Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1327/2022; УИД: 54RS0001-01-2020-008223-87 по иску Лихацкого Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконными действий в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности включить периоды службы и периоды работы в стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента письменного обращения, по кассационной жалобе Лихацкого Сергея Владимировича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 марта 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи истца Лихацкого С.В, его представителя Новикова И.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лихацкий С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное)(далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска) (впоследствии заменено на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту также ОПФ РФ по Новосибирской области, пенсионный орган)), в котором просил признать незаконными действия ответчика в части отказа Лихацкому С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", просил обязать ответчика включить в "северный" стаж Лихацкого С.В. периоды: с 1 января 1985 г. по 15 мая 1986 г. военная служба в в/ч N в должности начальника службы горючего и смазочных материалов в воинском звании "лейтенант" в селе Бабстово Ленинского района Еврейской Автономной области; с 6 июня 1986 г. по 4 сентября 1990 г. военная служба в в/ч N в должности начальника службы горюче-смазочных материалов в воинском звании "лейтенант", "старший лейтенант" в отдаленной местности г. Анива Сахалинской области; с 18 августа 1990 г. по 16 января 1992 г. работа в кооперативе "Монолит", АИФ "Моно"; с 17 января 199 2г. по 5 октября 1998 г. в малом предприятии "Новация". В общий страховой стаж: с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г. период работы в ООО "Акиос", а также обязать ответчика назначить Лихацкому С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 19 декабря 2019г. (с момента письменного обращения) (л.д.88-92).
Требования мотивированы тем, что 19 сентября 2019 г. он обратился к ответчику для проверки документов о трудовой деятельности для назначения досрочной трудовой страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В результате проверки его документов ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска направило уведомление без подписи от имени специалиста ОО ПП ЗЛ Б. об отсутствии необходимого стажа для назначения досрочной пенсии.
19 декабря 2019 г. истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии в ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), подробно изложив свою правовую позицию в указанном заявлении относительно спорных периодов.
Кроме того, 4 февраля 2020 г. истец обратился в комиссию данного уполномоченного органа с заявлением о проведении полноценного правового исследования его документов, подтверждающих возникновение права на назначение досрочной страховой пенсии по страсти в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
23 января 2020 г. истцом был получен ответ, по представленным Лихацким С.В. документам, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 8 лет 1 мес. 18 дней, период военной службы с 6 июня 1986 г. по 17 августа 1990 г. не может быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии за работу на Крайнем Севере.
6 марта 2020 г. истцом был получен ответ о том, что заявление Лихацкого С.В. о назначении пенсии не может быть рассмотрено, так как данное заявление не соответствует нормам действующего законодательства.
С указанными действиями ответчика в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, истец не согласен, считает, что с учетом льготной службы в Вооруженных силах СССР и льготного трудового стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 13 лет 10 мес. 22 дня истец имеет право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста, право на досрочную страховую пенсию у истца возникло при достижении возраста 57 лет, то есть 12 декабря 2019 г.
Также необоснованно пенсионный орган исключил из стажа работу в ООО "Акнос" с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г. по тем основаниям, что в указанный период работодатель не начислял и не перечислял страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с указанным иском.
Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 16 марта 2021 г. иск Лихацкого Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным действия, включении периодов в стаж и досрочном назначении пенсии оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июля 2021 г. решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 16 марта 2021 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 г. решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 16 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июля 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 25 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ОПФР по Новосибирской области включить в страховой стаж истца период работы с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г. в ООО "Акнос" в должности директора. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 июля 2022 г. постановлено:
решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 25 марта 2022 г. отменить в части обязания ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области включить в страховой стаж период работы с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г. в ООО "Акнос" в должности директора, принять новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области в лице представителя Измайловой Т.А. удовлетворить.
Апелляционную жалобу Лихацкого С.В. оставить без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Лихацкий С.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи истца Лихацкого С.В, его представителя Новикова И.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19 декабря 2019 г. Лихацкий С.В. обратился в ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
На момент обращения в пенсионный орган Лихацкому С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было 57 лет.
ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска письмом от 23 января 2020 г. сообщило Лихацкому С.В, что по представленным документам стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) составляет 8 лет 1 месяц 18 дней. Период военной службы с 6 июня 1986 г. по 17 августа 1990 г. не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии за работу на Крайнем Севере, направлены запросы для подтверждения периодов работы в АПФ "Мона", в Малом частном предприятии "Новация".
4 февраля 2020 г. Лихацкий С.В. обратился в комиссию территориального органа ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска с просьбой провести полноценное правовое исследование о его праве на пенсию.
Письмом от 6 марта 2020 г. ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска сообщило Лихацкому С.В. о том, что его заявление от 7 февраля 2020 г. о рассмотрении права на пенсию и выдаче протокола комиссии территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть рассмотрено как заявление о назначении пенсии. Данное заявление рассмотрено как обращение в порядке Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Лихацкому С.В. рекомендовано обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по форме в Приложении N к Административному регламенту N с приложением документов.
Также установлено, что истец проходил военную службу с 1 января 1985 г. по 15 мая 1986 г. в войсковой части в селе Бабстово Ленинского района Еврейской Автономной области в должности "начальник службы горючего и смазочных материалов" в воинском звании "лейтенант", с 6 июня 1986 г. по 4 сентября 1990 г. в войсковой части в г. Анива Сахалинской области (район Крайнего Севера и приравненная к нему местность) в должности начальника службы горюче-смазочных материалов в воинском звании "лейтенант", "старший лейтенант").
Принимая по делу решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, установив, что период работы истца с 18 августа 1990 г. по 16 января 1992 г. в кооперативе "Монолит", АПФ "Моно", с 17 января 1992 г. по 5 октября 1998 г. на малом предприятии "Новация" на момент рассмотрения дела по существу уже включены пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в качестве периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не усмотрев оснований для включения периодов прохождения истцом военной службы с 1 января 1985 г. по 15 мая 1986 г. в селе Бабстово Ленинского района Еврейской Автономной области и с 6 июня 1986 г. по 4 сентября 1990 г. в г.Анива Сахалинской области в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в качестве периодов работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, принимая во внимание, что специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 6 лет 1 мес. 6 дн, то есть менее 7 лет 6 мес, пришел к выводу о том, что у пенсионного органа отсутствовали основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, следовательно, требования истца о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пепсин по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в указанной части.
Вместе с тем, установив, что в период с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г. истец, работая в ООО "Акнос", занимал должность директора указанного общества, при этом в указанный период ООО "Акнос" страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не перечисляло, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований о включении периода его работы в ООО "Акнос" с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г. в страховой стаж, в связи с чем отменил в этой части решение суда первой инстанции, принял новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют требованиям закона и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 этого Федерального закона, засчитывается, в том числе, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 для военнослужащих предусмотрена возможность перехода из системы государственного обеспечения в систему обязательного пенсионного ориентированную на определенный круг субъектов, пенсионного страхования, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 1 марта 1960 г. введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", который в подпункте "д" пункта 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 1 января 1968 г. введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908- VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", в пункте 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" принято Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее по тексту также Положение от 3 августа 1972 г. N 590).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 названного Положения от 3 августа 1972 г. N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908- VII, так и Положение от 3 августа 1972 г. N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 3 августа 1972 г. N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом, назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее по тексту также Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1), в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях, и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
При этом указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1, издано Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Установив, что истец проходил военную службу с 1 января 1985г. по 15 мая 1986г. в войсковой части в селе Бабстово Ленинского района Еврейской Автономной области в должности "начальник службы горючего и смазочных материалов" в воинском звании "лейтенант", суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что военная служба истца в период с 1 января 1985 г. по 15 мая 1986 г. в войсковой части в селе Бабстово Ленинского района Еврейской Автономной области не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, поскольку Ленинский район Еврейской Автономной области (Хабаровского края) не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12.
Также установлено, что во второй спорный период с 6 июня 1986 г. по 4 сентября 1990 г. истец проходил военную службу в войсковой части в г. Анива Сахалинской области (район Крайнего Севера и приравненная к нему местность) в должности начальника службы горюче-смазочных материалов в воинском звании "лейтенант", "старший лейтенант".
Во исполнение Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Советом Министров СССР принято постановление от 25 марта 1968 г. N 181, предусматривающее возможность зачета периода времени военной службы в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Постановлению Совета Министров ССС от 25 марта 1968г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право па получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, данное постановление относится к срочной военной службе, и к рядовому составу.
Согласно военному билету Лихацкого С.В, выданному 1 октября 1990г, в 1984 году он окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище (с 5 августа 1980г. по июль 1984г. - курсант), в дальнейшем проходил военную службу: с августа 1984г. по апрель 1986г, с апреля 1986г. по сентябрь 1990 г. в должности начальника службы горюче-смазочных материалов; при этом приказом от КДВО N от 14 июля 1986г. ему присвоено воинское звание старший лейтенант.
Таким образом, поскольку в спорный период времени истец проходил военную службу по контракту и относился уже к офицерскому составу, оснований для включения спорного периода в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 не имелось.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 г. N 380-О, от 29 сентября 2011 г. N 1040-О-О, от 25 января 2012г. N 19-O-O, от 28 января 2016г. N 48-О, от 24 апреля 2018г. N 946-О).
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность зачета военной службы в звании офицерского состава по контракту в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и такая возможность предусмотрена только при прохождении действительной срочной службы (службы по призыву), следовательно, правильным является вывод судов об отказе в удовлетворении требований в данной части.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По правилам части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В пункте 11 указанных Правил определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствую записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 указанных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011г. N 258н.
До принятия постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N 1015 такие положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002г. N 555.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз.1-3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью истца.
Согласно записям в трудовой книжке Лихацкого С.В. в период с 14 мая 2000 г. по 27 мая 2002 г. истец занимал должность директора в ООО "Акнос", уволен по собственному желанию.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее по тексту также Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ) предусмотрено, что к компетенции общего собрания участников общества относятся: образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов; принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества.
Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ).
Согласно пункту 3 указанной статьи единоличный исполнительный орган общества: 1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; 2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; 3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; 4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, что истец являлся в заявленный период директором ООО "Акнос", на котором в соответствии с законодательством лежала обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведений, уплате страховых взносов и обязанность контролировать состояние финансовой, бухгалтерской и кадровой деятельности общества, в том числе отчисление взносов в соответствующие фонды, и которая им не выполнялась надлежащим образом.
Из решения пенсионного органа от 29 июля 2021 г. N усматривается, что Лихацкий С.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 30 марта 2000 г, следовательно, в силу закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако, из материалов дела следует, что период трудовой деятельности с 14 мая 2000 г. по 27 мая 2002 г. в ООО "Акнос" не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что суд первой инстанции, принимая по делу решение в обжалуемой части не учел, что наличие записи в трудовой книжке о периоде работы истца в упомянутом обществе при отсутствии сведений в индивидуальном лицевом счете, не является основанием для включения оспариваемого периода в стаж при отсутствии других доказательств, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности в оспариваемый период, за который страховые взносы не только не уплачивались, но и не начислялись.
Исходя из смысла постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П, оно направлено на защиту прав тех работников, которые не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам, поскольку законодательно не предусмотрено гарантий обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов.
В данном случае, как правильно указал суд апелляционной инстанции, истца нельзя отнести к данной категории лиц, поскольку как указывалось ранее, в спорный период он являлся руководителем (директором), на которого возлагалась обязанность по соблюдению законодательства по уплате страховых взносов, которую он не исполнил надлежащим образом. Кроме того, как директор истец вправе был получить сведения относительно уплаты обществом страховых взносов за работников, тем самым имел реальную возможность повлиять на реализацию своих пенсионных прав, как работника данного предприятия, однако таких действий им не предпринималось, факт отчисления страховых взносов в пенсионный фонд ООО "Акнос" не подтвержден.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включений в страховой стаж истца периода с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. Судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Вопреки доводам кассационной жалобы процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием к отмене принятых по делу судебных постановлений, не установлено.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 марта 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лихацкого Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.