Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2006 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 октября 2005 г. N А56-45915/2004
Резолютивная часть постановления оглашена 26.10.2005.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от закрытого акционерного общества "Невский колорит" Подошкина Л.М. (доверенность от 22.01.2005),
рассмотрев 26.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2005 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005 (судьи Борисова Г.В., Згурская М.Л., Петренко Т.И.) по делу N А56-45915/2004,
установил:
Закрытое акционерное общество "Невский колорит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) от 01.11.2004 N 03/31970 об отказе в привлечении общества к ответственности, которым в порядке пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обществу доначислено 5 062 500 руб. налога на игорный бизнес.
Решением суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что в соответствии с положениями статьи 19 и пункта 2 статьи 366 НК РФ налог на игорный бизнес как региональный налог подлежит уплате налогоплательщиком по месту осуществления игорной деятельности (по месту нахождения игровых автоматов), а не по месту его регистрации налоговым органом в качестве налогоплательщика.
В судебном заседании представитель общества, считая судебные акты соответствующими нормам законодательства о налогах и сборах, просил оставить их без изменения, а жалобу инспекции - без удовлетворения.
Поскольку инспекция, а также Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области, привлеченная судом для участия в деле в качестве лица без самостоятельных требований, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представители в судебное заседание не явились, то жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения суда первой инстанции от 12.04.2005 и постановления апелляционного суда от 18.07.2005 проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства по налогу на игорный бизнес за период с января по июнь 2004 года в части деятельности обособленного подразделения, расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, улица пр. Славы, дом 21 лит. А. Результаты налоговой проверки отражены в акте от 18.10.2004 N 27831.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2006 года в настоящем постановлении исправлена опечатка
Решением от 01.11.2004 N 03/31970 инспекция отказала в привлечении общества к налоговой ответственности, однако доначислила 5 062 500 руб. налога на игорный бизнес и выставила требование от 01.11.2004 об уплате указанной суммы налога в бюджет. Основанием для вынесения такого решения послужил тот факт, что общество, имея на территории города Санкт-Петербурга обособленное подразделение с игровыми автоматами, уплачивало налог в бюджет другого субъекта (Ленинградской области) в размере, установленном Областным законом от 08.10.2001 N 57-ФЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области" (далее - Областной закон).
Общество не согласилось с названным решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что положениями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшими в проверяемый период, не предусматривалась уплата налога на игорный бизнес, представление декларации по налогу на игорный бизнес и регистрация объектов налогообложения по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика, в силу чего у общества отсутствовала обязанность по уплате налога на игорный бизнес по месту осуществления данного вида деятельности.
Кассационная инстанция считает вывод судов правильным.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан поставить на учет (далее - зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 названной статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Пунктом 7 статьи 366 НК РФ предусмотрено, что нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3 названной статьи, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Из положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Областного закона и Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 623-94 "О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге", действовавших в проверяемый период, следует, что игровые автоматы как объекты обложения налогом на игорный бизнес подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика.
Порядок исчисления налога на игорный бизнес и его уплаты предусмотрен статьей 370 НК РФ.
В силу статьи 371 НК РФ налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 Кодекса.
Приведенными положениями исчисление налога и его уплата не поставлены в зависимость от места нахождения обособленного подразделения или объекта обложения налогом, а также не предусмотрен порядок исполнения обособленными подразделениями обязанности юридических лиц налогоплательщиков по уплате налогов и сборов по месту нахождения обособленных подразделений.
Из материалов дела следует, что общество состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области. В этом же налоговом органе зарегистрированы спорные игровые автоматы налогоплательщика, расположенные на подведомственной ответчику территории, на что заявителю выданы свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса. Кроме того, материалами дела подтверждено, что общество в проверенный период исчисляло и уплачивало налог на игорный бизнес по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика и представляло соответствующие налоговые декларации по месту своего налогового учета. Эти обстоятельства зафиксированы в акте налоговой проверки и в обжалованном решении налогового органа.
Исчисляя налог на игорный бизнес по ставкам, установленным Областным законом, и уплачивая его в бюджет Ленинградской области, общество не нарушило положений главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавших в спорный период.
Следовательно, в данном случае у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления обществу 5 062 500 руб. налога на игорный бизнес за январь - июнь 2004 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005 по делу N А56-45915/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2005 г. N А56-45915/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2006 года в настоящем постановлении исправлена опечатка