответчика в качестве водителя автомобиля скорой медицинской помощи Отделения скорой медицинской помощи.
Басенко В.А. в период с августа по октябрь 2020 г. в составе бригады скорой медицинской помощи осуществлял выезды к пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Из расчетных листков истца усматривается, что ему произведены стимулирующие выплаты за перевозку указанных пациентов за фактически отработанные с ними дни - за август 2020 г. в размере 1 425 рублей, за сентябрь 2020 года - 1 365 рублей, за октябрь 2020 года -- 1 365 рублей.
Данные выплаты произведены в соответствии с Приказом министерства здравоохранения Красноярского края N27-н от 27 июля 2020 г, которым в приказ N 521-орг внесены изменения в части стимулирующих выплат за работу по оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В период с августа по октябрь 2020 года Басенко В.А, занимая должность водителя автомобиля скорой медицинской помощи, в составе бригады скорой медицинской помощи осуществлял выезды к пациентам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Стороны не оспаривают, что в период, указанный истцом в иске, имело место шесть случаев оказания медицинской помощи бригадой скорой помощи, водителем которой он являлся, пациентам, у которых впоследствии был выявлен COVID-19, а именно: в августе 2020 года - 2 случая, в сентябре 2020 года 2 случая, в октябре 2020 года -- 2 случая. Эти случаи работодателем учтены и за фактически отработанное время истцу произведены соответствующие выплаты.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 15, 21, 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 8.3 Приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2000 г. N521-орг "О видах условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края", исходя из факта выезда Басенко В.А. в августе, сентябре, октябре 2020 г. к пациентам, у которых впоследствии была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и наличии оснований для получения им стимулирующих выплат по Приказу министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края" в полном размере, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием не согласился, указав, что выводы суда основаны на неверном применении материального закона.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в период с августа по октябрь 2020 г. Басенко В.А, занимая должность водителя автомобиля скорой медицинской помощи, в составе бригады скорой медицинской помощи осуществлял выезды к пациентам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, имело место шесть случаев оказания медицинской помощи бригадой скорой помощи, водителем которой он являлся, пациентам, у которых впоследствии была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, а именно: в августе 2020 г. - 2 случая, в сентябре 2020 г. - 2 случаев, в октябре 2020 г. - 2 случая, которые были учтены работодателем и за фактически отработанное время истцу произведены соответствующие выплаты.
При этом доводы истца о наличии оснований для взыскания указанной выплаты за спорный период в максимальном размере за вычетом выплаченных сумм, были отклонены судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда как противоречащие положениям приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2000 г. N521-орг "О видах условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края", предусматривающим указанную выплату за фактически отработанное время.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В силу абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Согласно пункту 3 Правил, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе, оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, водителям скорой медицинской помощи - 25 000 рублей в месяц.
Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края урегулированы Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края" (далее по тексту - Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг).
Пунктом 8.3 Приказа министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг (в редакции Приказа министерства здравоохранения Красноярского края от 8 мая 2020 г. N 16-н) было предусмотрено, что выплата по итогам работы работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, осуществляется в следующих размерах: а) работникам, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19: младшему медицинскому работнику, водителю скорой медицинской помощи - 9 375 рублей в месяц.
Перечень наименований структурных подразделений и должностей работников учреждений, работа в которых дает право на получение выплаты, предусмотренной настоящим пунктом Порядка, утверждается приказом учреждения.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется работнику учреждения ежемесячно за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов в соответствии с занимаемой должностью.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется в период с апреля по июнь 2020 года и осуществляется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных местностях с особыми климатическими условиями.
Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 31 июля 2020 г. N 27-н внесены изменения в Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг, в видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края в пункте 8.3 абзац первый изложен в следующей редакции: "8.3. Выплата по итогам работы работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, работникам учреждений, осуществляющим забор биологического материала (мазок с носоглотки и зева (ротоглотки) для лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 у пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, контактных лиц, определенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача Красноярского края, осуществляется в следующих размерах:"; в абзаце четырнадцатом слова "с марта по июль 2020 года" заменены словами "с марта по сентябрь 2020 года"; абзац шестнадцатый изложен в следующей редакции: "Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется работнику учреждения ежемесячно за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов (за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в соответствии с занимаемой должностью.".
Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 5 апреля 2021 г. N 22-н пункт 8.3 Приказа министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг утратил силу.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и установив, что в спорные периоды (август, сентябрь, октябрь 2020 г.) Басенко В.А, являясь водителем автомобиля скорой медицинской помощи, в составе бригады скорой медицинской помощи, осуществлял выезды к пациентам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, таких смен в спорный период было 6, данные смены были учтены работодателем и за фактические отработанное время Басенко В.А. произведены соответствующие выплаты, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда и отказал в удовлетворении исковых требований. Выводы судебной коллегии соответствуют положениям пункта 8.3 приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009г. N 521 - орг "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края" (с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 31 июля 2020г. N 27-н.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления о необходимости производства выплаты Басенко В.А. в спорный период в предельном размере, установленном вышеуказанным Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг, повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены по мотивам, изложенным в обжалованном судебном акте, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку выплаты, установленные Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг, производятся работникам учреждений, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, выплаты носят четко определенный характер, обусловлены выполнением трудовых обязанностей в особых условиях труда, направлены именно на стимулирование медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что оплата труда Басенко В.А. обоснованно произведена ответчиком за фактически отработанное время, в течение которого он непосредственно контактировал с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, что соответствует приведенному правовому регулированию.
При разрешении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда апелляционной инстанции установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, примененным нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, не противоречат.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Басенко В.А, кассационное представление прокурора Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.