Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-716/2022 (УИД: 75RS0001-02-2021-001407-91) по иску заместителя прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", Поповой Марине Викторовне о признании незаконным заключения трудового договора, по кассационной жалобе комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к комитету городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", Поповой Марине Викторовне о признании незаконным заключение Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" трудового договора от 16 ноября 2020 г. N 2020/17 с Поповой М.В, прекращении действия трудового договора, заключенного 16 ноября 2020 г. комитетом городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" с Поповой М.В. на основании пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе проверки по обращению Свиридова С.П. о несогласии с назначением на должность муниципальной службы без проведения конкурса должностного лица в комитете городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" установлено, что на основании трудового договора с муниципальным служащим N приказом и. о. председателя комитета от 16 ноября 2020 г. N-к Попова М.В. принята на неопределенный срок на вакантную должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета с 16 ноября 2020 г. В Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае должность, замещаемая Поповой М.В, отнесена к главной группе должностей муниципальной службы. При этом ответчик Попова М.В. назначена на должность муниципальной службы без проведения конкурса. Учитывая изложенные факты, нормы Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Устава городского округа "Город Чита", Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа "Город Чита" от 24 мая 2007 г. N, заключению трудового договора на должность муниципальной службы начальника управления жилищно-коммунального хозяйства должен предшествовать конкурс. Также установлено, что в кадровом резерве муниципальной службы Попова М.В. не состояла, следовательно, заключение трудового договора с Поповой М.В. произведено с нарушением законодательства о муниципальной службе и основных принципов указанной сферы на равный доступ граждан к муниципальной службе.
Решением Центрального районного суда Забайкальского края от 5 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 июля 2021 г, исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края оставлены без удовлетворения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 5 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 июля 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Читы.
Истец в ходе рассмотрения дела от требований в части прекращения действия трудового договора N, заключенного 16 ноября 2020г. комитетом городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" с Поповой М.В. на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации отказался в связи с увольнением ответчика Поповой М.В. с должности по указанному трудовому договору, в связи с чем, производство по делу в указанной части прекращено, о чем Центральным районным судом г. Читы вынесено определение от 25 февраля 2022 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июня 2022 г. исковые требования прокурора Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", Поповой М.В. о признании незаконным заключения трудового договора удовлетворены.
Признано незаконным заключение комитетом городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" трудового договора от 16 ноября 2020 г. N с Поповой М.В.
В кассационной жалобе представитель комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" просит об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июня 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что в обжалуемом решении Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 г. не содержится ссылок на правовые нормы, которые могли бы послужить основанием для удовлетворения заявленных прокуратурой исковых требований, не указаны доводы, по которым суд отклонил возражения ответчика и третьего лица администрации городского округа "Город Чита".
Указывает, что действующее Федеральное законодательство о муниципальной службе требований об обязательном проведении конкурса при замещении вакантных должностей муниципальной службы не предусматривает. Указывает, что если в муниципальном образовании принят муниципальный правовой акт, устанавливающий обязательное проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, то назначение возможно только по результатам конкурса. Если такой муниципальный правовой акт не принят в муниципальном образовании, либо им установлено, что решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности принимается работодателем, то назначение возможно без проведения конкурса. Указывает, что Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита", утвержденное решением Думы городского округа "Город Чита" от 24 мая 2007 г. N70 не предусматривает проведение конкурса перед заключением любого трудового договора на вакантную должность муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "город Чита". Указанное положение регламентирует лишь общий порядок проведения конкурса в случаях, когда проведение конкурса необходимо и когда руководителем соответствующего органа местного самоуправления, либо представителем руководителя соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего функции нанимателя, принято решение о проведении такого конкурса, за исключением тех групп должностей, в отношении которых действующим законодательством предусмотрен иной порядок назначения на должность. Указывает, что ни статья 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ни Положение о порядке проведения конкурса не предусматривают проведение конкурса в обязательном порядке, следовательно, необходимость проведения конкурса остается на усмотрение работодателя.
Относительно доводов кассационной жалобы Прокуратурой Забайкальского края представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчик Попова М.В, представитель ответчика Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации городского округа "Город Чита", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, Попова М.В. принята на должность начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" на основании трудового договора с муниципальным служащим от 16 ноября 2020 г. N.
Приказом комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" от 16 ноября 2020 г. N Попова М.В. принята на вышеуказанную должность муниципальной службы с 16 ноября 2020 г, при этом назначение ответчика Поповой М.В. на должность произведено без проведения конкурса.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае", положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" исходил из того, что замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита" происходит при обязательном проведении соответствующего конкурса на замещение любой вакантной должности муниципальной службы (кроме должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа).
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации прохождением и прекращением муниципальной службы, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы (часть 3 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (статья 33 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Согласно Закону Забайкальского края "О муниципальной службе в Забайкальском крае" должности муниципальной службы подразделяются на следующие категории: руководители - должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления и их структурных подразделений (далее подразделение), замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц; специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органами местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования установленных полномочий и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, избирательной комиссии и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Должность, замещаемая Поповой М.В, по Реестру должностей муниципальной службы в Забайкальском крае отнесена к главной группе должностей муниципальной службы.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае" соответствие кандидата указанным требованиям устанавливается конкурсной комиссией при проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации городского округа.
При этом частью 3 статьи 44 Устава городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа от 25 мая 2017 г. N 53, установлено, что при замещении должности муниципальной службы в городском округе заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Пунктом 5.1 Положения о комитете городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 24 марта 2016 г. N 46, предусмотрено, что комитет возглавляет заместитель руководителя администрации городского округа - председатель комитета городского хозяйства администрации городского округа (далее - председатель Комитета), назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем администрации городского округа. Председатель Комитета выполняет организационно-распорядительные функции в отношении структурных подразделений Комитета.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа "Город Чита" от 24 мая 2007 г. N 70, настоящим Положением определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита" (далее по тексту - городской округ), за исключением должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа.
Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы (далее - конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на свободу труда, а также право граждан на равный доступ к муниципальной службе.
Вакантной должностью муниципальной службы признается не замещенная муниципальным служащим должность муниципальной службы органа местного самоуправления городского округа, предусмотренная штатным расписанием соответствующего органа местного самоуправления городского округа. (пункт 2 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "город Чита").
Установлено, что назначение Поповой М.В. на должность муниципальной службы произведено без проведения конкурса.
Согласно пункту 5 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита" конкурс в органах местного самоуправления городского округа объявляется руководителем соответствующего органа местного самоуправления либо представителем руководителя соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия нанимателя (далее - представитель нанимателя).
Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "город Чита", утвержденного Решением Думы городского округа "город Чита" от 24 мая 2007 г. N определены порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита", за исключением должностей руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности является приоритетным направлением формирования кадрового состава муниципальной службы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, в которую, в свою очередь, включаются квалификационные требования, муниципальным служащим может являться только гражданин, соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым для определения его возможности замещать должность муниципальной службы, то есть надлежащим образом исполнять должностные обязанности.
Таким образом, решению о назначении претендента на должность муниципальной службы, как верно установилсуд апелляционной инстанции, должна предшествовать обязательная и задокументированная оценка его соответствия квалификационным требованиям для ее замещения, в том числе в рамках конкурса, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", предшествующего заключению контракта.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита" за исключением должностей, указанных в Положении о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "город Чита", утвержденного Решением Думы городского округа "Город Чита" от 24 мая 2007 г. N70, (руководителя администрации городского округа, председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты городского округа, начальника Управления регулирования цен и тарифов городского округа) и к которым не относится должность начальника управления жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", происходит при обязательном проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.
Оснований не согласиться с приведенными в решении суда и апелляционном определении суждениями судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что проведение конкурса при замещении должности муниципальной службы является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя), действующее законодательство о муниципальной службе требований об обязательном проведении конкурса при замещении вакантных должностей муниципальной службы не предусматривает, поскольку данный довод основан на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решение и апелляционного определения, судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Доводы заявителя кассационной жалобы являются несостоятельными, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 15 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.