Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л.
судей Попова А.А, Кожевниковой Л.П.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0016-01-2022-000486-06 по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кормиловского муниципального района Омской области, обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Черниговского сельского поселения
по кассационной жалобе администрации Кормиловского муниципального района Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Кормиловского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что на территории Кормиловского муниципального района полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами администрацией Кормиловского муниципального района администрации Черниговского сельского поселения не передавались. На территории Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района выявлены места образования несанкционированных свалок по адресу:
участок местности площадью 3, 04 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 1049 м от ориентира по направлению на юг (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес";
участок местности площадью 1, 39 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир- населенный пункт. Участок находится примерно в 420 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: д. "адрес"; участок местности площадью 1, 62 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 230 м от ориентира по направлению на юг (кадастровый N). Адрес ориентира: д. "адрес";
участок местности площадью 0, 25 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению па северо-восток. Адрес ориентира: "адрес".
При этом, отходы размещены непосредственно на почве, герметическое покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных вещество в почву под свалкой, отсутствует.
Действующие в настоящее время на территории вышеуказанного сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области свалки бытовых отходов фактически представляющие собой земельные участки с размещаемыми на них отходами, не подлежит включению в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Фактически указанная свалка с момента вступления Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" подлежала выводу из эксплуатации, рекультивации и (или) приведению в соответствие с предъявляемыми к объектам размещения отходов требованиями. В связи с чем, вышеуказанные свалки являются несанкционированными.
По факту допущения выявленного нарушения прокурором района 6 декабря 2021 г. в адрес главы Администрации Кормиловского муниципального района Омской области внесено представление, однако в настоящий момент действенные меры, направленные па устранение выявленных нарушений, не приняты. Полномочия, предоставленные п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ Администрацией Кормиловского муниципального района, не реализованы. Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области меры, направленные на участие в отборе, проводимом Министерством природных ресурсов и экологии Омской области с целью получения субсидий из областного бюджета в отношении рассматриваемой свалки, не принимались. Выявленные нарушения создают угрозу наступления негативных последствий в виде серьезного загрязнения земли, почв, на которых находятся указанные несанкционированные свалки отходов, также наличие названных свалок на территории соответствующего поселения может негативным образом сказаться на жизни и здоровье неопределенного круга лиц.
Просил признать незаконным бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Черниговского сельского поселения: участок местности площадью 3, 04 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 1049 м от ориентира по направлению на юг (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес"; участок местности площадью 1, 39 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 420 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: д. "адрес"; участок местности площадью 1, 62 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 230 м от ориентира по направлению на юг (кадастровый N). Адрес ориентира: д. "адрес"; участок местности площадью 0, 25 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир- населенный пункт. Участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-восток. Адрес ориентира: "адрес"; обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области в срок не позднее 31 декабря 2022 г. принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на данных земельных участках.
Определением суда от 21 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Магнит".
Определением суда от 5 мая 2022 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Кормиловского районного суда Омской области от 6 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 сентября 2022 г, признано незаконным бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области, в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных по указанным в иске адресам. На администрацию Кормиловского муниципального района Омской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 г. принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных по данным адресам.
Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Отмечают, что Правилами осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области к функциям регионального оператора отнесено принятие мер, направленных на их ликвидацию. По результатам проведения конкурсного отбора региональным оператором определено ООО "Магнит". В силу п.2.1.21 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области предусмотрена обязанность регионального оператора организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов. В приказе Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26 мая 2020 г. N39 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в приложении которой отображены места несанкционированного размещения отходов, то есть указано региональному оператору на места, где он обязан организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов. В данной связи полагает, что заявление регионального оператора о том, что он не выявил несанкционированных мест размещения отходов, не соответствует действительности.
Считают, что суды в данном случае игнорируют правовой механизм ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, поскольку законодательством не предусмотрена возможность принудительного возложения на собственника в судебном порядке обязанности ликвидировать места несанкционированного размещения отходов, поскольку данная обязанность в случае ее неисполнения собственником в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора, трансформируется в обязанность собственника возместить расходы регионального оператора на ликвидацию свалки. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области свою обязанность по определению регионального оператора выполнило, органы местного самоуправления в этом механизме не задействованы.
Судами не учтено, что администрация Кормиловского муниципального района не является собственником земельных участков, на которых размещены несанкционированные отходы и эти земли относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых ст. 3.3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N137-Ф3 определен закрытый перечень государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.
ООО "Магнит" и прокурором Омской области на кассационную жалобу представлены возражения.
В судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В. возражала против доводов кассационной жалобы, полагая об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
В п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ).
Из содержания п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной прокуратурой Кормиловского муниципального района Омской области, на территории Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района выявлены места образования несанкционированных свалок по адресу:
участок местности площадью 3, 04 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 1049 м от ориентира по направлению на юг (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес";
участок местности площадью 1, 39 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 420 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: д. "адрес";
участок местности площадью 1, 62 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 230 м от ориентира по направлению на юг (кадастровый N). Адрес ориентира: д. "адрес";
участок местности площадью 0.25 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-восток. Адрес ориентира: "адрес".
Отходы размещены непосредственно на почве, герметическое покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных вещество в почву под свалкой, отсутствует.
6 декабря 2021 г. в адрес главы Кормиловского муниципального района "адрес" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления, неисполнение которого послужило основанием для обращения прокурора "адрес" в суд.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции посчитал доказанным факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а администрацию Кормиловского муниципального района "адрес" - лицом, ответственным за надлежащее содержание земельных участков, и, следовательно, обязанным ликвидировать несанкционированные места отходов (свалки).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Руководствуясь при рассмотрении дела положениями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суды правомерно пришли к выводу, что организация сбора, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов относится к полномочиям муниципального района, соответственно, ответственным органом по устранению несанкционированного места накопления твердых коммунальных отходов и строительного мусора на земельных участках, расположенных в границах Кормиловского района Омской области, собственность на которые не разграничена, является администрация Кормиловского муниципального района Омской области. При этом, судами учтено, что со стороны администрации Кормиловского муниципального района не были предприняты все необходимые меры для установления лица, являющегося ответственным за организацию несанкционированной свалки, а также ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.
Суды верно исходили из того, что бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области, выразившееся в нарушении требований природоохранного законодательства в части непринятия мер по ликвидации свалки, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.
Данные выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассатора о том, что надлежащим ответчиком по делу не является администрация Кормиловского муниципального района Омской области, поскольку ответственность должна возлагаться на собственника свалки, либо на лицо, на которое возложена данная обязанность несостоятельны и опровергаются вышеуказанными нормативными актами, из анализа которых следует, что решение вопроса о ликвидации несанкционированной свалки применительно к обстоятельствам данного дела входит в компетенцию именно администрации Кормиловского муниципального района Омской области.
Доводы кассатора о том, что выявленную несанкционированную свалку отходов должен ликвидировать региональный оператор в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156, являются несостоятельными, поскольку наличие закрепленного постановлением порядка действий регионального оператора при обнаружении им места складирования твердых коммунальных отходов, не освобождает ответчика от обязанности исполнять возложенные на него государством полномочия по организации охраны и защите от загрязнения подведомственной ему территории при том положении, что во всяком случае он обязан возместить региональному оператору расходы.
Более того, как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, ООО "Магнит" в отношении рассматриваемых мест размещения ТКО, не совершало действий, предусмотренных пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, а администрация Кормиловского муниципального района Омской области не получала уведомлений от регионального оператора, проекта договора на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Доводы кассатора основаны на неверном толковании норм материального права и по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда апелляционной инстанции или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен. Нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов не установлено.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кормиловского районного суда Омской области от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кормиловского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.