Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-583/2022; УИД: 70RS0003-01-2021-010405-35 по иску Филатовой Елены Юрьевны к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" о признании приказа об отстранении от работы незаконным и его отмене, взыскании компенсации за вынужденный прогул, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Филатовой Елены Юрьевны на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 16 мая 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Филатовой Е.Ю, ее представителя Чичкан О.А, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филатова Е.Ю. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (далее по тексту также АО "ФПК"), в котором с учетом изменения требований просила признать приказ N от 6 декабря 2021 г. об отстранении ее от работы незаконным, отменить его; взыскать компенсацию морального вреда, причиненного отстранением от работы без сохранения заработной платы 200000 руб.; взыскать компенсацию за период вынужденного прогула с 6 декабря 2021г. по 5 мая 2022г. в размере 203046 руб. с перерасчетом на день вынесения решения.
Требования мотивированы тем, что приказом от 5 мая 2015 г. N принята на работу в АО "ФПК" в резерв проводников пассажирских вагонов 2 группы. Приказом от 6 декабря 2021 г. N была отстранена от работы с 28 декабря 2021г. на основании абз.8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ТК РФ) в связи с отказом от вакцинации от COVID-19 от 18 августа 2021 г.
Полагает приказ об отстранении ее от работы от 6 декабря 2021 г. N незаконным, поскольку у работодателя отсутствовали полномочия обязывать истца пройти профилактические прививки, так как ее работа не отнесена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999г. N к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 16 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 августа 2022 г, Филатовой Е.Ю. в удовлетворении исковых требований к АО "ФПК" о признании приказа об отстранении от работы незаконным и его отмене, о взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе истец Филатова Е.Ю. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ею исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем АО "ФПК" принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения истца Филатовой Е.Ю, ее представителя Чичкан О.А, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Филатова Е.Ю. на основании трудового договора N от 5 мая 2015 г, в ред. дополнительного соглашения от 25 августа 2015 г. N, состоит в трудовых отношениях с АО "ФПК" в должности проводника пассажирского вагона 3 разряда, в трудовом договоре указано, что работа связана с работой в пассажирских вагонах, характер работы разъездной.
Во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N "О проведении кампании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников железнодорожного транспорта", пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", подп.6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.18СП 3.1 3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" АО "ФПК" издан приказ N от 29 июля 2021 г, в котором указано, что всем работникам Вагонного участка Томск необходимо пройти полный курс вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставить в отдел по управлению персоналом и социальному развитию сертификат о прохождении вакцинации, при наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в кратчайший срок предоставить подтверждение документы (оригинал медицинской справки).
В пункте 3 приказа указано, что ответственным руководителям в срок до 16 августа 2020 г. необходимо вручить всем непрошедшим вакцинацию работникам уведомления о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае категорического отказа от вакцинации обеспечить заполнение работником бланка отказа от вакцинации. В случае отказа от вакцинации без уважительной причины (при отсутствии сведений о медицинских противопоказаниях к вакцинации) либо в случае отсутствия документального подтверждения прохождения вакцинации 1 ноября 2021 г. отстранять от работы (не допускать к работе) без сохранения заработной платы на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" абз.8 части 1 статьи 76 ТК РФ. В числе лиц, на которых распространяется приказ, указана проводник пассажирского вагона Филатова Е.Ю.
Уведомлением от 29 июля 2021 г. N Филатова Е.Ю. проинформирована о необходимости прохождения полного курса вакцинации в срок до 1 ноября 2021 г. и предоставления в отдел по управлению персоналом и социальному развитию сертификата о прохождении вакцинации. Разъяснено, что при наличии противопоказаний необходимо представить оригинал медицинской справки, также указано, что в случае отказа от вакцинации без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) либо в случае отсутствия документального подтверждения прохождения вакцинации Филатова Е.Ю. будет отстранена от работы без сохранения заработной платы. Филатова Е.Ю. ознакомлена с уведомлением 18 августа 2021 г, в этот же день получила экземпляр на руки. В уведомлении имеется отметка об ознакомлении истца с постановлением главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 5 "О проведении компании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников железнодорожного транспорта".
18 августа 2021 г. Филатова Е.Ю. отказалась от вакцинации в письменном виде, причиной отказа указала, что распоряжение главного государственного врача противоречит закону Российской Федерации, поскольку принудительной вакцинации нет.
Как следует из приказа начальника вагонного участка Западно-Сибирского филиала вагонного участка Томск N от 22 октября 2021 г, работникам вагонного участка Томск, в числе которых указана Филатова Е.Ю, предписано пройти профилактическую вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в срок до 30 ноября 2021 г. первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 31 декабря 2021 г. вторым компонентом вакцины. При наличии медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в течение 2-х рабочих дней после ознакомления с данным приказом предоставить подтверждающие документы. В пункте 2 приказа предусмотрено, что в случае отказа от вакцинации без уважительной причины (при отсутствии сведений о медицинских противопоказаниях к вакцинации) либо в случае отсутствия документального подтверждения прохождения вакцинации 31 декабря 2021 г. отстранять от работы (не допускать к работе) без сохранения заработной платы на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" абз.8 части 1 статьи 76 ТК РФ.
В приложении к приказу от 22 октября 2021 г. N под номером 246 указана Филатова Е.Ю, сведений о вакцинации не указано.
Из листа ознакомления следует, что с постановлением Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15 октября 2021 г. N 5 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области" приказом Вагонного участка Томск от 22 октября 2021 г. N "О проведении вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Филатова Е.Ю. ознакомлена с указанными документами 26 ноября 2021 г..
Уведомлением от 22 октября 2021г. Филатова Е.Ю. проинформирована о необходимости в срок до 30 ноября 2021 г. поставить первый компонент профилактической прививки, в срок до 31 декабря 2021 г. поставить профилактическую прививку вторым компонентом вакцины и предоставить в отдел по социальному развитию сертификат о прохождении вакцинации. Также в уведомлении разъяснено о необходимости в течение двух рабочих дней после получения уведомления предоставить медицинскую справку либо письменный отказ от вакцинации на имя начальника вагонного участка, и разъяснено, что в случае в случае отказа от вакцинации без уважительной причины, (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) либо в отсутствие документального подтверждения прохождения вакцинации Филатова Е.Ю. будет отстранена от работы без сохранения заработной платы на период неблагополучной эпидемиологической обстановки.
Получив уведомление от 22 октября 2021 г, Филатова Е.Ю. подготовила письменные возражения, которые были вручены работодателю ДД.ММ.ГГГГ
6 декабря 2021г. сотрудниками ответчика М, М, Б. составлен акт, из которого следует, что проводник пассажирского вагона Филатова Е.Ю. не представила в вагонный участок Томск документы, подтверждающие прохождение вакцинации от COVID-19, наличие противопоказаний либо перенесение заболевания в последние 6 месяцев. Также указано, что, со слов Филатовой Е.Ю, последние 6 месяцев она не болела. В этот же день 6 декабря 2021 г. Филатова Е.Ю. ознакомлена с актом, что следует из собственноручной подписи на документе, указала, что представлять какую-либо медицинскую информацию о себе не обязана, медицинские документы хранятся в медицинском учреждении, что составляет врачебную тайну.
Приказом N от 6 декабря 2021 г. с 28 декабря 2021 г. до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо предоставления документов, подтверждающих проведение вакцинации от COVID-19, или наличии противопоказаний к вакцинации от COVID-19 Филатова Е.Ю. отстранена от работы без сохранения заработной платы на основании абз.8 части 1 статьи 76 ТК РФ, отказа от вакцинации от COVID-19 от 18 августа 2021 г. Филатова Е.Ю. ознакомлена с приказом 6 декабря 2021 г, при ознакомлении указала, что с ним не согласна.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проверив соблюдение процедуры и обоснованность отстранения истца от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствия медицинских противопоказаний, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения иска и признания действий работодателя по отстранению Филатовой Е.Ю. от работы незаконными не имеется.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в (календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 1307н, документ утратил силу 30 декабря 2021 г. в связи с изданием Приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н).
В пункте24 приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, предусмотрена и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, при этом работники организаций транспорта отнесены к приоритету второго уровня.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подп.6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 октября 2020 г. принято постановление N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Нормативный правовой акт 26 октября 2020 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный N, и 27 октября 2020 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" ("адрес").
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15 октября 2021 г. N 5 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области", действующего в спорный период, предусмотрена обязанность обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), в том числе работникам организаций транспорта и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с "Разъяснениями по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных" Министерства груда и социальной защиты Российской Федерации и Роспотребнадзора РФ (по состоянию на 26 июля 2021г.) работодателю необходимо издать приказ об организации проведения профилактических прививок, в котором, в числе прочего, указать информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998г. N 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации.
Основанием для вынесения постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области N 5 от 15 октября 2021г. "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан" явились неблагополучная эпидемиологическая ситуация по данной инфекции на территории Томской области, наличие роста количества заболеваемости в возрастных группах трудоспособного населения и продолжающейся угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Данное постановление издано Главным санитарным врачом по Томской области в соответствии с его полномочиями, определенными в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", поскольку распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 г. N "О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области" на территории Томской области с 18 марта 2020г. введен режим функционирования "повышенная готовность" для органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Томской области. Такой режим на момент вынесения постановления от 15 октября 2021г. не отменен.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что работа истца связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательной вакцинации, что Филатова Е.Ю. была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вариантов прохождения вакцинации или ее замены, последствий в случае отказа от вакцинации, в установленном порядке обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID -19) не прошла и отказалась от ее прохождения, документы о наличии у нее противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции не предоставила, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения истца от работы, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца Филатовой Е.Ю, в которой она ссылается на то, что выполняемая ею работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям (в виде мотивированного Постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принято Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г N 52-ФЗ и Федеральным законом от 17 сентября 1998г. N 157-ФЗ и распространяет свое действие на истца, в соответствии со сферой деятельности работодателя и с учетом трудовой функции работников.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекции.
Фактически доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Филатовой Елены Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.