Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2034/2022; УИД: 42RS0009-01-2022-002090-61 по иску заместителя прокурора Кемеровской области-Кузбасса в интересах Сафроновой Виктории Ивановны к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о возложении обязанностей, по кассационной жалобе Сафроновой Виктории Ивановны и кассационному представлению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Сафроновой В.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, поддержавшего доводы кассационного представления и кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора Кемеровской области-Кузбасса в интересах Сафроновой В.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее по тексту также ГУ ОПФ РФ по Кемеровской области-Кузбассу, пенсионный орган) о возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой области по обращению Сафроновой В.И. о нарушении ее социальных прав на получение пенсии по случаю потери кормильца проведена проверка.
Установлено, что Сафронова В.И. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Мариинского городского суда от 16 июня 2005 г. ее родители, С. и Ш, лишены родительских прав.
На основании распоряжения главы города Мариинска и Мариинского района от 19 июля 2005 г. N Сафронова В.И. направлена на полное государственное обеспечение в МОУ "Детский дом N 1".
В период нахождения Сафроновой В.И. в МОУ "Детский дом N 1" в г. Мариинске "данные изъяты" 2008 г. умер отец С, о чем составлена запись акта о смерти от "данные изъяты" 2008 г.
Согласно объяснениям Сафроновой В.И, о смерти отца она узнала от брата В, которого нашла через социальные сети. Приемная мать брата Е. взяла Сафронову В.И. под опеку в 2013 году и инициировала обращение в органы пенсионного фонда для получения пенсии по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца назначена на основании заявления Сафроновой В.И. от 26 июня 2013 г. с 1 марта 2013 г, т.е. спустя 5 лет после смерти отца.
В период нахождения Сафроновой В.И. под опекой в городе Кемерово "данные изъяты" 2013 г. умерла ее мать Ш, о чем составлена запись акта о смерти от "данные изъяты" 2013 г.
Согласно объяснениям Сафроновой В.И, о смерти матери она узнала от бабушки в 2015 году в ходе поездки в г. Мариинск по вопросу предоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пенсия по случаю потери кормильца назначена на основании заявления Сафроновой В.И. от 3 ноября 2015 г. с 1 декабря 2015 г, т.е. спустя 2 года после смерти матери.
В силу несовершеннолетнего возраста и не обладая полной дееспособностью Сафронова В.И. не могла самостоятельно реализовать свое право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца и принять меры к его восстановлению. Законными представителями и органами опеки и попечительства факт смерти родителей Сафроновой В.И и основания к назначению пенсии по случаю потери кормильца своевременно не установлены.
В результате бездействия законных представителей Сафроновой В.И. и отсутствия контроля со стороны органов опеки и попечительства Яйского муниципального района Кемеровского городского округа право Сафроновой В.И. на получение пенсии по случаю потери кормильца своевременно не было реализовано.
На основании изложенного истец просил суд признать право Сафроновой Виктории Ивановны на получение пенсии по случаю потери кормильца со дня возникновения права нее, т.е. с "данные изъяты" 2008 г. (с даты смерти отца С.), и с "данные изъяты" 2013 г. (с даты смерти матери Ш.);
обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу начислить Сафроновой Виктории Ивановне с "данные изъяты" 2008г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с "данные изъяты" 2013г.;
обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу выплатить Сафроновой Виктории Ивановне сумму недополученной и невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца в размере 361510 руб. 40 коп.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 июля 2022 г. постановлено:
"Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2022 г. в части возложения на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанностей начислить Сафроновой В.И. с "данные изъяты" 2008 г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с "данные изъяты" 2013 г.; выплатить Сафроновой В.И. недополученную и невыплаченную пенсии по случаю потери кормильца отменить.
Принять в отменной части новое решение.
В удовлетворении исковый требований заместителя прокурора Кемеровской области-Кузбасса в интересах Сафроновой Виктории Ивановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о возложении обязанностей начислить Сафроновой В.И. с "данные изъяты" 2008 г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с "данные изъяты" 2013 г.; выплатить Сафроновой В.И. недополученную и невыплаченную пенсии по случаю потери кормильца, отказать.
В остальной обжалованной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения".
В кассационной жалобе Сафронова В.И, и кассационном представлении прокурор прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса Донгаузер И.В. просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от "данные изъяты" 2022 г, как незаконное и необоснованное, в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанностей на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу начислить Сафроновой В.И. с "данные изъяты" 2008 г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с "данные изъяты" 2013 г.; выплатить Сафроновой В.И. недополученную и невыплаченную пенсии по случаю потери кормильца. В отмененной части оставить без изменения решение Центрального районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы и кассационного представления возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, заслушав пояснения истца Сафроновой В.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, поддержавшего доводы кассационного представления и кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Сафронова В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Мариинского городского суда от 16 июня 2005 г. ее родители, С. и Ш, лишены родительских прав.
На основании распоряжения главы города Мариинска и Мариинского района от 19 июля 2005 г. N Сафронова В.И. направлена на полное государственное обеспечение в МОУ "Детский дом N 1".
На основании постановления Главы Мариинского района от 15 июля 2008 г. N "О заключении договора о передаче Сафроновой Виктории Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в приемную семью", трехстороннего договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 16 июля 2008 г. N, заключенного между управлением образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, управлением образования Яйского района и Б, несовершеннолетняя Сафронова В.И. передана на воспитание в приемную семью, состоящую на регистрационном учете по адресу: "адрес".
Договор от 16 июля 2008 г. N расторгнут постановлением администрации Яйского муниципального района от 17 декабря 2010 г. N "О прекращении договора о приемной семье" (л.д.45), Сафронова В.И. помещена в МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Яйского района".
На основании постановления администрации Яйского района от 30 декабря 2010 г. N "О передаче несовершеннолетних в приемную семью К." Сафронова В.И. передана на воспитание в приемную семью К.
Постановлением администрации Яйского муниципального района от 29 декабря 2012 г. N "О расторжении договора о приемной семье в отношении Сафроновой В.И." расторгнут договор о приемной семье с приемным родителем К, Сафронова В.И. помещена в МКОУ "Яйский детский дом "Колокольчик", откуда выбыла в город Кемерово.
Распоряжением управления образования администрации города Кемерово от 18 июня 2013 г. N над несовершеннолетней Сафроновой В.И. установлено попечительство, и заключен договор о передаче Сафроновой В.И. на воспитание в приемную семью Е..
Попечительство прекращено на основании распоряжения управления образования администрации города Кемерово от 13 марта 2014 г. N. В учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сафронова В.И. после отмены попечительства, не зачислялась.
В период с 13 марта 2014 г. по 17 февраля 2015 г. обязанность по защите прав и законных интересов Сафронова В.И. возлагалась на орган опеки и попечительства администрации города Кемерово. 7 апреля 2014 г. на основании акта приема-передачи N личное дело Сафроновой В.И. передано в орган опеки и попечительства Центрального района города Кемерово, так как несовершеннолетняя обучалась по очной форме обучения в ГБОУ СПО "Кемеровский областной медицинский колледж", о чем в личном деле имеется справка от 6 октября 2013 г.
С 1 сентября 2013 г. по настоящее время Сафронова В.И. обучается по очной форме обучения в ГБПОУ "Кузбасский медицинский колледж" (справка от 10 февраля 2022 г.).
В период нахождения Сафроновой В.И. в МОУ "Детский дом N 1" в г. Мариинске "данные изъяты" 2008 г. умер отец С, о чем составлена запись акта о смерти от "данные изъяты" 2008 г.
В соответствии с пунктом 1.5 Договора от 16 июля 2008г. N функции управления образования Мариинского района по защите прав и интересов Сафронова В.И. прекращены со дня, следующего за днем заключения договора по передаче ребенка на воспитание в приемную семью на территории Яйского муниципального района - 17 июля 2008 г.
Проведенной прокуратурой города Мариинска проверкой установлено, что сведения о факте смерти С. в МОУ "Детский дом N 1" в июне, июле 2008 года не поступали, деятельность по предупреждению нарушения имущественных прав Сафроновой В.И. осуществлялась МОУ "Детский дом N 1" надлежащим образом, в частности, истребовалась информация из межрайонного отдела судебных приставов по г. Мариинску и Мариинскому району об имущественном положении С, с которого решением Мариинского городского суда от 16 июня 2005 г. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней. Нарушения требований законодательства в деятельности МОУ "Детский дом N 1" и отдела опеки и попечительства управления образования администрации Мариинского района не выявлены, меры прокурорского реагирования не принимались.
Проверкой, проведенной прокуратурой Яйского района установлено, что органом опеки и попечительства управления образования администрации Яйского муниципального района в нарушение статей 4, 5, 8, 15, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее по тексту также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ), статей 121, 148, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации надзор за деятельностью опекунов и попечителей Сафроновой В.И, в том числе приемных родителей не осуществлялся, что повлекло нарушение прав Сафроновой В.И. на получение пенсии по случаю потери кормильца после смерти отца С. "данные изъяты" 2008 г. При этом органы опеки и попечительства администрации Яйского муниципального района не осуществляли представление законных интересов несовершеннолетней в отношениях с Пенсионным фондом Российской Федерации, своевременно не установили, что бездействие опекунов и попечителей противоречит интересам Сафроновой В.И, защита законных интересов подопечной ими не осуществлялась, мер по устранению нарушений не приняли.
Согласно объяснениям Сафроновой В.И, о смерти отца она узнала от брата В, которого нашла через социальные сети. Приемная мать брата Е. взяла Сафронову В.И. под опеку в 2013 году и инициировала обращение в органы пенсионного фонда для получения пенсии по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца назначена на основании заявления Сафроновой В.И. от 26 июня 2013 г. с 1 марта 2013 г, т.е. спустя 5 лет после смерти отца (л.д.68-70).
По факту выявленных нарушений прокурором Яйского района 10 декабря 2019 г. начальнику управления образования администрации Яйского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено. Согласно ответу на представление, выявленные нарушения нашли свое подтверждение.
В период нахождения Сафроновой В.И. под опекой в городе Кемерово "данные изъяты" 2013 г. умерла ее мать Ш, о чем составлена запись акта о смерти от "данные изъяты" 2013 г.
Проверкой, проведенной прокуратурой города Кемерово установлено, что Управление образования администрации города Кемерово, осуществляющее полномочия органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних от имени администрации города Кемерово, в нарушение требований статей 4, 5, 8, 15, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ, статей 121, 148 Семейного кодекса Российской Федерации обязанности, направленные на принятие мер по обращению в уполномоченный орган в интересах Сафроновой В.И. с целью установления ей социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью матери Ш. "данные изъяты" 2013 г, не исполняли, представление законных интересов несовершеннолетней, находящейся под опекой или попечительством, в отношениях с Пенсионным фондом Российской Федерации не осуществляли, своевременно не установили, что бездействие попечителя Е. противоречит интересам Сафроновой В.И, защита законных интересов подопечной попечителем не осуществляется, мер по устранению нарушений не приняли.
Согласно объяснениям Сафроновой В.И, о смерти матери она узнала от бабушки в 2015 году в ходе поездки в г. Мариинск по вопросу предоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пенсия по случаю потери кормильца назначена на основании заявления Сафроновой В.И. от 3 ноября 2015 г. с 1 декабря 2015 г, т.е. спустя 2 года после смерти матери.
По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой города Кемерово 16 сентября 2020 г. Главе города Кемерово внесено представление, которое рассмотрено. Согласно ответу на представление, нарушения нашли свое подтверждение.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на пенсию по случаю потери кормильца у Сафроновой В.И. возникло с "данные изъяты" 2008 г. (с даты смерти отца С.), и с "данные изъяты" 2013 г. (с даты смерти матери Ш.). При этом суд первой инстанции пришел к выводу о возложении наГосударственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанностей начислить Сафроновой В.И. с "данные изъяты" 2008 г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с "данные изъяты" 2013 г.; выплатить Сафроновой В.И. недополученную и невыплаченную пенсии по случаю потери кормильца.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что право на пенсию по случаю потери кормильца у Сафроновой В.И. возникло с "данные изъяты" 2008 г. (с даты смерти отца С.), и с "данные изъяты" 2013 г. (с даты смерти матери Ш.), вместе с тем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанностей начислить Сафроновой В.И. с "данные изъяты" 2008 г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с "данные изъяты" 2013 г.; выплатить Сафроновой В.И. недополученную и невыплаченную пенсии по случаю потери кормильца, поскольку вина пенсионного органа в несвоевременном получении Сафроновой В.И. пенсии по потере кормильца не установлена.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы и кассационного представления не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (часть 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка).
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (часть 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (часть 1 статьи 26 Конвенции о правах ребенка).
Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также от любых соображений, связанных с получением благ ребенком от его имени (часть 2 статьи 26 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (часть 1 статьи 27 Конвенции о правах ребенка).
Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (часть 2 статьи 27 Конвенции о правах ребенка).
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Названный закон среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушения (часть 1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (абзац четвертый части 2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
К числу основных направлений обеспечения прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" относит защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К таким детям согласно абзацу третьему статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" относятся в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, исходя из положений пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации это дети, родители которых умерли либо лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, либо признаны недееспособными, либо родители которых по причине болезни, а также в случае длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей не осуществляют воспитание детей, не защищают их права и интересы.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляется федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты их прав и интересов над такими детьми устанавливается опека или попечительство (пункт 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации).
Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (абзац первый пункта 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы главой 22 Семейного кодекса Российской Федерации (статьи 155.1 - 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации).
Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги (абзац первый пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 названного кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также по защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (пункт 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации).
Статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации определены права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К числу таких прав законом отнесены право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защита их прав и законных интересов; право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее также - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве").
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия (часть 2 статьи 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").
Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществление ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (часть 3 статьи 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").
Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда (часть 2 статьи 26 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").
Из содержания приведенных норм права в их системной взаимосвязи и нормативном единстве следует, что приоритетным во всех действиях, совершаемых в отношении детей, независимо от того, совершаются ли эти действия государственными или иными организациями, является наилучшее обеспечение интересов детей. К числу детей, нуждающихся в особом внимании и особой заботе, относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Одной из форм устройства таких детей является их помещение под надзор в образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также по защите их прав и законных интересов и выполнение тем самым социально значимых функций в целях обеспечения интересов детей возлагается на эти организации. При этом исполняя названные обязанности и являясь законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие организации должны совершать от их имени и в их интересах все юридически значимые действия, осуществляя их исключительно в интересах детей, не способных в силу своего возраста и социального статуса самостоятельно реализовывать свои права и интересы. В случае ненадлежащего исполнения организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанностей, связанных с содержанием, воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ненадлежащей защитой прав таких детей и причинением им в связи с этим вреда, данные организации несут ответственность в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (абзац первый пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред (убытки) являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Из содержания искового заявления усматривается, что основанием обращения заместителя прокурора Кемеровской области-Кузбасса в интересах Сафроновой Виктории Ивановны в суд с требованием о возмещении убытков явилось ненадлежащее исполнение учреждением своих обязанностей по защите прав Сафроновой В.И, приведшее к лишению Сафроновой В.И. длительное время с "данные изъяты" 2008г. (с даты смерти отца С.) и с "данные изъяты" 2013г. (с даты смерти матери Ш.) права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены данным федеральным законом.
Исходя из пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) назначение гражданам пенсии, за исключением ряда указанных в этой норме граждан (например, граждан из числа инвалидов с детства, не достигших возраста 19 лет, ранее являвшимися получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет), производится по заявлению гражданина. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия, предусмотренная этим федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Аналогичные положения о сроках назначения пенсии были предусмотрены пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период спорных отношений.
Пунктом 9 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19 пб (действовавших в период спорных отношений и утративших силу с 1 января 2015 г. в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1027н/494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации"), установлено, что в том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.
Согласно пункту 12 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, действующих в настоящее время, заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу, законным представителем которого является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, подается администрацией учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.
Таким образом, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняя функции опекуна таких детей, находящихся в этой организации, и действуя в интересах детей, должна осуществлять защиту их прав, к числу которых относится право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Установив, что пенсия по случаю потери кормильца Сафроновой В.И. назначалась с 1-го числа, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца - 26 июня 2013 г. и 3 ноября 2015 г, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что пенсионный орган выполнил возложенные на него обязанности в строгом соответствии с приведенными выше нормами права.
Между тем, судом первой инстанции данное обстоятельство не было учтено, как и то, что недополученная Сафроновой В.И. социальная пенсия по случаю потери кормильца в период с 2008 по 2015 год при установленных по делу обстоятельствах является ее убытками.
Более того, суд первой инстанции приводя в решении анализ действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о наличии вины в недополучении Сафроновой В.И. социальной пенсии по потере кормильца органов опеки и попечительства, в то время как ответственность за их действия (бездействие) была возложена не на причинителя убытков, а на пенсионный орган, вина которого в возникновении убытков установлена не была.
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанностей начислить Сафроновой В.И. с "данные изъяты" 2008г. недополученную пенсию по случаю потери кормильца и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с "данные изъяты" 2013г.; выплатить Сафроновой В.И. недополученную и невыплаченную пенсии по случаю потери кормильца суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным и отменил решение суда в указанной части.
Изложенные в оспариваемом апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судом установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы и кассационного представления в целом повторяют позицию кассаторов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Поскольку судом апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы, кассационного представления и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сафроновой Виктории Ивановны и кассационное представление прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.