Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.
судей Попова А.А, Ковалевской В.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0001-02-2022-001894-04 по исковому заявлению заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ в лице филиала - Читинского лесничества МО РФ о понуждении к действиям
по кассационной жалобе представителя ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ - Дьяченко М.Ю. на решение Центрального районного суда города Читы от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ФКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ в лице филиала - Читинского лесничества МО РФ о понуждении к действиям.
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения природоохранного и земельного законодательства, которой выявлены факты загрязнения земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Согласно акту обследования от 29 сентября 2021 г. N 43, составленному должностными лицами Читинского лесничества, на земельном участке с кадастровым номером N в границах лесотаксационных выделов 3, 5 квартала 33 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества имеются образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, зафиксированных за 2014 г. по 2018 г, неубранные порубочные остатки объемом около 41, 65 м 3 на площади 8, 33 га. Наличие в лесном массиве порубочных остатков влечет захламление лесов, распространение вредных организмов, возникновение в лесах пожаров, в связи с чем нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством. Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности в лесах путем оставления порубочных остатков создает реальную опасность повреждения и уничтожения имущества, находящегося в федеральной собственности. Просил обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, в срок до 1 июня 2022 г. организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером N в границах лесотаксационных выделов 3, 5 квартала 33 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, от порубочных 4 остатков.
Решением Центрального районного суда города Читы от 5 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 июля 2022 г, исковые требования удовлетворены. На ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ возложена обязанность организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером N в границах лесотаксационных выделов 3, 5 квартала 33 участка "Красный яр" Бургенского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, от порубочных остатков в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представителем ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ - Дьяченко М.Ю. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Указывают, что судами не учтено, что Учреждение ограничено уставом в своей специальной правоспособности, равно как и доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств. Также ссылаются на то, что у ФГКУ "УЛХиП" Минобороны РФ отсутствуют штатные единицы работников, специально оборудованная техника для ликвидации захламлений и порубочных остатков.
На кассационную жалобу от заместителя военного прокурора Читинского гарнизона Клименко С.В. направлены возражения.
От третьего лица Министерства обороны Российской Федерации поступило ходатайство об удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. возражала против доводов кассационной жалобы, полагая об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно акту обследования от 29 сентября 2021 г, утвержденному начальником Читинского лесничества МО РФ, со схемами и фототаблицами, протоколам о лесонарушении N 87 от 26 июня 2018 г, N 26 от 5 февраля 2018 г. на земельном участке "Красный яр" в квартале 33 лесотаксационных выделов 3, 5 обнаружена захламленность лесного участка на площади 8, 33 га, объемом около 41, 65 м 3, образовавшаяся вследствие незаконных порубок, выявленных за период 2018 г. деревьев хвойных и лиственных пород.
Положениями п. 13 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. N 2276, установлено, что предметом и целями учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сферах управления лесным хозяйством (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3, 18 п. 14 Устава одними из видов деятельности учреждения являются: планирование, организация, анализ и контроль использования лесопользователями лесов в целях обеспечения их рационального использования; планирование, организация, управление, анализ и контроль мероприятий, проводимых лесопользователями, по охране, защите, воспроизводству, улучшению породного состава и качества лесов, повышению их продуктивности; организация и контроль проведения лесопользователями мероприятий в области охраны и использования объектов животного мира на землях обороны и безопасности; осуществление государственного лесопатологического мониторинга, лесозащитного районирования, а также организации и осуществление мониторинга лесов в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизведения лесов.
На территории Забайкальского края полномочия ФГКУ "ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ по осуществлению мероприятий по защите и воспроизводству лесов на землях обороны возложены на Читинское лесничество.
В соответствии п.п. 2.2, 3.1 Положения о Читинском лесничестве Министерства обороны РФ - филиале ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, утвержденного приказом начальника ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ от 2015 г. N 73, на Читинское лесничество возложена задача по обеспечению охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны РФ, для достижения которой данное лесничество осуществляет следующие виды деятельности: организация и осуществление оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок, иных нарушений лесного законодательства; осуществление контроля соблюдения установленных правил санитарной безопасности в лесах, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации, статьями 50.7, 51, 53, 53.1, пунктами 13, 14 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 35 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, пунктами 3, 4, 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, исходил из того, что в лесном массиве на землях Министерства обороны Российской Федерации вследствие незаконной рубки лесных насаждений имеют место порубочные остатки, наличие которых влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, увеличивает риск возникновения пожаров в пожароопасный период; установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. В соответствии с Уставом УЛХИП МО РФ осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации; для достижения указанных целей учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий по охране и защите лесов, организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведение рейдов, патрулирование лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений, в том числе и по фактам незаконных рубок; необходимость очистки лесного массива от порубочных остатков возникла в результате ненадлежащей организации оперативной работы по охране лесов со стороны УЛХИП МО РФ, своевременно не
принявшего мер по устранению порубочных остатков после совершения лесонарушений в лесах военного лесничества, в связи с чем пришел к выводу о том, что проведение очистки указанной территорий от захламления возлагается на УЛХИП МО РФ, которое обязано провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков на указанном земельном участке в срок шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Согласно положениям статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (часть 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 16144, меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Доводы кассационной жалобы о необходимости соблюдения определенной процедуры и привлечения к работам иных лиц основанием для отмены состоявшихся судебных актов не являются.
Возлагая обязанность на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора суды учли положения пунктов 14 Устава ответчика, согласно которому одним из видов деятельности учреждение является осуществление государственного лесопатологического мониторинга, лесозащитного районирования, а также организации и осуществление мониторинга лесов в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизведения лесов.
Поскольку в функции учреждения входит планирование, организация и управление проведением соответствующих лесоохранных и лесозащитных мероприятий, суды правомерно возложили обязанность по очистке участка леса от порубочных остатков на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, которое в рамках исполнения решения суда не лишено возможности организовать проведение соответствующих работ с привлечением иных лиц, подведомственных данному учреждению либо Министерству обороны Российской Федерации, наделенных равнозначными полномочиями, либо исполняющих специальные функции.
Разрешая спор, суды правомерно исходили из того, что основанием иска являются не отношения по возмещению вреда, причиненного природным объектам, а отношения по охране лесов от негативного воздействия, субъектами которых являются физические и юридические лица, осуществляющие использование лесов по тем или иным основаниям. Поскольку пользователем лесного участка является Министерство обороны Российской Федерации, соответственно, данное лицо должно нести ответственность за соблюдение порядка пользования лесами в лице учреждений, наделенных им соответствующими полномочиями.
Выводы нижестоящих судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика тщательно исследованную судебными инстанциями и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 379.6 и 379.7 ГПК РФ не наделен.
Процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ - Дьяченко М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.