Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2005 г. N А44-1270/2005-15
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Боглачевой Е.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Дирол Кэдбери" Гейдорфа Ю.Л. (доверенность от 19.09.2005), Богомоловой Т.В. (доверенность от 19.04.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области начальника юридического отдела Николаева В.А. (доверенность от 26.07.2005 N 04-01/14995), заместителя начальника отдела налогообложения юридических лиц Селезнева Г.З. (доверенность от 21.01.2005 N 748),
рассмотрев 25.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение от 24.05.2005 (судья Пестунов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2005 (судьи Духнов В.П., Бочарова Н.В., Деменцева И.Н.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1270/2005-15,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирол Кэдбери" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области; далее - Инспекция) от 28.12.2004 N 17-12/1310 в части отказа в возврате заявителю 15 081 893 руб. налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 24.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2005, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ставки налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, установлены Новгородской областной Думой в соответствии с действующими в спорный период положениями Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее -Закон N 1759-1). При этом налоговый орган указывает, что ставки указанного налога изменены названным Законом в сторону уменьшения, а, следовательно, не ухудшают положение налогоплательщиков.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представители Общества их отклонили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом измененных деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2001 года, 2001 год, I квартал 2002 года, I полугодие 2002 года, 9 месяцев 2002 года и 2002 год. По результатам проверки составлен акт от 29.11.2004 N 17-12/1310 и принято решение от 28.12.2004 за тем же номером об отказе заявителю в возврате 18 509 987 руб. налога на пользователей автомобильных дорог.
В ходе проверки установлено необоснованное применение заявителем льготной ставки налога на пользователей автомобильных дорог 0,4 процента, которое привело к неуплате 18 509 987 руб. налога за 2001 и 2002 годы. В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что постановлением Новгородской областной Думы от 17.06.1997 N 589-ОД "О ставке налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд" (далее - Постановление N 589-ОД) установлена ставка налога в размере 0,75 процентов от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
Общество не согласилось с решением Инспекции от 28.12.2004 N 17-12/1310 в части отказа в возврате налога на пользователей автомобильных дорог и обжаловало его в арбитражный суд. При этом заявитель сослался на то, что он вправе пользоваться предоставленной ему льготой до момента истечения срока, на который она была предоставлена, и уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по ставке 0,4 процента.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что изменения федерального законодательства, повлекшие изменения в законодательстве Новгородской области относительно установления размеров ставок налога на пользователей автомобильных дорог, не должны применяться к длящимся правоотношениям по использованию льготы, поскольку они значительно ухудшают положение налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действующего в проверяемый период, предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 1759-1 порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.
Статьей 5 названного Закона были определены плательщики налога на пользователей автомобильных дорог, а также порядок его уплаты, в соответствии с которым данный налог перечислялся каждым плательщиком отдельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов.
Пунктом 2 статьи 5 Закона N 1759-1, в редакции Закона Российской Федерации от 25.12.1992 N 4226-1, ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливалась в размере 0,4 процента от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, а ставка налога заготовительных, торгующих (в том числе организаций оптовой торговли) и снабженческо - сбытовых организаций - в размере 0,03 процента от оборота.
Решением малого совета Новгородского областного Совета народных депутатов от 02.02.1993 N 40 "Об утверждении ставок налогов в территориальный дорожный фонд Новгородской области" с 01.01.1993 установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
Распоряжением Администрации Новгородской области от 15.05.1995 N 345-рг для закрытого акционерного общества "Кэдбери-Чудово" (далее -ЗАО "Кэдбери-Чудово") в соответствии с постановлением областной Думы от 22.02.1995 N 140-ОД до 31.12.2001 установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере 0,4 процента от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Постановлением Новгородской областной Думы от 17.06.1997 N 589-ОД "О ставке налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд" (далее - Постановление N 589-ОД) ставка указанного налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, установлена в размере 0,75 процентов от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и 0,4 процентов организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные Администрацией Новгородской области, до полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости проекта.
Как видно из материалов дела, закрытому акционерному обществу "Дирол" распоряжением Администрации Новгородской области от 25.02.1998 N 133-рг предоставлено право пользования налоговыми льготами, установленными, в том числе, Постановлением N 589-ОД, на период с 01.01.1998 до полной окупаемости вложенных средств, но не позднее расчетного срока окупаемости - 01.07.2004.
Таким образом, ЗАО "Дирол" и ЗАО "Кэдбери-Чудово", правопреемником которых является Общество, предоставлена льгота по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемому в территориальный дорожный фонд, в виде пониженной ставки налога (0,4 процента). Следовательно, с 01.06.1995 и с 01.01.1998 соответственно ЗАО "Дирол" и ЗАО "Кэдбери-Чудово" должны были уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по ставке 0,4 процента от выручки.
Статьей 5 Закона N 1759-1, в редакции Федерального закона от 26.05.1997 N 82-ФЗ, установлена ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог в размере: 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
Пунктом 2 статьи 5 Закона N 1759-1 установлено право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации с учетом местных условий повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
Тем самым законодатель, отнеся налог на пользователей автомобильных дорог к федеральным налогам и установив обязательное отчисление на федеральные нужды в размере 1,25 процента от полученной налогоплательщиком выручки, предоставил субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно решать вопрос, требовать ли от налогоплательщиков зачисления сумм налога в территориальные дорожные фонды по ставке 1,25 процента от выручки либо же увеличить или уменьшить ее.
Статьей 78 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", вступившего в силу 30.03.1998, предусматривалось, что в 1998 году впредь до внесения изменений в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог зачисляются в Федеральный дорожный фонд по ставке 0,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а в территориальные дорожные фонды - по ставке 2 процента.
Соответствующая норма в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" внесена Федеральным законом от 27.06.1998 N 93-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Постановлением Областной Думы от 26.01.2000 N 401-ОД внесено изменение в постановление N 589-ОД и установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в размере 0,75 процентов от выручки. Аналогичное повышение налоговой ставки предусматривалось и Распоряжением Администрации Новгородской области от 03.07.2000 N 484-рг.
Судом установлено, что правопредшественники Общества - ЗАО "Кэдбери-Чудово" и ЗАО "Дирол" соответственно с июля и апреля 2000 года уплачивали налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,75 процентов.
Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", вступившим в силу с 01.01.2001, в статью 5 Закона N 1759-1 внесены изменения, в соответствии с которыми установлена единая ставка налога в размере 1 процент от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), или от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, а суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом с 01.01.2001 законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации утратили право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды. Таким образом, ставка налога на пользователей автодорог уменьшена с 2,5 процента до 1 процента, причем сумма налога зачисляется только в территориальный дорожный фонд.
В соответствии с приведенными нормами налогового законодательства налогоплательщик производил уплату налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, по ставке 1 процент от выручки.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшей до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, понижение налоговых ставок являлось одним из видов налоговых льгот.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что использование Обществом льготы, предоставленной ему ранее действующим законодательством на срок до полной окупаемости вложенных им средств, но не более расчетного срока окупаемости, предусмотренного проектной документацией, относится к длящимся налоговым правоотношениям.
При этом, как установлено судом и не опровергается налоговым органом, спорная льгота по налогу на пользователей автомобильных дорог установлена налогоплательщику в соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством.
ЗАО "Кэдбери-Чудово" и ЗАО "Дирол" получили право на льготу до момента принятия федеральных законов, изменяющих ставки налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный фонд, и право пользования этой льготой истекало у них соответственно 31.12.2001 и 01.07.2004.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Следовательно, к длящимся налоговым правоотношениям не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Таким образом, преимущество Общества, применяемое им по сравнению с другими налогоплательщиками, должно быть сохранено до окончания срока действия предоставленной льготы, в связи с чем у Инспекции отсутствовали законные основания для принятия решения от 28.12.2004 N 17-12/1310 об отказе заявителю в возврате суммы налога на пользователей автомобильных дорог за период использования им льготы.
Правовая позиция о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, являющихся участниками длящихся налоговых правоотношений, отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-0.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными, в связи с чем не находит оснований для их отмены или изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1270/2005-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Е.В. Боглачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. N А44-1270/2005-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника