Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.
судей Попова А.А, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0020-01-2021-003278-49 по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" о признании незаконным бездействия в непринятии мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязательств
по кассационной жалобе администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 29 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО ГП "поселок Новый Уоян", в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" в непринятии мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, также по освобождению земельного участка с кадастровым номером: N, от размещенных на нём твердых коммунальных отходов, обязать администрацию МО ГП "поселок Новый Уоян" организовать место (площадку) накопления твердых бытовых коммунальных отходов с целью временного складирования твердых коммунальных отходов сроком не более 11 месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, обязать администрацию МО ГП "поселок Новый Уоян" освободить земельный участок с кадастровым номером N от размещенных на нем твердых коммунальных отходов.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации МО "Северо-Байкальский район" от 22 апреля 2015 г. N 338 МО ГП "поселок Новый Уоян" в муниципальную собственность предоставлен земельный участок, площадью 93729 кв.м, с кадастровым номером 03:17:090132:2. Вид разрешенного использования - под санкционированную свалку.
Как собственник земельного участка, администрация поселения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязана проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.
Постановлением администрации МО ГП "п. Новый Уоян" от 14 октября 2019 г. N 143 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изменен с "под санкционированную свалку" на "специализированная деятельность (площадка ТКО)".
В нарушение п. 11 Правил N 1039 в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, накопление твердых коммунальных отходов путем их складирования сроком не более чем 11 месяцев, не предусмотрен, что исключает возможность вывоза твердых коммунальных отходов в установленное место складирования для временного складирования в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В нарушение п.п.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" образовавшиеся твердые коммунальные отходы размещены на земельном участке в отсутствие специально оборудованной площадки твердых коммунальных отходов, чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Истец просил учесть, что апелляционным постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2021 г. отменено решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 декабря 2020 г. по делу N А10-274/2020, вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" отказано по требованиям об оспаривании представления прокурора, которым прокурор требовал устранить ответчика выявленные нарушения требований природоохранного законодательства.
До настоящего времени представление прокурора администрацией МО ГП "поселок Новый Уоян" не исполнено.
Прокурор указал, что выявленные нарушения влекут угрозу нарушения гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, могут повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде, в том числе уникальной экологической системе объекта Всемирного наследия Юнеско - озера Байкал.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 г, исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" в непринятии мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, также по освобождению земельного участка с кадастровым номером N, от размещенных на нём твердых коммунальных отходов.
На администрацию МО ГП "поселок Новый Уоян" возложена обязанность организовать место (площадку) накопления твердых бытовых коммунальных отходов с целью временного складирования твердых коммунальных отходов сроком не более 11 месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; а также освободить земельный участок с кадастровым номером: N от размещенных на нём твердых коммунальных отходов. Установлен срок исполнения решения в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Администрацией МО ГП "поселок Новый Уоян" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Указывает, что данным решением суда на ответчика, администрацию муниципального образования городского поселения "поселок Новый Уоян", необоснованно и незаконно возложено исполнение полномочий, не предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как возлагает на ответчика несение значительных финансовых затрат, не предусмотренных действующим законодательством.
Считает, что природоохранный прокурор подменяет понятия городского поселения и городского округа, указывая в своем исковом заявлении, что МО ГП "п.Новый Уоян" является городским округом, что не соответствует действительности. Администрация муниципального образования городского поселения "поселок Новый Уоян" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, но не является собственником твердых коммунальных отходов. Возложение полномочий на ответчика по освобождению земельного участка с кадастровым номером N, обязании организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов с целью временного складирования твердых коммунальных отходов сроком не более чем 11 месяцев и освобождении земельного участка с кадастровым номером N от размещенных на нем твердых коммунальных отходов незаконно, так как это не соответствуют требованиям Федерального закона 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
На кассационную жалобу заместителем межрайонного природоохранного прокурора советника юстиции Денисовой Н.В. направлены возражения.
В суд кассационной инстанции от Главы-Руководителя администрации МО ГП "поселок" Новый Уоян" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что 31 октября 2022 г. получено определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции о назначении судебного заседания на 10 ноября 2022 г. В связи с значительной удаленностью Восьмого кассационного суда общей юрисдикции и производственной занятостью представителя прибытие представителя ответчика для участия в судебном заседании является затруднительным. В связи с чем просит отложить рассмотрение судебного заседания на более позднюю дату. Обсудив заявленное ходатайство, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит достаточных оснований для его удовлетворения, поскольку обстоятельства, указанные стороной ответчика, связанные с удаленностью Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от места нахождения ответчика, не свидетельствуют о невозможности явки представителя ответчика - организации для явки в судебное заседание и о наличии уважительных причин для отложения судебного заседания.
В судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. возражала против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены обжалуемых постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Постановлением администрации МО "Северо-Байкальский район" от 22 апреля 2015 г. N 338 МО ГП "поселок Новый Уоян" в муниципальную собственность предоставлен земельный участок площадью 93729 кв.м", с кадастровым номером N. Вид разрешенного использования - под санкционированную свалку.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за администрацией МО ГП "поселок Новый Уоян".
Постановлением администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" от 14 октября 2019 г. N 143 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изменен с "под санкционированную свалку" на "специализированная деятельность (площадка ТКО)".
Администрацией МО "Северо-Байкальский район" направлено обращение Северобайкальскому межрайонному природоохранному прокурору N 3694 от 7 октября 2019 г. о принятии мер прокурорского реагирования, в связи с неисполнением администрацией МО ГП "поселок Новый Уоян" обязанности по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном на землях населенного пункта "адрес".
31 октября 2019 г. прокуратурой вынесено представление N 102ж-2019, в котором прокурор пришел к следующим выводам:
в нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Правил формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию, утвержденных постановлением правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не включены сведения о местах складирования отходов на срок не более 11 месяцев. В указанный реестр включены лишь контейнерные площадки;
в нарушение статьи 8 Закона Республики Бурятия от 9 марта 2010 г. N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", статьи 210 ГК РФ, пункта 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ, статьи 42 ЗК РФ АМО ГП "поселок Новый Уоян" не приняты меры по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов, а также мер по освобождению его от размещенных на нем твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 декабря 2020 г. по делу N А10-274/2020 требование администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" к Северобайкальскому межрайонному природоохранному прокурору о признании недействительным представления от 31 октября 2019 г. N 102ж-2019 об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, признании незаконными действий прокурора по внесению представления и об обязании устранить допущенные нарушения прав путем отзыва представления, удовлетворено частично. Суд признал недействительным представление Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 31 октября 2019 г. N 102ж-2019, как противоречащее Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Указанное решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 декабря 2020 г. по делу N А10-274/2020 постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2021 г. отменено в части удовлетворения заявленных требований администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" о признании недействительным представления Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора от 31 октября 2019 г. N 102ж-2019, как противоречащего Федеральному закону от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Принят в отмененной части новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2021 г. постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2021 г. по делу N А10-274/2020 оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в лице администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" на земельный участок с кадастровым номером N в настоящее время региональный оператор вывозит ТКО, обязан создать площадку накопления твердых коммунальных отходов. Указанная площадка может быть включена в Территориальную схему в области размещения с отходами. После чего администрация МО ГП "поселок Новый Уоян" как собственник земельного участка с кадастровым номером N обязана принять меры по освобождению данного земельного участка от размещенных на нем твердых коммунальных отходов. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация МО ГП "поселок Новый Уоян", которое является собственником земельного участка с кадастровым номером N.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (статья 1).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что:
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч. 1).
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (ч. 2).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 5).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 6).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 9 марта 2010 г. N 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" (далее - Закон РБ N 1254-IV), на территориях поселений (городских округов) накопление твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов в случае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронения твердых коммунальных отходов. Организацию площадок осуществляют органы местного самоуправления поселений (городских округов).
Площадка накопления твердых коммунальных отходов - это специально обустроенное сооружение в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на которых осуществляется временное складирование твердых коммунальных отходов сроком не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона РБ N 1254-1V).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее по тексту - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Между тем в нарушение п. 11 Правил N 1039 в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, такой вид накопления ТКО как место (площадка) накопления для временного складирования ТКО сроком не более чем 11 месяцев, вообще не предусмотрен, что исключает возможность вывоза ТКО в установленное место складирования для временного размещения в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В нарушение п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" образовавшиеся твердые коммунальные отходы размещены на земельном участке в отсутствие специально оборудованной площадки ТКО, чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Рассматривая указанное дело, суды обеих инстанций пришли к выводу, что ответчик не выполнил обязательства по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с действующей территориальной схемой в области обращения с отходами в Республики Бурятия, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия N 159-ПР от 29 апреля 2020 г. (Приложение 9.3.) твердые коммунальные отходы из п. Новый Уоян транспортируются региональным оператором на земельный участок с кадастровым номером N.
В соответствии с таблицей 9.2. раздела 9 территориальной схемы, вышеуказанный земельный участок отнесен к объектам временного размещения отходов до 2023 г.
Вопреки доводам кассационной жалобы земельный участок с кадастровым номером N является собственностью администрации МО ГП "п. Новый Уоян" и как собственник земельного участка, администрация поселения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязана проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно- гигиенических и иных правил и нормативов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В связи с изложенным, выводы судов обеих инстанций о том, что администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" как собственник земельного участка, на котором расположена свалка является лицом, ответственным за организацию и обустройство площадок накопления отходов, являются обоснованными.
Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судом второй инстанции допущено не было. Выводы судебной коллегии мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, исследованную судебными инстанциями и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 29 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.