Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0067-01-2022-000890-20 (2-1271/2022) по иску С.М.Б. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о зачете периода военной службы в общее количество выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении, признании права на пенсию по выслуге лет
по кассационной жалобе С.М.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.М.Б. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее- ГУМВД по Алтайскому краю), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее- ОПФР по Алтайскому краю) о зачете периода военной службы в общее количество выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении, признании права на пенсию по выслуге лет.
В обоснование своих требований указал, что в период с 2 декабря 1994 г. по 22 апреля 1995 г. проходил службу по призыву в "адрес" в в/ч "адрес".
При обращении в ноябре 2021 года с заявлением об установлении страховой пенсии по старости получил отказ.
Полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на зачет периода участия в боевых действиях в выслугу лет при назначении пенсии на льготных условиях. Со ссылкой на Федеральный закон от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", а также на Приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N, где в приложении N определено, что военнослужащим, указанным в подп. "б" п. 1 Приказа, засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, указывает, что период участия в контртеррористической операции во время прохождения службы по призыву подлежит включению в выслугу лет при назначении пенсии по льготному исчислению.
Просил суд возложить на ГУ МВД России по Алтайскому краю обязанность зачесть период военной службы в зоне вооруженного конфликта на территории Закавказских Республик со 2 декабря 1994 г. по 22 апреля 1995 г. в выслугу лет в льготном исчислении, возложить на ОПФР по Алтайскому краю обязанности признать его право на пенсию по выслуге лет и назначить досрочную пенсию по смешанному стажу.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 17 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 17 мая 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе С.М.Б. просит об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что С.М.Б. с 10 января 1994 г. по 22 апреля 1995 г. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе в период с 5 декабря 1994 г. по 22 апреля 1995 г. в составе в/ч 01860 СКВО непосредственно принимал участие в выполнении боевой задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики.
Согласно записи в военном билете, с 5 декабря 1994 г. по 22 апреля 1995 г. С.М.Б. принимал участие в составе объединенных сил, приданных временной администрацией в выполнении боевой задачи в зоне чрезвычайного положения и в соответствии с Постановлением Министерства обороны Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. N 941 указанный период подлежит зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях из расчета один месяц службы за три.
С 21 июня 2000 г. по 20 апреля 2009 г. истец проходил службу в органах внутренних дел на должностях среднего начальствующего состава в подразделениях участковых уполномоченных милиции и уголовного розыска.
Приказом ГУ МВД России по Алтайскому краю от 17 апреля 2009 г. Nс С.М.Б. 20 апреля 2009 г. был уволен со службы в органах внутренних дел по п. "м" ч. 7 ст. 19 Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, выразившегося в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, оставлении места дорожно-транспортного происшествия.
Из информации, представленной ГУ МВД России по Алтайскому краю следует, что служба в Вооруженных силах Российской Федерации в период с 10 января 1994 г. по 22 апреля 1995 г. С.М.Б. в выслугу лет зачтена в календарном исчислении в размере 1 год 3 месяца 12 дней.
В письме ГУ МВД России по Алтайскому краю N от 11 марта 2021 г. указано, что с учетом периода обучения до поступления на службу в органы внутренних дел в Барнаульском строительном колледже с 1 сентября 1990 г. по 23 декабря 1993 г, прохождения срочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 10 января 1994 г. по 22 апреля 1995 г. и периода службы в органах внутренних дел с 21 июня 2000 г. по 20 апреля 2009 г. права на пенсию у С.М.Б. нет. На дату увольнения со службы в органах внутренних дел (20 апреля 2009 г.) выслуга лет составляла в календарном исчислении составляла 11 лет 9 месяцев 7 дней, в льготном - 12 лет 3 месяца 7 дней.
Письмом ГУ МВД России по Алтайскому краю N от 8 декабря 2021 г. истцу отказано в льготном исчислении выслуги лет со ссылкой на п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941.
Истец, считая свои права нарушенными, обращаясь в суд с вышеуказанным иском, ссылался на наличие записи в военном билете, указывал на то, что в спорный период проходил службу на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, непосредственно принимал участие в боевых действиях, в связи с чем просил об удовлетворении заявленных требований.
Разрешая спор и отказывая. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что нормативными актами, на которые ссылается истец, ни приведенными судом нормами права, не предусмотрено включение в тройном размере в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД периодов выполнения служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Эти периоды подлежат включению в выслугу лет только в календарном исчислении, ответчик ГУ МВД России по Алтайскому краю в календарном порядке эти спорные периоды в выслугу лет включил, в связи с чем права истца не нарушены.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суд первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2015 г, период участия в контртеррористической операции во время прохождения службы по призыву засчитывается сотруднику органов внутренних в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Судебные инстанции, разрешая спор, исходили именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, которое является правильным, в связи с чем правомерно не засчитали в выслугу лет в льготном исчислении С.М.Б. период его участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона во время прохождения службы по призыву.
Довод кассационной жалобы С.М.Б. о том, что Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2007 г. N 860) не содержит разграничения прав на льготное исчисление выслуги лет военнослужащих срочной службы по принципу прохождения службы по призыву либо по контракту, юридического значения не имеет, так как данный правовой акт не определяет порядок льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 декабря 2021 г. N 2778-О указал, что п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусматривает календарный порядок зачета периодов прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в выслугу лет (кроме отдельных периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях), установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась военная служба на профессиональной, контрактной основе либо по призыву, основано на объективных критериях, абзц. 1 п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 - будучи элементом правового регулирования, направленного на обеспечение реализации пенсионных прав соответствующих категорий граждан, - не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С.М.Б. соответствующими нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассатора о несогласии с толкованием приведенных норм права, субъективное толкование кассатором указанных положений закона, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку судами нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.М.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.