Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-373/2022 (2-2414/2021), УИД: 42RS0013-01-2021-005460-05 по иску Антипова Александра Юрьевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Антипова Александра Юрьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антипов А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.
В обоснование заявленных требований Антипов А.Ю. указал, что 31 мая 2021 г. он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) N от 31 августа 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему отказано, т.к. стаж на соответствующих видах работ составил 03 года 9 месяцев 17 дней. При этом в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с 26 января 1994 г. по 8 сентября 1996 г.; с 12 сентября 1996 г. по 16 декабря 1996 г.; с 10 января 1997 г. по 13 апреля 1997 г.; с 8 мая 1997 г. по 4 сентября 1997 г.; с 8 сентября 1997 г. по 26 октября 1997 г.; с 19 ноября 1997 г. по 22 февраля 1998 г.; с 18 марта 1998 г. по 19 апреля 1998 г.; с 15 июня 1998 г. по 27 октября 1998 г.; с 29 октября 1998 г. по 20 декабря 1998 г.; с 24 декабря 1998 г. по 19 февраля 1999 г.; с 21 февраля 1999 г. по 23 мая 1999 г.; с 26 мая 1999 г. по 4 июня 1999 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте "Тентекская" Карагандинского ПО по добыче угля "Карагандауголь", а также с 14 июня 1999 г. по 28 июля 2017 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика, горного мастера подземного участка на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет", поскольку с 1 января 1998 г. в Казахстане отменён институт досрочных пенсий, поэтому его работа не может быть включена в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии.
С указанным решением Антипов А.Ю. не согласен, поскольку порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза СССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, в соответствии с которым для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных условиях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. При этом работы по найму послу 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующий орган той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. В пенсионный орган им были представлены все необходимые документы, в том числе трудовая книжка, справка, уточняющая характер труда, обороты по транзитным счетам вкладчика.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Антипов А.Ю. просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) N от 31 августа 2021 г.; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) включить в его страховой стаж: период обучения в ПТУ N 7 г. Шахтинска Карагандинской области с 1 сентября 1990 г. по 12 января 1994 г, периоды работы: с 26 января 1994 г. по 4 июня 1999 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте "Тентекская" Карагандинского ПО по добыче угля "Карагандауголь"; с 14 июня 1999 г. по 28 июля 2017 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика, горного мастера подземного участка на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет".
Кроме того, просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы: с 26 января 1994 г. по 8 сентября 1996 г.; с 12 сентября 1996 г. по 16 декабря 1996 г.; с 10 января 1997 г. по 13 апреля 1997 г.; с 8 мая 1997 г. по 4 сентября 1997 г.; с 8 сентября 1997 г. по 26 октября 1997 г.; с 19 ноября 1997 г. по 22 февраля 1998 г.; с 18 марта 1998 по 19 апреля 1998 г.; с 15 июня 1998 г. по 27 октября 1998 г.; с 29 октября 1998 г. по 20 декабря 1998 г.; с 24 декабря 1998 г. по 19 февраля 1999 г.; с 21 февраля 1999 г. по 23 мая 1999 г.; с 26 мая 1999 г. по 4 июня 1999 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте "Тентекская" Карагандинского ПО по добыче угля "Карагандауголь"-календарно, с 14 июня 1999 г. по 20 декабря 2001 г. в качестве подземного электрослесаря- календарно, с 21 декабря 2001 г. по 18 декабря 2004 г, с 20 декабря 2004 г. по 25 декабря 2004 г, с 27 декабря 2004 г. по 27 декабря 2004 г, с 29 декабря 2004 г. по 29 декабря 2004 г, с 31 декабря 2004 г. по 15 декабря 2005 г, с 1 января 2006 г. по 7 февраля 2008 г. в качестве проходчика из расчета год работы за год и три месяца, с 8 февраля 2008 г. по 24 января 2012 г. в качестве горного мастера-календарно, с 25 января 2012 г. по 10 июля 2012 г. в качестве проходчика из расчёта год работы за год и три месяца, с 11 июля 2012 г. по 28 июля 2017 г. в качестве горного мастера-календарно на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет" календарно.
Также просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 мая 2021 г.
Определением суда от 27 декабря 2021 г. произведено процессуальное правопреемство ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области Кемеровской области от 15 марта 2022 г. исковые требования Антипова А.Ю. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов, удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 31 августа 2021 г. N.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязано включить Антипову А.Ю. в страховой стаж период обучения в ПТУ N 7 г. Шахтинска Карагандинской области с 1 сентября 1990 г. по 12 января 1994 г, периоды работы с 26 января 1994 г. по 4 июня 1999 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте "Тентекская" Карагандинского ПО по добыче угля "Карагандауголь", с 14 июня 1999 г. по 28 июля 2017 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика, горного мастера подземного участка на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет" Республики Казахстан.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязано включить Антипову А.Ю. в стаж на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
- с 26 января 1994 г. по 8 сентября 1996 г.;
- с 12 сентября 1996 г. по 16 декабря 1996 г, - с 10 января 1997 г. по 13 апреля 1997 г, - с 8 мая 1997 г. по 4 сентября 1997 г, - с 8 сентября 1997 г. по 26 октября 1997 г, - с 19 ноября 1997 г. по 22 февраля 1998 г, - с 18 марта 1998 г. по 19 апреля 1998 г, - с 15 июня 1998 г. по 27 октября 1998 г, - с 29 октября 1998 г. по 20 декабря 1998 г, - с 24 декабря 1998 г. по 19 февраля 1999 г, - с 21 февраля 1999 г. по 23 мая 1999 г, - с 26 мая 1999 г. по 4 июня 1999 г. в качестве подземного электрослесаря на шахте "Тентекская" Карагандинского ПО по добыче угля "Карагандауголь" - календарно, - с 14 июня 1999 г. по 20 декабря 2001 г. в качестве подземного электрослесаря - календарно, - с 21 декабря 2001 г. по 18 декабря 2004 г, - с 20 декабря 2004 г. по 25 декабря 2004 г, - с 27 декабря 2004 г. по 27 декабря 2004 г, - с 29 декабря 2004 г. по 29 декабря 2004 г, - с 31 декабря 2004 г. по 15 декабря 2005 г, - с 1 января 2006 г. по 7 февраля 2008 г. в качестве проходчика - из расчёта год работы за год и три месяца, - с 8 февраля 2008 г. по 24 января 2012 г. в качестве горного мастера - календарно, - с 25 января 2012 г. по 10 июля 2012 г. в качестве проходчика из расчёта год работы за год и три месяца, - с 11 июля 2012 г. по 28 июля 2017 г. в качестве горного мастера - календарно на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат - Кармет".
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязано назначить Антипову А.Ю. страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 31 мая 2021 г.
С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Антипова А.Ю. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 августа 2022 г. решение Междуреченского городского суда Кемеровской области Кемеровской области от 15 марта 2022 г. решение Междуреченского городского суда Кемеровской области Кемеровской области от 15 марта 2022 г. отменено в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанности включить Антипову А.Ю. в стаж на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат - Кармет", принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в стаж на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г.
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области Кемеровской области от 15 марта 2022 г. изменено в части даты назначения пенсии, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязано назначить Антипову А.Ю. страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 18 июня 2022 г.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Антипов А.Ю. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 августа 2022 г. в части невключения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 августа 2022 г. обжалуются только в части отказа в удовлетворении исковых требований Антипова А.Ю. о включении в стаж на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат - Кармет" и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31 мая 2021 Антипов А.Ю. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N от 31 августа 2021 г. Антипову А.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения за пенсией его стаж на соответствующих видах работ составил 3 года 17 дней в ведущих профессиях (в льготном исчислении 3 года 9 месяцев 17 дней).
В подсчёт страхового стажа на соответствующих видах работ не включены период обучения с 1 сентября 1990 г. по 12 января 1994 г. в среднем профессионально-техническом училище N 7 г. Шахтинска Карагандинской области (Республика Казахстан); периоды работы с 26 января 1994 г. по 4 июня 1999 г. в качестве подземного электрослесаря в шахте "Тентекская" Карагандинского производственного объединения по добыче угля "Карагандауголь", с 14 июня 1999 г. по 28 июля 2017 г. в качестве подземного электрослесаря, подземного проходчика, горного мастера подземного участка в шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет".
Согласно архивной справке, выданной Государственным архивом города Шахтинск, Антипов А.Ю. принят на шахту "Тентекская" Карагандинского производственного объединения по добыче угля "Карагандауголь" с 26 января 1994 г. подземным электрослесарем, стаж подтверждается по июнь 1996 год. Шахта "Тентекская" вошла в состав Угольного Департамента АО "Испат-Кармен".
Согласно справкам, выданным АО "АрселорМиттал Темиртау" Республики Казахстан, Антипов А.Ю. с 1 июля 1996 г. по 4 июня 1999 г. работал на шахте "Тентекская" подземным электрослесарем. За время работы использовал учебные отпуска с 17 декабря 1997 г. по 9 января 1997 г, с 14 апреля 1997 г. по 7 мая 1997 г, с 27 октября 1997 г. по 18 ноября 1997 г, с 23 февраля 1998 г. по 17 марта 1998 г, с 20 апреля 1998 г. по 14 июня 1998 г, также использовал отпуска без сохранения заработной платы в периоды с 9 сентября 1996 г. по 11 сентября 1996 г, с 5 сентября 1997 г. по 7 сентября 1997 г, 28 октября 1998 г, с 21 декабря 1998 г. по 23 декабря 1998 г, 20 февраля 1999 г, с 24 мая 1999 г. по 25 мая 1999 г.; с 14 июня 1999 г. по 20 декабря 2001 г. работал на шахте "Казахстанская" подземным электрослесарем (2 года 6 месяцев 7 дней), с 21 декабря 2001 г. по 7 февраля 2008 г. подземным проходчиком (6 лет 1 месяц 17 дней), с 8 февраля 2008 г. по 24 января 2012 г. подземным горным мастером (3 года 11 месяцев 17 дней), с 25 января 2012 г. по 10 июля 2012 г. подземным проходчиком (5 месяцев 16 дней), с 11 июля 2012 г. по 28 июля 2017 г. подземным горным мастером (5 лет 18 дней). За время работы учебными отпусками не пользовался. Использовал отпуска без сохранения заработной платы в периоды 19 декабря 2004 г, 26 декабря 2004 г, 28 декабря 2004 г, 30 декабря 2004 г, с 16 декабря 2005 г. по 31 декабря 2005 г. (Список N 1 раздел N 1а подраздел 1010100а, 10101006).
Из архивной справки N от 7 июня 2021 г. следует, что шахта "Тентекская" входила в состав РГП "Карагандашахтауголь", на основании договора купли-продажи от 28 июня 1996 г. была приобретена АО "Испат Кармет", в дальнейшем переименованным в Угольный департамент АО "АрселорМиттал Темиртау".
Из документов (обороты по транзитным счетам вкладчика), представленным Центральным филиалом НК АО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения республики Казахстан, следует, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 г, в базе данных имеются сведения, что на Антипова А.Ю. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 20 февраля 1998 г. по 24 августа 2017 г. включительно.
Материалы дела содержат документы, подтверждающие, что в спорные периоды работы истец работал полный рабочий день в должностях, предусмотренных Списком N 1, в эти периоды за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
Разрешая требования истца в части включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы с 11 июля 2012 г. по 28 июля 2017 г. в качестве горного мастера - календарно на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат - Кармет", суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", исходил из того, что в указанный период истец работал полный рабочий день в должности, предусмотренной Списком N 1, в этот период за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
Применяя положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришёл к выводу о возможности назначения истцу пенсии со дня обращения с заявлением о её назначении - с 31 мая 2021 г, установив, что на указанную дату стаж истца на соответствующих видах работ составил более 25 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части включения спорных периодов работы истца по 31 декабря 2012 г. в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указав, что суд первой инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в указанной части соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и применённым нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. в качестве горного мастера подземного участка на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет", суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции в данной части сделаны с нарушением норм материального права.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент назначения пенсии Антипов А.Ю. проживает на территории Российской Федерации, соответственно пенсионное обеспечение должно осуществляться по законодательству Российской Федерации, а потому, периоды работы подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Сославшись на положения части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, однако доказательств уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части пенсии за период с 1 января 2013 г. истцом не представлено, следовательно, период его работы с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку при отсутствии правовых оснований для включения указанного периода работы истца с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. в специальный стаж на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии он не имел требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако продолжает работу в профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, согласно представленной ответчиком справке, специальный страховой стаж продолжительностью 25 лет, дающий право на досрочную пенсию по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", выработан истцом по состоянию на 17 июня 2022 г, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что у Антипова А.Ю. возникло право на досрочную страховую пенсию по старости по вышеуказанному основанию с 18 июня 2022 г.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований Антипова А.Ю. о включении периода его работы с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. в качестве горного мастера подземного участка на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет" в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку выводы суда апелляционной инстанции в указанной части соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 марта 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в действующей редакции, установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Разрешая спор в части требований о включении в специальный страховой стаж периода работы истца с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет", суд апелляционной инстанции правильно применил вышеприведённые нормативные положения законодательства, регулирующие порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, а также порядок подтверждения страхового стажа.
Установив, что период с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. трудовая деятельность истца протекала на территории Республики Казахстан, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что спорный период работы истца подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Республика Казахстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьёй 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Следовательно, само Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился пенсионер, то есть его нормы носят отсылочный характер и, соответственно, суду надлежит применять законодательство Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно учёл, что в силу части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (до 1 января 2017 г.), статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации (после 1 января 2017 г.).
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Доводы кассационной жалобы о том, что законодательством Республики Казахстан не предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в связи с работой во вредных и опасных условиях труда, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Суд апелляционной инстанции учёл, что действующим в Республике Казахстан Законом от 21 июня 2013 г. N 105-V "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" предусмотрена выплата обязательных профессиональных пенсионных взносов, под которыми понимаются деньги, перечисленные агентом (работодателем) за счёт собственных средств в единый накопительный пенсионный фонд в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ и профессий работников, в размере 5% от ежемесячного дохода работников, принимаемого для исчисления указанных взносов. Осуществление обязательных профессиональных пенсионных взносов производится агентом (работодателем) на основании трёхстороннего договора между агентом (работодателем), накопительным пенсионным фондом и работником (вкладчиком). При этом предусматривается право лиц, имеющих пенсионные накопления в едином накопительном пенсионном фонде, использовать обязательные профессиональные пенсионные взносы на установление пенсионных выплат, на возврат (получение) указанных денежных средств, в том числе в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, право на единовременные пенсионные выплаты в целях улучшения жилищных условий в свою пользу (в пользу супруга, близких родственников) и (или) для оплаты лечения для себя (супруга, близких родственников). Указанные пенсионные выплаты подлежат наследованию.
Суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу, что обязательные профессиональные пенсионные взносы в Республике Казахстан носят компенсационный характер, имеют иную правовую природу, отличную от правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации, целью которых является обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий по старости.
Установив отсутствие доказательств уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части пенсии за период с 1 января 2013 г, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы истца с 1 января 2013 г. по 28 июля 2017 г. на шахте "Казахстанская" Угольного департамента АО "Испат-Кармет".
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Антипова Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.