Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 ноября 2005 г. N А56-41969/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Марьянковой Н.В. и Матлиной Е.О.,
при участии от ООО "Магазин "Олимпийский" Булавкина М.Е. (доверенность от 23.08.2005), от экологической инспекции Богославской Ю.В. (доверенность от 18.04.2005 N 154),
рассмотрев 15.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2005 (судья Глазков Е.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2005 (судьи Копылова Л.С., Медведева И.Г., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-41969/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Магазин "Олимпийский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписания от 20.09.2004 N 1153-06/16 и постановления от 01.10.2004 N 733/1151-06/01 Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее - Инспекция).
До вынесения судом решения заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требований в части оспаривания предписания от 20.09.2004 N 1153-06/16. Отказ принят арбитражным судом.
Решением суда от 06.06.2005 заявленные требования в части признания незаконным и отмене постановления Инспекции от 01.10.2004 N 733/1151-06/01 удовлетворены. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом податель жалобы ссылается на следующее: поскольку Общество осуществляет деятельность по размещению отходов, то в соответствии с действующим законодательством оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду; в нарушение статей 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заявитель не имеет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.09.2004 на основании распоряжения Тихвинского межрайонного отдела Инспекции от 20.08.2004 N 1151-6 проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проведения проверки контролирующим органом установлено отсутствие утвержденных лимитов на размещение отходов, а также обнаружено, что организация не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 15.09.2004 N 733/1151-6/01.
Инспекция 17.09.2004 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 733/1151-6/01. На основании данного протокола и материалов проверки 01.10.2004 Инспекцией вынесено постановление N 733/1151-6/01 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2 и 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Указывая на правомерность привлечения Общества к административной ответственности, Инспекция сослалась, в частности, на невыполнение им требований статей 11 и 18 Закона N 89-ФЗ, в силу которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Между тем ни протоколом осмотра от 15.09.2004, ни протоколом об административном правонарушении от 17.09.2004, ни иными материалами проверки факт отсутствия у Общества нормативов образования отходов не установлен. В указанных документах зафиксирован лишь факт отсутствия лимитов (разрешения) на размещение отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом понятие хранения отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В свою очередь захоронением отходов является их изоляция в специальных хранилищах.
Как видно из материалов настоящего дела, хранение (захоронение), а следовательно, и размещение отходов Обществом не осуществлялось.
Напротив, материалы проверки содержат отметку о том, что имеющиеся у Общества отходы вывозились на основании договора с муниципальным предприятием "Бокситогорсккомхоз".
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в рамках деятельности заявителя получение соответствующего разрешения, устанавливающего лимиты размещения отходов, не требовалось.
При таком положении суд первой и апелляционной инстанций пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, установленного статьей 8.2 КоАП РФ.
Не может быть принят судом во внимание и довод подателя жалобы о негативном воздействии деятельности Общества на окружающую среду, поскольку в рассматриваемой ситуации такое воздействие имело бы место лишь в случае установления факта размещения Обществом отходов производства и потребления (статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Вследствие этого отсутствуют и основания для установления платы за негативное воздействие на окружающую среду как формы возмещения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ является правильным.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2005 по делу N А56-41969/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 г. N А56-41969/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника