Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Раужина Е.Н, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7/2022 (УИД 75RS0012-01-2021-000218-21) по иску Окладниковой Валентины Николаевны к администрации муниципального района "Калганский район" Забайкальского края об обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, о взыскании задолженности по выплате пенсии муниципальным служащим за выслугу лет, по кассационной жалобе Окладниковой Валентины Николаевны на решение Калганского районного суда Забайкальского края от 6 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Окладникова В.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района "Калганский район" Забайкальского края об обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, о взыскании задолженности по выплате пенсии муниципальным служащим за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований Окладникова В.Н. указала, что она с 22 октября 1974 г. по 2 июля 1990 г. работала в финансовом отделе администрации муниципального района "Калганский район", являясь муниципальным служащим. Согласно приказу Государственной налоговой инспекции N от 16 апреля 1990 г. была назначена и работала начальником Государственной налоговой инспекции по Калганскому району с 3 июля 1990 г, являясь государственным служащим. Стаж работы в финансовом отделе составляет 15 лет 8 месяцев, в налоговом органе 12 лет. В связи с реорганизацией налоговой инспекции по Калганскому району она была уволена по сокращению штата. С 5 июня 2003 г. ей была досрочно назначена страховая пенсия. В ноябре 2020 г. она обратилась в администрацию муниципального района "Калганского район" с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. Распоряжением главы муниципального района "Калганского район" N 110 от 7 декабря 2020 г. ей была назначена ежемесячная выплата пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему с 1 ноября 2020 г. в сумме 9 666, 63 рубля, выплата которой производилась по 1 мая 2021 г. 21 мая 2021 г. она получила уведомление о прекращении ежемесячной выплаты пенсии за выслугу лет с 1 мая 2021 г, с чем она не согласна.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Окладникова В.Н. просила обязать администрацию муниципального района "Калганский район" возобновить выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с 1 мая 2021 г, взыскать с администрации муниципального района "Калганский район" задолженность по выплате пенсии муниципальным служащим за выслугу лет за период с 1 мая 2021 г. по день рассмотрения дела в суде.
Решением Калганского районного суда Забайкальского края от 6 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 июля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Окладниковой В.Н. к администрации муниципального района "Калганский район" Забайкальского края об обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с 1 мая 2021 г, о взыскании задолженности по выплате пенсии муниципальным служащим за выслугу лет с 1 мая 2021 г. по день рассмотрения дела в суде отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Окладникова В.Н. просит отменить решение Калганского районного суда Забайкальского края от 6 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 22 октября 1974 г. по 2 июля 1990 г. Окладникова В.Н. работала в Калганском районном финансовом отделе и замещала должности муниципальной службы 15 лет 8 месяцев 11 дней.
Согласно записям в трудовой книжке и выпискам из приказов 22 октября 1974 г. Окладникова В.Н. принята в Калганский райфинотдел на должность секретаря-машинистки (запись N), 19 ноября 1975 г. переведена на должность экономиста госдоходов (запись N); 16 августа 1979 г. переведена на должность начальника инспекции госдоходов (запись N), 2 июля 1990 г. уволена из финансового отдела в связи с переводом в налоговую инспекцию (запись N); 3 июля 1990 г. принята переводом на должность начальника Государственной налоговой инспекции по Калганскому району (запись N); 1 октября 1998 г. назначена руководителем Государственной налоговой инспекции по Калганскому району (запись N); 23 июля 1999 г. Государственная налоговая инспекция по Читинской области преобразована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Читинской области (запись N); 26 октября 1999 г. назначена руководителем инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калганскому району (запись N); 27 сентября 2001 г. назначена на должность заместителя руководителя - начальника отдела Межрайонной Инспекции МНС России N 8 по Читинской области (запись N); 27 апреля 2002 г. уволена по сокращению штата по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением ОПС ПФ РФ в Калганском районе N от 5 июня 2003 г. Окладниковой В.Н. назначена пенсия по старости.
Решением ОПС ПФ РФ в Калганском районе N от 30 апреля 2004 г. Окладниковой В.Н. была назначена пенсия по старости в соответствии со статьёй 7.1 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 20 мая 2004 г. пожизненно.
Окладниковой В.Н. осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет с 9 июля 2003 г. по 30 ноября 2020 г.
С 1 декабря 2020 г. данная выплата Окладниковой В.Н. приостановлена по заявлению пенсионера "об отказе от получения назначенной пенсии" от 3 ноября 2020 г.
Согласно заявлению N от 3 ноября 2020 г. Окладникова В.Н. отказалась от получения назначенной пенсии по выслуге лет по государственному пенсионному обеспечению.
На основании письменного заявления Окладниковой В.Н. от 12 ноября 2020 г. вынесено распоряжение главы администрации муниципального района "Калганский район" от 7 декабря 2020 г. N 110 "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе "Калганский район", производить Окладниковой В.Н. с 1 ноября 2020 г. ежемесячную выплату пенсии за выслугу лет в размере 9 666 руб. 63 коп.
Распоряжением главы администрации муниципального района "Калганский район" от 20 апреля 2021 г. N "Об отмене выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района "Калганский район" ежемесячная выплата пенсии Окладниковой В.Н. за выслугу лет с 1 мая 2021 г. отменена, распоряжение главы администрации муниципального района "Калганский район" от 7 декабря 2020 г. N 110 "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе "Калганский район" признано утратившим силу.
Уведомлением от 20 апреля 2021 г. N Окладниковой В.Н. сообщено об отмене ежемесячной выплаты пенсии за выслугу лет с 1 мая 2021 г.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Окладниковой В.Н. требований о возложении на администрацию муниципального района "Калганский район" Забайкальского края обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с 1 мая 2021 г, о взыскании задолженности по выплате пенсии муниципальным служащим за выслугу лет с 1 мая 2021 г. по день рассмотрения дела в суде, суд первой инстанции руководствовался частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Положением о выслуге лет муниципальным служащим в муниципальном районе "Калганский район", утверждённым решением Совета муниципального района "Калганский район от 15 декабря 2017 г. N 13, пришёл к выводу о том, что в соответствии с Положением о выслуге лет муниципальным служащим в муниципальном районе "Калганский район" возможность назначения муниципальной пенсии по выслуге лет предусмотрена только для лиц, замещавших муниципальные должности перед увольнением и достигших пенсионного возраста. На момент увольнения с муниципальной службы Окладникова В.Н. не достигла пенсионного возраста, в период с 3 июля 1990 г. по 27 апреля 2002 г. замещала должность государственной гражданской службы, как на момент назначения пенсии по старости, так и на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет как муниципальному служащему Окладникова В.Н. не занимала должности муниципальной службы, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что правовые основания для назначения Окладниковой В.Н. пенсии за выслугу лет у ответчика отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11).
Согласно пункта 5 части 1 статьи 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы муниципальной службы в Забайкальском крае, отнесённые Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" к ведению Забайкальского края как субъекта Российской Федерации, регулируются Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае", принятым Законодательным Собранием Забайкальского края 24 декабря 2008 г.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N 108-ЗЗК условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Решением Совета муниципального района "Калганский район" от 15 декабря 2017 г. N 13 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в муниципальном районе "Калганский район" (далее - Положение о пенсии за выслугу лет).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальные служащие в муниципальном районе "Калганский район" (далее - муниципальные служащие) при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 статьи 77, пунктами 1-3 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, 3 (в случае признания муниципального служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу, наличия заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтверждённого заключением медицинской организации) части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации (далее - Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") (с учётом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории "руководитель" или "помощник" (советник), 3 (за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта), 7 статьи 77, пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30-33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.
Муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 3 (в связи с избранием или назначением на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, назначением на должность государственной службы, в связи с избранием или назначением на муниципальную должность, в связи с избранием на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования), пунктом 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории "руководитель" или "помощник" (советник), пунктами 8, 9 статьи 77, пунктами 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 5, 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в случае признания муниципального служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу, наличия заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтверждённого заключением медицинской организации), если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Положения о пенсии за выслугу лет муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и увольнении с муниципальной службы по основанию, предусмотренному подпунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее 7 лет.
Согласно пункту 3 Положения о пенсии за выслугу лет, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", выплачивается независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии.
Пенсия за выслугу лет назначается к пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (подпункт 4 пункта 1 Положения о пенсии за выслугу лет).
Пенсия за выслугу лет не назначается лицам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края, либо в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления муниципальных образований назначена пенсия за выслугу лет, ежемесячное материальное обеспечение, ежемесячное пожизненное содержание или иная выплата к пенсии за счёт средств федерального, краевого или местного бюджетов, за исключением предоставляемых мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральными законами и законами края (подпункт 6 пункта 1 Положения о пенсии за выслугу лет).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 Положения о пенсии за выслугу лет финансирование пенсии за выслугу лет производится за счёт средств бюджета муниципального района "Калганский район".
Руководствуясь приведённым правовым регулированием, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что пенсия за выслугу лет является мерой дополнительной социальной поддержки, направленной на поддержание интересов муниципальных служащих, уходящих на пенсию именно с должностей муниципальной службы.
Установив, что на момент увольнения с должности муниципальной службы 7 февраля 1990 г. Окладникова В.Н. пенсия по старости не назначалась, после увольнения с должности муниципальной службы в период с 3 июля 1990 г. по 27 апреля 2002 г. истец замещала должность государственной гражданской службы, на момент назначения пенсии по старости и на момент обращения с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет истец не занимала должности муниципальной службы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Окладникова В.Н. не имеет права на пенсию по выслуге лет, выплачиваемую за счёт средств муниципального района.
Приведённые Окладниковой В.Н. в жалобе доводы о наличии у неё права на ежемесячную надбавку за выслугу лет по муниципальной службе к пенсии по старости, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Доводы в кассационной жалобе о том, что в соответствии с пунктом 2 Решения Совета муниципального района "Калтанский район" от 15 декабря 2017 г. N 13 Окладникова В.Н. имеет право на пенсию за выслугу лет, подлежат отклонению.
Согласно пункта 2 решения Совета муниципального района "Калганский район" от 15 декабря 2017 г. N 13, за лицами, проходившими муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую в соответствии с нормативным правовым актом муниципального района "Калганский район" в связи с прохождением указанной службы, и уволенным со службы до 1 января 2017 г, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности муниципальной службы муниципального района "Калганский район" и имеющие на 1 января 2017 г. стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности муниципальной службы муниципального района "Калганский район", имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 г. право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на пенсию за выслугу лет без учёта изменений, внесённых настоящим решением.
Вопреки доводам кассационной жалобы, на момент увольнения с должности муниципальной службы 2 июля 1990 г, то есть до 1 января 2017 г, Окладникова В.Н. права на пенсию по выслуге лет, устанавливаемую в соответствии с нормативным актом муниципального района "Калганский район" в связи с прохождением указанной службы не приобрела, на 1 января 2017 г. стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет составил менее 20 лет, после 1 января 2017 г. Окладникова В.Н. должности муниципальной службы муниципального района "Калганский район" не замещала, в связи с чем положения пункта 2 решения Совета муниципального района "Калганский район" от 15 декабря 2017 г. N 13 в данном случае применению не подлежат.
Также, вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что положения абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о пенсии за выслугу лет в данном случае не могут быть применены, поскольку в абзаце 3 подпункта 1 пункта 1 указанного Положения идёт речь об увольнении с муниципальной службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с избранием или назначением на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, назначением на должность государственной службы), в то время как из материалов дела следует, что Окладникова В.Н. была уволена с муниципальной должности по иному основанию, а именно в связи с переводом в налоговую инспекцию, что подтверждается записью в трудовой книжке.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калганского районного суда Забайкальского края от 6 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Окладниковой Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.