Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-32/2022, УИД 55RS0004-01-2021-005427-62 по иску Абрамкиной Марии Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Абрамкиной Марии Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абрамкина М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Абрамкина М.А. указала, что 10 декабря 2019 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в Октябрьском административном округе г. Омска от 2 июля 2021 г. в установлении пенсии было отказано. В специальный стаж не включены в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев периоды работы: 31 октября 1999 г. - в ГУ ОКБ на ст. Омск-Пассажирский медицинской сестрой отделения анестезиологии и реанимации; с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в ГУ ОКБ на ст. Омск - Пассажирский медицинской сестрой отделения Анестезиологии и реанимации; с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г. в ГУ ОКБ на ст. Омск-Пассажирский медицинской сестрой отделения анестезиологии и реанимации; с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г. в ГУ ОКБ на ст. Омск-Пассажирский медицинской сестрой отделения анестезиологии и реанимации; с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в ГУ ОКБ на ст. Омск-Пассажирский медицинской сестрой в отделении реанимации и анестезиологии; с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г. в ГУЗ ОКБ на ст. Омск-Пассажирский в отделении анестезиологии-реанимации медицинской сестрой; с 3 ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г. в ГУЗ ОКБ на ст. Омск-Пассажирский в отделении анестезиологии-реанимации медицинской сестрой; с 23 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в ГУЗ на ст. Омск-Пассажирский медицинской сестрой отделения анестезии-реанимации; с 1 января 2004 г. по 3 ноября 2004 г. в ГУЗ ОКБ на ст. Омск- Пассажирский в отделении анестезиологии-реанимации медицинской сестрой; с 1 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г. в ЧУЗ КБ РЖД-Медицина ст. Омск-Пассажирский медицинской сестрой палаты реанимации и интенсивной терапии отделения реанимации и анестезиологии, с чем Абрамкина М.А. не согласна.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Абрамкина М.А. просила включить вышеуказанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также включить в страховой стаж период ухода за ребёнком до полутора лет с 27 апреля 2014 г. по 23 июля 2015 г. в соответствии со статьёй 11 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", курсы повышения квалификации с 13 ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г, признать право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать ответчика назначить пенсию с даты подачи заявления - с 10 декабря 2019 г. Также просила взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Омска от 8 ноября 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 12 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
ОПФР по Омской области обязано включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением Абрамкиной М.А. медицинской деятельности в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев следующие периоды: 31 октября 1999 г.; с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с 3 ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г, с 23 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 3 ноября 2004 г, с 1 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Абрамкиной М.А. о включении в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии иных заявленных периодов, о включении в страховой стаж периода по уходу за ребёнком до полутора лет, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости отказано.
С ОПФР по Омской области в пользу Абрамкиной М.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска от 12 апреля 2022 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Абрамкиной М.А. об обязании ОПФР по Омской области включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев следующих периодов: 31 октября 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с 3 ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г, с 23 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. Принято в отменённой части новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Омска от 12 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Абрамкина М.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, назначенное по ходатайству Абрамкиной М.А. с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Октябрьского районного суда г. Омска, лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Абрамкина М.А. 28 марта 2021 г. обратилась в УПФР в Октябрьском административном округе (Омская) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Октябрьском административном округе (Омска) от 2 июля 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии отказано.
При подсчёте специального стажа лечебной деятельности зачтены периоды:
- в календарном исчислении: с 1 сентября 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности участковой медицинской сестры; с 1 января 2002 г. по 28 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с 23 ноября 2003 г. по 28 ноября 2004 г, с 19 декабря 2004 г. по 28 февраля 2005 г. в должности участковой медицинской сестры в ГУЗ ОКБ ст. Омск Западно-Сибирская железная дорога;
- в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев: с 8 января 1998 г. по 11 февраля 1999 г. в должности медицинской сестры палатной палаты реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии и реанимации в БУЗОО г. Омска "КМСЧ N 9", с 18 февраля 1999 г. по 30 октября 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г, с 6 января 2000 г. по 31 декабря 2000 г, с 23 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации в ГУЗ ст. Омск Западно-Сибирская железная дорога, с 1 марта 2005 г. по 24 апреля 2005 г, с 15 мая 2005 г. по 25 сентября 2005 г, с 21 октября 2005 г. по 15 января 2006 г, с 10 февраля 2006 г. по 16 мая 2006 г, с 15 июня 2006 г. по 12 ноября 2006 г, с 6 декабря 2006 г. по 18 марта 2007 г, с 15 апреля 2007 г. по 23 сентября 2007 г, с 18 октября 2007 г. по 13 января 2008 г, с 8 февраля 2008 г. по 12 октября 2008 г, с 7 ноября 2008 г. по 18 ноября 2008 г, с 17 декабря 2008 г. по 18 января 2009 г, с 1 февраля 2009 г. по 28 февраля 2009 г, с 1 апреля 2009 г. по 26 апреля 2009 г, с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2010 г, с 11 апреля 2010 г. по 24 января 2011 г, с 22 февраля 2011 г. по 18 июля 2011 г, с 20 июля 2011 г. по 20 октября 2013 г, с 14 ноября 2013 г. по 26 апреля 2014 г, с 15 сентября 2016 г. по 11 марта 2018 г, с 4 апреля 2018 г. по 3 октября 2018 г, с 6 октября 2018 г. по 19 ноября 2018 г, с 21 ноября 2018 г. по 12 апреля 2020 г, с 18 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г, с 25 апреля 2020 г. по 26 апреля 2020 г, с 1 мая 2020 г. по 5 мая 2020 г, с 9 мая 2020 г. по 11 мая 2020 г, с 16 мая 2020 г. по 21 мая 2020 г, с 23 мая 2020 г. по 11 октября 2020 г, с 13 октября 2020 г. по 27 марта 2021 г. в должности медицинской сестры палатной анестезиологии и реанимации в ЧУЗ "КБ "РЖД-медицина" г. Омска.
При этом в стаж на соответствующих видах работ (специальный стаж) не были включены следующие периоды:
- 31 октября 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, с 3 ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г, с 29 ноября 2004 г. по 18 декабря 2004 г, с 25 апреля 2005 г. по 14 мая 2005 г, с 26 сентября 2005 г. по 20 октября 2005 г, с 16 января 2006 г. по 9 февраля 2006 г, с 13 ноября 2006 г. по 5 декабря 2006 г, с 19 марта 2007 г. по 14 апреля 2007 г, с 14 января 2008 г. по 7 февраля 2008 г, с 13 октября 2008 г. по 6 ноября 2008 г, с 19 января 2009 г. по 31 января 2009 г, с 1 марта 2009 г. по 31 марта 2009 г, с 27 апреля 2009 г. по 30 июня 2009 г, с 13 апреля 2020 г. по 17 апреля 2020 г, с 20 апреля 2020 г. по 24 апреля 2020 г, с 27 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г, с 6 мая 2020 г. по 8 мая 2020 г, поскольку страхователем не подтверждена деятельность, включаемая в стаж на соответствующих видах работ;
- с 29 декабря 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 апреля 2010 г. по 10 апреля 2010 г, 19 июля 2011 г, с 4 октября 2018 г. по 5 октября 2018 г, 20 ноября 2018 г, с 12 мая 2020 г. по 15 мая 2020 г, 22 мая 2020 г, 12 октября 2020 г, с 11 января 2011 г. по 12 января 2021 г. - отпуска без сохранения заработной платы.
Также не включен в специальный стаж период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения полутора и трёх лет с 27 апреля 2014 г. по 19 сентября 2016 г.
По подсчётам пенсионного органа на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный страховой стаж истца составил 28 лет 05 месяцев 25 дней.
Удовлетворяя требования Абрамкиной М.А. о включении в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периодов работы: 31 октября 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г, с 23 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 3 ноября 2004 г, с 1 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г. суд первой инстанции исходил из того, что согласно справке, выданной 5 апреля 2022 г. главным врачом ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина", в спорные периоды, в том числе с 18 февраля 1999 г. по 31 декабря 2003 г. Абрамкина М.А. работала медицинской сестрой палатной отделения анестезиологии и реанимации стационара, с 1 января 2004 г. по 28 февраля 2005 г. медицинской сестрой палатной палаты реанимации и интенсивной терапии отделения анестезиологии-реанимации стационара, однако в записи в трудовой книжке на имя Абрамкиной М.А. содержится ошибка в указании её должности, характер и условия её работы в предшествующие периоды, в спорные периоды, а также после не менялись, в связи с чем спорные периоды работы Абрамкиной М.А. подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении с учётом того, что Абрамкина М.А. осуществляла лечебную деятельность в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должности, работа в которой даёт право на исчисление стажа, как один год работы за один год и шесть месяцев.
Также суд первой инстанции принял во внимание, что периоды работы Абрамкиной М.А. с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г, с 4 ноября 2004 г. по 31 декабря 2004 г, с 13 апреля 2020 г. по 17 апреля 2020 г, с 20 апреля 2020 г. по 24 апреля 2020 г, с 27 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г, с 6 мая 2020 г. по 8 мая 2020 г. зачтены в стаж в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный страховой стаж Абрамкиной М.А. периода нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с 27 апреля 2014 г. по 23 июля 2015 г, суд первой инстанции исходил из того, что период одного из родителей за каждым ребёнком до полутора лет, но не более шести лет в общей сложности засчитывается в страховой стаж при условии, что такому периоду предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы (иной деятельности), за которые уплачивались взносы в ПФР, независимо от продолжительности, спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком включён пенсионным органом в страховой стаж истца.
Установив, что с учётом периодов, зачтённых пенсионным органом в бесспорном порядке и спорных периодов работы истца с 31 октября 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г, с 23 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 3 ноября 2004 г, с 1 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г. по состоянию на дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (28 марта 2021 г.) специальный страховой стаж Абрамкиной М.А. составил 30 лет 04 месяца 3 дня, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 части 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", пришёл к выводу о том, что право на назначение страховой пенсии по старости наступит у Абрамкиной М.А. не ранее чем через 18 месяцев с даты выработки необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем основания для возложения на ответчика обязанности назначить Абрамкиной М.А. страховую пенсию по старости с 10 декабря 2019 г. отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный страховой стаж Абрамкиной М.А. в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев спорных периодов работы истца: 31 октября 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г, с 23 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 3 ноября 2004 г, с 1 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г, указав, что выводы суда в данной части основаны на неправильном применении норм материального права, постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют обстоятельствам дела.
Отменяя решение суда в данной части и принимая в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные периоды работы Абрамкиной М.А. 31 октября 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, сведения о которых отражены в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта без указания кода льготных условий, могут быть включены в специальный страховой стаж только при условии доказанности недостоверности сведений, однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Отменяя решение суда в части включения в специальный страховой стаж истца в льготном исчислении периодов работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с 23 ноября 203 г. по 31 декабря 2003 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что справка ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" г. Омска от 5 апреля 2022 г, принятая судом в качестве надлежащего доказательства в подтверждение факта работы истца в особых условиях труда, не могла быть принята во внимание, поскольку у должностных лиц ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" г. Омска отсутствуют полномочия выдавать такие справки, так как данное учреждение не является правопреемником прежнего работодателя истца, ликвидированного 7 апреля 2005 г.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, исходил из того, что право на льготное исчисление периодов осуществления медицинской деятельности при работе в отделениях (группах, палатах) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии имеют медицинские сёстры-анестезисты, медицинские сёстры палатные, однако в спорный период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с 23 ноября 203 г. по 31 декабря 2003 г. Абрамкина М.А. работала в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации, а не в должности медицинской сестры-анестезиста, медицинской сестры палатной. В сведениях индивидуального персонифицированного учёта работодатель отразил спорные периоды работы истца как лечебную деятельность без льготного исчисления стажа работы.
Также суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что период с 3 ноября 2003 г. по 22 ноября 2003 г. не подлежит включению в специальный страховой стаж истца, поскольку не связан с осуществлением Абрамкиной М.А. медицинской деятельности в учреждении здравоохранения, так как в указанный период Абрамкина М.А. находилась в учебном отпуске в связи с обучением в Омском государственном институте сервиса.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения Абрамкиной М.А. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 28 марта 2021 г.) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 от 29 октября 2002 г.);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066 от 22 сентября 1999 г. и Правила N 1066 от 22 сентября 1999 г.);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781 от 29 октября 2002 г.).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. N 781).
В пункте 2 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1- 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 2 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащим применению к периодам работы Абрамкиной М.А. с 1 января 2002 г, в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названы медицинские сёстры палатные, в том числе старшие, медицинские сёстры-анестезисты.
Списком от 22 сентября 1999 г. N 1066, подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Абрамкиной М.А. с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, в пункте 2 в разделе "Наименование структурных подразделений" указаны отделения (группа, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28-31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях; в разделе "Наименование должностей" поименованы должности медицинской сестры-анестезиста, медицинской сестры, в том числе старшей.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Для отдельных категорий работников, в частности среднего медицинского персонала (медицинских сестёр палатных, медицинских сестёр-анестезистов отделений (группы, палаты, выездной бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии предусматривается льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях включается в специальный стаж как один год и 6 месяцев.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утверждёнными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днём понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень) (утратил силу с 1 января 2022 г.).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н) (утратили силу с 1 января 2022 г.).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в её установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Отказывая в удовлетворении требований Абрамкиной М.А. о включении периодов работы 31 октября 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г, суд апелляционной инстанции на основании установленных обстоятельств, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям вышеприведённых норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, порядок исчисления специального стажа, пришёл к выводу об отсутствии надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих, что Абрамкина М.А. в оспариваемые периоды осуществляла работу в особых условиях труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции Абрамкина М.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 7 декабря 1999 г, следовательно, как верно указано судом апелляционной инстанции, периоды её работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в указанные периоды 31 октября 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г. должны подтверждаться документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Однако, указанные периоды работы Абрамкиной М.А. в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица отражены без указания кода льготных условий труда. В документах, имеющихся в материалах дела, в том числе дополнительно представленных по запросу суда апелляционной инстанции, не указаны причины неисполнения Абрамкиной М.А. трудовых обязанностей 31 октября 1999 г, с 1 января 2000 г. по 5 января 2000 г, с 1 января 2001 г. по 22 января 2001 г.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Абрамкиной М.А. в данной части.
Установив, что в периоды работы Абрамкиной М.А. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2003 г. по 2 ноября 2003 г, с 23 ноября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в документах, оформленных работодателем, а именно в трудовой книжке, в приказах, в личной карточке работника, должность Абрамкиной М.А. поименована как медицинская сестра отделения анестезиологии-реанимации, однако работа в должности медицинской сестры в отделении анестезиологии-реанимации не даёт права для зачёта в стаж периодов такой работы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, так как в соответствии с Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 правом на льготное исчисление периодов работы обладают медицинские сёстры палатные, в том числе старшие, и медицинские сёстры-анестезисты, в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица спорные периоды работы отражены без указания на хирургический профиль, каких-либо письменных доказательств, свидетельствующих о том, что в указанные спорные периоды Абрамкина М.А. работала медицинской сестрой палаты реанимации и интенсивной терапии материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Абрамкиной М.А. о зачёте данных периодов её работы в специальный страховой стаж в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции проигнорировал приказ о переводе от 31 декабря 2003 г, согласно которому Абрамкина М.А. переводилась с должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии, что, по мнению заявителя, указывает на то, что в период, предшествующий 31 декабря 2003 г, Абрамкина М.А. работала именно в должности медицинской сестры палатной, не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделён.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. Абрамкина М.А. не занимала должность медицинской сестры палатной, в документах, представленных в материалы дела (трудовой книжке, личной карточке работника, лицевых счетах) Абрамкина М.А. значится как медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации. Доказательств фактического выполнения Абрамкиной М.А. функциональных обязанностей медицинской сестры-анестезиста или медицинской сестры палатной, в материалы дела не представлено.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, согласно штатному расписанию на 1 января 2002 г. и на 1 января 2003 г. в государственном учреждении Отделенческой клинической больнице на ст. Омск отделение анестезиологии-реанимации и палата реанимации и интенсивной терапии являлись самостоятельными структурными подразделениями. В отделении анестезиологии-реанимации предусмотрена должность медицинской сестры-анестезиста, должность медицинской сестры палатной не поименована. В палату реанимации и интенсивной терапии Абрамкина М.А. переведена только с 1 января 2004 г, согласно приказу N/К от 31 декабря 2003 г.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий и должностей не допускается.
Поскольку доказательств фактического выполнения Абрамкиной М.А. функциональных обязанностей медицинской сестры палатной в спорные периоды в материалы дела не представлено, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Абрамкиной М.А. требований о зачёте вышеназванных периодов её работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев, являются обоснованными.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции основаны на анализе норм действующего законодательства, оценке представленных суду доказательств, являются обоснованными. Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.
Представленная Абрамкиной Е.Н. с кассационной жалобой копия трудовой книжки на имя Епанчинцевой Е.Н. не может быть принята во внимание, поскольку в силу части третьей статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Абрамкиной М.А.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Абрамкиной Марии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.