Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1001/2022 (УИД: 70RS0004-01-2022-000572-09) по иску Волковицкого Михаила Геннадьевича к Управлению Министерства Внутренних дел России по Томской области о признании незаконным протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии в части, признании нуждающимся в жилом помещении, обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, по кассационным жалобам Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области", Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" Андрушко Александра Васильевича, действующего на основании доверенности от 30 декабря 2021 г. N, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы Войск национальной гвардии Российской Федерации Томской области Чернова Александра Владимировича, действующего на основании доверенности от 17 января 2022 г. N/8, поддержавшего доводы кассационных жалоб, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области - Копышевой Марии Александровны, действующей на основании доверенности от 8 июня 2022 г. N, поддержавшей доводы кассационной жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волковицкий Михаил Геннадьевич (далее - Волковицкий М.Г, истец) обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (далее - также УМВД России по Томской области, ответчик) о признании незаконным протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии в части, признании нуждающимся в жилом помещении, обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований Волковицкий М.Г. указал, что 24 января 2022 г. состоялось заседание Центральной жилищно - бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Томской области (далее - ЦЖБК УМВД России по Томской области), по результатам которого истец и члены его семьи сняты в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с обеспеченностью жильем более учетной нормы. Истец считает, что решение о снятии его и членов его семьи с учета в качестве, нуждающихся в жилом помещении принято без соблюдения норм права, является незаконным и подлежит отмене. Обращаясь с иском в суд, Волковицкий М.Г. ссылался на то, что за время постановки в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с истцом был заключен договор найма жилого помещения от 1 января 2000 г. с ОАО "Томскмолоко", по которому ОАО "Томскмолоко" передало истцу в наем жилое помещение общей площадью 18 кв. м, расположенное по адресу: "адрес". В собственности жены находится доля N в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 109, 8 кв. м, расположенное по адресу: "адрес". Комиссией не производилась оценка фактических обстоятельств, в частности, не исследовались обстоятельства получения Волковицкой О.Г. доли в размере N в праве общей долевой собственности на жилое помещение, не было оценено географическое положение объекта недвижимости, право собственности в котором принадлежит Волковицкой О.Г.
Волковицкий М.Г. просил суд признать незаконным протокол N заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Томской области от 24 января 2022 г. в части снятия Волковицкого М. Г. с членами семьи из трех человек в качестве нуждающихся в жилом помещении, признать Волковицкого М.Г. с составом семьи из трех человек нуждающимся в жилом помещении, обязать восстановить Волковицкого М.Г. с членами семьи на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Определением Советского районного суда г. Томска от 3 февраля 2022 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Волковицкая Ольга Геннадьевна (далее - Волковицкая О.Г.), Волковицкий Павел Михайлович (далее - Волковицкий П.М.), Федеральное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии России по Томской области (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области"), Министерство территориального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях).
Решением Советского районного суда г. Томска от 26 апреля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Волковицкому М.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 г. решение Советского районного суда г. Томска от 26 апреля 2022 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования Волковицкого М.Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по Томской области удовлетворены частично.
Признан незаконным протокол N заседания Центральной жилищно - бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Томской области от 24 января 2022 г. в части снятия Волковицкого М.Г. с членами семьи из трех человек в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На Управление Министерства внутренних дел России по Томской области возложена обязанность восстановить Волковицкого М.Г. с членами семьи на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В удовлетворении остальной части исковых требований Волковицкого М.Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по Томской области отказано.
В кассационной жалобе представитель УМВД России по Томской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то обстоятельство, что суд апелляционной инстанции, определяя уровень жилищной обеспеченности истца Волковицкого М.Г. и членов его семьи неправомерно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 13 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, установленной Решением Думы города Томска от 2 февраля 2016 г..N, в то время как необходимо руководствоваться нормами, имевшими место до 1 марта 2005 г..Указывает, что основанием для снятия Волковицкого М.Г. с семьей в составе трех человек с учета по улучшению жилищных условий явились следующие обстоятельства. Согласно имеющихся в материалах деятельности ЦЖБК УМВД документов Волковицкий М.Г. проходил службу в УГИБДД УМВД России по Томской области и до 2010 года значился на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УГИБДД УМВД. Согласно приказу УВД по Томской области от 29 января 2010 г..N учетные дела сотрудников и пенсионеров УГИБДД УМВД переданы в ЦЖБК УМВД. С 1 января 2000 года Волковицкий М.Г. имеет в пользовании жилое помещение общей площадью 18, 0 кв. м, расположенное по адресу "адрес", переданное по договору найма жилого помещения от ОАО "Томскмолоко", что подтверждается договором найма жилого помещения от 1 января 2000 г..Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости площадь квартиры по адресу "адрес" составляет 17, 6 кв. м. Согласно информации администрации Октябрьского района г..Томска от 18 января 2022 г..жилое помещение общей площадью 23, 80 кв. м, расположенное по адресу "адрес" является собственностью муниципального образования "Город Томск" и состоит на учете в администрации Октябрьского района г..Томска. Указанный жилой дом включен в состав муниципальной собственности и принят с баланса ОАО "Томскмолоко".
Согласно справке администрации Октябрьского района г..Томска от 10 декабря 2021 г..N, с Волковицким М.Г. договор социального найма на данное жилое помещение не заключался. Однако ввиду того, что данное жилое помещение является муниципальным Волковицкий М.Г. имеет право обратиться в администрацию Октябрьского района г..Томска с целью заключения договора социального найма данного жилого помещения и в дальнейшем осуществить действия по приватизации, лицевой счет по начислениям оплаты за наем указанного жилого помещения открыт на имя Волковицкого М.Г, количество проживающих человек 2, на 1 января 2022 г..задолженность по оплате отсутствует, оплата производится своевременно.
Согласно выписке из ЕГРН от 3 марта 2021 г. супруге Волковицкого М.Г. - Волковицкой О.Г. на праве общей долевой собственности принадлежат доли в праве N в квартире общей площадью N8 кв. м, расположенной по адресу: "адрес". Итого, общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности и пользовании Волковицкого М.Г. и членов его семьи составляет N кв. м. N. на каждого члена семьи)
Со ссылкой на часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", заявитель кассационной жалобы полагает, что при определении критерия нуждаемости Волковицкого М.Г. и членов его семьи в улучшении жилищных условий необходимо руководствоваться решением Исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1985 г. N59 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области, которым установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7, 5 квадратных метра и менее, а для лиц, указанных в примечании подпункта "а" пункта 7 Правил - 8 квадратных метра и менее.
Таким образом, с учетом имеющегося в пользовании Волковицкого М.Г. жилого помещения общей площадью 17, 6 кв. м. и имеющейся в собственности супруги пенсионера МВД России Волковицкой О.Г. долей в жилом помещении, общей площадью 21, 26 кв. м. основания для нахождения на учете Волковицкого М.Г. с семьей отсутствуют, так как размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи Волковицкого М.Г. составляет более 7, 5 кв. м. Также полагает несостоятельным вывод суда апелляционной инстанции об исключении из расчета общей площади жилых помещений, принадлежащих семье Волковицкого М.Г. жилого помещения, расположенного по адресу "адрес". В частности, жилой дом по адресу "адрес" на основании Постановления Мэра города Томска от 1 сентября 2000 г..N "О передаче в муниципальную собственность с баланса ОАО "Томскмолоко" жилого дома по "адрес" сетей водоснабжения указанный жилой дом был принят в установленном порядка с баланса ОАО "Томскмолоко" и включен в состав муниципальной собственности. Жилое помещение по адресу "адрес" предоставлено семье Волковицкого М. Г. до передачи дома в муниципальную собственность, при этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28 декабря 2004 г..N189-ФЗ "О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Учитывая обеспеченность истца жилым помещением общей площадью 17, 6 кв. м, а также произошедшее улучшение жилищных условий вследствие приобретения супругой истца в собственность долей в жилых помещениях общей площадью в размере 19, 7 кв. м, 1, 55 кв. м. заявитель кассационной жалобы полагает, что ЦЖБК УМВД России по Томской области обоснованно принято решение о снятии Волковицкого М.Г. и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" также просит отменить апелляционной определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 г..Полагает неправомерным определение судом апелляционной инстанции уровня жилищной обеспеченности истца Волковицкого М.Г. и его семьи, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех человек, установленной решением Думы города Томска от 2 февраля 2016 г..N136, в то время как необходимо руководствоваться нормами, имевшими место до 1 марта 2005 г..Указывает, что на момент принятия Волковицкого М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий применялись положения Решения исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1985 г..N59. В порядке пункта 4 указанного решения нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 квадратных метра и менее. В соответствии п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области, утвержденных решением исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1985 г..N59, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного облисполкомом (7 квадратных метра и менее). Также заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции об утрате Волковицким М.Г. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу "адрес", поскольку право Волковицкого М.Г. на указанное жилое помещение сохраняется после его передачи в муниципальную собственность.
Учитывая обеспеченность истца жилым помещением общей площадью 17, 6 кв. м, а также произошедшее улучшение жилищных условий вследствие приобретения супругой заявителя в собственность долей в жилых помещениях общей площадью в размере 19, 7 кв. м. и 1, 55 кв. м. заявитель кассационной жалобы полагает, что жилищно - бытовая комиссия УМВД России по Томской области пришла к обоснованному выводу о том, что Волковицкий М.Г. и члены его семьи являются обеспеченными надлежащими жилищными условиями, основания для нахождения на учете Волковицкого М.Г. с членами его семьи на учете в качестве нуждающегося отсутствуют.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Волковицкий М.Г, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Волковицкий П.М. (сын истца), Волковицкая О.Г. (супруга истца), представитель Межтерриториального управления Росимущества в Кемеровской и Томской областях, сведения о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб заявителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции достаточных оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 года не усматривает.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Волковицкий М.Г. проходил службу в УГИБДД УМВД России по Томской области.
18 октября 1988 г. по месту службы Волковицкий М.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека.
С 26 декабря 2005 г. Волковицкий М.Г. с составом семьи (сын Волковицкий П.М, жена Волковицкая О.Г.) проживает в служебном жилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области", расположенном по адресу: "адрес".
С 1 января 2000 г. Волковицкий М.Г. имеет в пользовании жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", переданное ему ОАО "Томскмолоко" по договору найма жилого помещения.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним площадь квартиры по адресу: "адрес", составляет 17, 6 кв. м.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", является собственностью муниципального образования "Город Томск" и состоит на учете в Администрации Октябрьского района г. Томска. Жилой дом по адресу: "адрес" являлся общежитием и находился на балансе ОАО "Томскмолоко". На основании Постановления Мэра города Томска от 1 сентября 2000 г. N указанный жилой дом был включен в состав муниципальной собственности и принят в установленном порядке с баланса ОАО "Томскмолоко". В период с 1 января 2006 г. по настоящее время Волковицкий М.Г. не обращался в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о заключении с ним в письменной форме договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", а также с заявлением о передаче ему данного помещения в собственность в порядке приватизации.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 3 марта 2021 г. N следует, что Волковицкой О.Г. на праве общей долевой собственности принадлежат доли в праве N доли в квартире общей площадью N кв. м, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно приказу УВД по Томской области от 29 января 2010 года N, учетные дела сотрудников и пенсионеров УГИБДД УМВД переданы в ЦЖБК УМВД.
Протоколом ЦЖБК УМВД от 24 января 2022 г. (протокол N), с внесенными в него изменениями от 25 апреля 2022 г, Волковицкий М.Г. с семьей в составе 3-х человек снят с учета качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с обеспеченностью жильем более учтенной нормы, ранее установленной в Томской области решением Исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1985 г. N "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области".
Волковицкий М.Г, полагая незаконными действия ответчика по снятию его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, по существу, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма Волковицким М.Г. утрачены, поскольку с момента постановки на учет его жилищные условия улучшились. При определении нуждаемости истца в жилье на состав семьи из трех человек, учтена площадь квартиры, полученная супругой истца в порядке наследования, а также жилое помещение по договору найма от 1 января 2000 г, заключенного с ОАО "Томскмолоко", в связи с чем, размер общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи Волковицкого М.Г, составляет 12, 95 кв. м. (38, 85 кв. м./3), что исключает право нахождения его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 г. решение Советского районного суда г. Томска 26 апреля 2022 г. отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования Волковицкого М.Г. к УМВД России по Томской области удовлетворены частично.
Признан незаконным протокол N заседания ЦЖБК УМВД России по Томской области от 24 января 2022 г. в части снятия Волковицкого М.Г. с членами семьи из трех человек в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На УМВД России по Томской области возложена обязанность восстановить Волковицкого М.Г. с членами семьи на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В удовлетворении остальной части исковых требований Волковицкого М.Г. к УМВД России по Томской области отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационных жалоб не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в спорный период времени, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Вместе с тем, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся также и по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР).
Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью во время службы истца в органах внутренних дел регламентировалось статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N1026-1 "О милиции", который утратил силу с 1 марта 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции".
Статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N1026-1 "О милиции" предусматривалось, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел, и принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, подлежит обеспечению жилым помещением совместно с членами своей семьи по договору социального найма.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане; 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г. право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Указанным нормам корреспондировали положения действовавших на 1 марта 2005 г. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области, принятых решением исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1985 г. N 59.
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно пунктам 4, 20, 42 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области, принятых решением Исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1985 г. N59 граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 20 Правил), то есть 7, 5 кв. м. установленного для предоставления жилого помещения на каждого члена семьи, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
По смыслу приведенных правовых норм для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий, как основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством, то есть применительно к муниципальному образованию Город Томск - минимальному размеру общей площади жилого помещения, указанному в пункте 1 решения Думы Города Томска от 2 февраля 2016 г. N136.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории муниципального образования Город Томск до вступления в силу решения Думы Города Томска от 2 февраля 2016 г. N 136, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления, как это было установлено ранее действовавшими Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Томской области, утвержденных Решением Исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26 февраля 1985 г. N59, но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующими переходные положения, связанные с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, целям законодательного регулирования института обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий нормами предоставления жилья, утвержденными и действующими в тот период времени, когда граждане фактически обеспечиваются соответствующим жильем.
Пунктами 1, 2 решения Думы Города Томска от 2 февраля 2016 г. N 136 утверждена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 12, 0 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 13, 0 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В качестве основания для снятия Волковицкого М. Г. с учета на предоставление жилого помещения ЦЖБК УМВД указала на его обеспеченность жильем в составе семьи из трех человек (Волковицкого М.Г, его супруги и ребенка), исходя из наличия у него и членов семьи жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма, а именно жилых помещений, расположенных по "адрес", общей площадью N кв. м, "адрес", общей площадью N кв. м.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о прекращении у Волковицкого М.Г. прав на жилое помещение, расположенное по адресу "адрес" площадью N кв. м. (согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 января 2022 г. N), поскольку из договора найма жилого помещения от 1 января 2000 года, заключенного ОАО "Томскмолоко" (наймодатель) и Волковицким М.Г. (наниматель) не следует, что указанный договор найма заключен на определенный срок, из представленных документов в материалы дела не следует, что указанное помещение фактически освобождено нанимателем.
Как верно указали заявители кассационных жалоб в силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилым помещениями, которые находились в зданиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Суд апелляционной инстанции не указал и не установилправовое основание прекращения договора социального найма от 1 января 2000 года, по которому Волковицкому М.Г. предоставлено в наем жилое помещение площадью N кв. м, расположенное по адресу "адрес".
Принимая во внимание изложенное, с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение площадью 17, 6 кв. м. расположенное по адресу "адрес" подлежит учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи Волковицкого М.Г.
Следовательно, при определении нуждаемости Волковицкого М.Г. в жилом помещении с членами семьи, подлежит учету жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью N кв. м. N, принадлежащее супруге истца в порядке наследования, а также жилое помещение, расположенное по адресу "адрес" кв. м, всего площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи Волковицкого М.Г. составит N
Принимая во внимание, что основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим до вступления в силу решения Думы Города Томска от 2 февраля 2016 г. N 136, следует определять по норме предоставления, и при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством, то Волковицкий М.Г. мог быть снят с учета только при условии нахождения у него в собственности или в пользовании по договору социального найма жилых помещений более N кв. м. (13 кв. м.(норма предоставления по договору социального найма) *3 человека).
Между тем, фактически как верно установилсуд апелляционной инстанции, у ответчика отсутствовали правовые основания для снятия Волковицкого М.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку у него и членов его семьи в пользовании находились помещения общей площадью N кв. м, что меньше при требуемом уровне обеспеченности 39, 0 кв. м. жилой площади.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда пришла к верному выводу о том, что протокол N заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от 24 января 2022 г. является незаконным, подлежит отмене, а Волковицкий М.Г. с членами семьи восстановлению в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы заявителей кассационных жалоб не нашел оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 10 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области", Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.