Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-614/2022 (УИД 22RS0013-01-2021-008759-17) по иску Плутахиной Ольги Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Плутахиной Ольги Геннадьевны на решение Бийского городского суда Алтайского края от 1 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Плутахина Ольга Геннадьевна (далее по тексту - Плутахина О.Г.) обратилась в Бийский городской суд Алтайского края с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОПФР по Алтайскому краю) о включении в специальный педагогический стаж периодов работы с 1 сентября 1990 г. по 31 августа 1998 г. в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО, с 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 г. в должности заместителя директора и тренера-преподавателя в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО, с 12 ноября 2002 г. по 29 октября 2018 г. в должности заместителя директора и тренера-преподавателя в Детско-юношеской спортивной школе N 2, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения, а именно с 30 октября 2018 г, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N2" (далее по тексту - МБУ ДО "ДЮСШ N2").
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 1 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июля 2022 г, исковые требования Плутахиной О.Г. удовлетворены частично. На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность по включению в специальный (педагогический) стаж работы Плутахиной О.Г. периодов с 1 сентября 1990 г. по 13 июля 1997 г, с 15 сентября 1997 г. по 31 августа 1998 г. в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должности заместителя директора в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С ОПФР по Алтайскому краю в пользу Плутахиной О.Г. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Плутахина О.Г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в той части, в которой исковые требования оставлены без удовлетворения; работая в должности тренера-преподавателя с 1 сентября 1990 г. она рассчитывала на то, что ее труд в последующем будет зачтен в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, работа в указанной должности и учреждении была предусмотрена действующим на тот момент законодательством и включалась в специальный педагогический стаж, просит решение Бийского городского суда Алтайского края от 1 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июля 2022 г. отменить в части отказа по включению в специальный педагогический стаж периода работы с 1 января 2001 г. по 30 октября 2018 г. в должности тренера - преподавателя, заместителя директора в Детско-юношеской спортивной школе N 2 г. Бийска, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в оспариваемой части. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
ОПФР по Алтайскому краю в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Бийского городского суда Алтайского края от 1 апреля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июля 2022 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30 октября 2018 г. Плутахина О.Г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе от 18 января 2019 г. N 1268906/18 Плутахиной О.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Специальный стаж педагогической деятельности Плутахиной О.Г. по расчетам пенсионного органа составил 1 год 2 месяца, вместо требуемых 25 лет, что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом в специальный стаж педагогической деятельности не засчитаны, в том числе, периоды работы Плутахиной О.Г. с 1 сентября 1990 г..по 31 августа 1998 г..в должности тренера-преподавателя, старшего тренера в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО, так как установить наименование должности, в которой работала Плутахина О.Г, не представляется возможным. Согласно трудовой книжке, уточняющей справке от 26 декабря 2018 г..N 114, копии приказа от 29 августа 1990 г..N 88, копии приказа от 23 октября 1998 г..N 504 Плутахина О.Г. была принята на должность тренера-преподавателя. Согласно приказу о переводе от 1 сентября 1998 N 13 Плутахина О.Г. переведена с должности "старшего тренера" на должность "заместителя директора". Установить, в какое время Плутахина О.Г. была переведена с должности "тренер-преподаватель" на должность "старший тренер" не представляется возможным. Должность "старший тренер" Списком N 463 от 6 сентября 1991 г..не предусмотрена; периоды работы с 1 ноября 1999 г..по 11 ноября 2002 г..в должности заместителя директора в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО, поскольку с 1 ноября 1999 г..применяется Список должностей от 22 сентября 1999 г..N 1067.
Должность "заместитель директора", в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений", Списком от 22 сентября 1999 г..N 1067 не предусмотрена; периоды работы с 12 ноября 2002 г..по 29 октября 2018 г..в должности заместителя директора в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО, так как в соответствии с пунктом 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, работа в должности заместителя директора учреждений, указанная в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка засчитывается в стаж работы до 1 ноября 1999 г..Кроме того, с 14 августа 2015 г..тип учреждения не предусмотрен указанным Списком.
Плутахина О.Г. не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 8, 13, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением
положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: трудовую книжку Плутахиной О.Г, в которой указано, что она работала с 1 сентября 1990 г..по 31 августа 1998 г..в должности тренера-преподавателя, с 1 сентября 1998 г..по 31 августа 2009 г..в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе; выписку из приказа от 29 августа 1990 г..N 88 о назначении Плутахиной О.Г. тренером по баскетболу в ДЮСШ N 2 с 1 сентября 1990 г..; выписки из приказов NN 29, 81, 131-А, 60, 55, 32, 27, 29, 23 об установлении истцу учебной нагрузки в качестве тренера в 1990 г..- 36 часов в неделю, в 1991 г..- 28 часов в неделю, в 1992 г..- 32 часа в неделю, в 1993 г..- 34 часа в неделю, в 1994 г..- 40 часов в неделю, в 1995 г..- 48 часов в неделю, в 1996 г..- 36 часов в неделю, в 1997 г..- 42 часа в неделю, в 1998 г..- 30 часов в неделю; выписку из приказа от 1 июля 1997 г..N 24 о предоставлении Плутахиной О.Г. отпуска без сохранения заработной платы с 14 июля 1997 г..по 14 августа 1997 г..; выписку из приказа от 1 сентября 1998 г..N 13 о
переводе Плутахиной О.Г. - старшего тренера ДЮСШ-2 на должность заместителя директора; личную карточку работника Плутахиной О.Г, в которой указано, что с 1 сентября 1990 г..она была принята на должность тренера-преподавателя, с 1 сентября 1998 г..переведена на должность заместителя директора по УВР; приказ от 1 сентября 1998 г..о педагогической нагрузке Плутахиной О.Г. - завуча ДЮСШ -2 в объеме 30 часов (104%) в неделю; приказ от 1 октября 1999 г..об установлении Плутахиной О.Г. - заместителю директора ДЮСШ-2 по учебной части учебной нагрузки 50% в месяц; приказ от 2 сентября 2000 г..N 22а об определении Плутахиной О.Г. учебной нагрузки штатного тренера-преподавателя в размере 18 часов в неделю (84%); архивные справки от 10 сентября 2021 г..N П-14, от 25 января 2022 г..N П-1, в которых указано о наличии в документах архивного фонда МКУ "Управление образования администрации г..Бийска" в карточках-справках по работной плате работников "ДЮСШ N2" за 1990-2015 гг. сведений о начислении заработной платы Плутахиной О.Г. в должности тренера, тренера-преподавателя по баскетболу, старшего тренера-преподавателя, заместителя директора по УВР; уточняющую справку от 26 декабря 2018 г..N 114 о работе Плутахиной О.Г. с 1 сентября 1990 г..по 31 августа 1998 г, с 1 сентября 1998 г..по 31 октября 1999 г..в ДЮСШ N 2 в должности тренера-преподавателя, заместителя директора (+ нагрузка тренера-преподавателя), с учетом данных Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15 августа 2011 г..N 916н, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", данных Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г..N 761н, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в котором должность
"тренер" или "старший тренер" не предусмотрена, должностной инструкции тренера-преподавателя Плутахиной О.Г. от 25 ноября 2015 г, а также пояснений истца по вопросу ее функциональных обязанностей и свидетелей ФИО10 С.В, ФИО9, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж периода работы Плутахиной О.Г. в качестве тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя в Детско-юношеской спортивной школе N 2 Бийского ГорОНО с 1 сентября 1990 г..по 13 июля 1997 г, с 15 сентября 1997 г..по 31 августа 1998 г, поскольку Плутахина О.Г. осуществляла в спорные периоды педагогическую деятельность во внешкольном детском учреждении и фактически выполняя обязанности тренера-преподавателя, в том числе старшего тренера-преподавателя, а запись в приказе от 1 сентября 1998 г..N 13 с учетом характера выполняемой ею работы произведена работодателем неверно, поскольку должность в детской юношеской спортивной школе в указанный период должна была быть поименована как "тренер-преподаватель" либо "старший тренер-преподаватель"; периода работы с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2000 г..в должности заместителя директора и тренера-преподавателя, поскольку Плутахина О.Г. исполняла обязанности тренера-преподавателя, при этом с 1 сентября 2000 г..в объеме полной учебной нагрузки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске без содержания с 14 июля 1997 г. по 14 сентября 1997 г, суд исходил из того, что отпуска без сохранения заработной платы не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 1 января 2001 г, суд исходил из отсутствия условия, предусмотренного пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, согласно которого работа в должностях и учреждениях списка продолжительностью на 1 января 2001 г. должна быть не менее 16 лет 8 месяцев, Плутахина О.Г. была принята на должность тренера-преподавателя с 1 сентября 1990 г.
Установив, что с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, включенных судом, продолжительность специального стажа истца составила менее требуемых 25 лет, суд отказал в удовлетворении требований Плутахиной О.Г. о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 30 октября 2018 г.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд, руководствуясь статьями 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание принципы разумности и справедливости, объем оказанной юридической помощи, сложность рассматриваемого дела, размер удовлетворенных исковых требований, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с пенсионного органа в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы Плутахиной О.Г. об отсутствии у судов оснований для отказа в удовлетворении ее исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы с 1 января 2001 г. по 30 октября 2018 г. в должности тренера - преподавателя, заместителя директора в Детско-юношеской спортивной школе N 2 г. Бийска, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, указана должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, тренер-преподаватель, в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту - Правила), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В силу пункта 12 названных Правил работа в должностях, указанных в пункта 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, фактически воспроизводит положение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067", предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. - без ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. занимавших должности преподавателей, в том числе тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (определение от 19 декабря 2019 г. N 3376-О, определение от 25 апреля 2019 г. N 1097-О).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно исходили из того, что работа в должности тренера-преподавателя, заместителя директора в учреждении дополнительного образования детей после 1 января 2001 г. могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", только в том случае, если на 1 января 2001 г. Плутахина О.Г. имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Вместе с тем, как установлено судами, по состоянию на 1 января 2001 г, с учетом даты принятия на должность тренера-преподавателя с 1 сентября 1990 г, продолжительность специального стажа Плутахиной О.Г. составила менее требуемых 16 лет 8 месяцев, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, работодатель не учитывал периоды работы с 1 января 2001 г. как льготные, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы Плутахиной О.Г. с 1 января 2001 г. по 30 октября 2018 г. в должности тренера - преподавателя, заместителя директора в Детско-юношеской спортивной школе N 2 г. Бийска.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 1 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Плутахиной Ольги Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.