Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Семеновой И.А, Стаховой Т.М, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Поповой Ю.О, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-115/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" на решение Челябинского областного суда от 18 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/126 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Вектор" на территории Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - ФИО6, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ, Министерство) 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/126 (далее - Постановление N 79/126), в соответствии с которым установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" (далее - ООО "данные изъяты") на территории Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования (вместе с "Тарифами на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "данные изъяты" на территории Троицкого городского округа", "Долгосрочными параметрами регулирования, устанавливаемыми на период регулирования 2022 - 2024 годов для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "данные изъяты" на территории Троицкого городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов") (Т.1 л.д.69-71).
ООО "данные изъяты" обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования, в котором просило признать не действующим Постановление N 79/126 (Т.2 л.д.193-195).
В обоснование заявленных требований ООО "данные изъяты" указывает, что Постановление N 79/126 противоречит нормам Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказа Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", что привело к установлению экономически необоснованного, существенно завышенного тарифа, что нарушает права Общества, являющегося единой теплоснабжающей организацией на территории центральной части города Троицка.
Административный истец полагает, что при определении суммарного объема отпуска тепловой энергии из сети ООО "данные изъяты" административный ответчик допустил существенное нарушение, определив его в размере 33991, 7 Гкал/год, на основании ответа администрации города Троицка от 11 ноября 2021 года N 6945, что не соответствует фактическому объему полезного отпуска в размере 45937, 16 Гкал/год, определенному ООО "данные изъяты".
Поскольку суммарный объем отпуска тепловой энергии из сетей ООО "данные изъяты" определен Министерством с нарушением действующего законодательства, одноставочные тарифы, рассчитанные на его основе, и установленные оспариваемым Постановлением N 79/126 являются существенно завышенными, влекут возникновение убытков административного истца и не могут быть признаны экономически обоснованными. ООО "данные изъяты" до настоящего момента уклоняется от заключения с ООО " "данные изъяты" договора на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя. Требования ООО "данные изъяты" о понуждении ООО "данные изъяты" к заключению договора на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя рассматриваются в судебном порядке в Арбитражном суде Челябинской области.
В отсутствие согласованного между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" порядка определения объема оказанной услуги по передаче тепловой энергии, а также в связи с отсутствием в точках приема и точках передачи на границах смежных тепловых сетей узлов учета тепловой энергии, оплате ООО "данные изъяты" подлежит объем фактически оказанных ООО "данные изъяты" услуг ООО "данные изъяты" (т.е. объем услуги, определенный исходя из фактического объема полезного отпуска, отпущенного потребителям из тепловых сетей, принадлежащих ООО "данные изъяты").
Решением Челябинского областного суда от 18 июля 2022 года в удовлетворении административного иска ООО "данные изъяты" отказано (Т.9 л.д.69-73).
В апелляционной жалобе ООО "данные изъяты" просит решение Челябинского областного суда от 18 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ООО "данные изъяты" удовлетворить в полном объеме, указывая, что при отсутствии заключенного между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, МТРиЭ надлежало определять суммарный объем отпуска тепловой энергии на основании данных о фактическом объеме полезного отпуска за последние три года, сведениями о котором обладает только ООО "данные изъяты", являющееся единой теплоснабжающей организацией на территории Центральной части города Троицка. Административным ответчиком суммарный объем отпуска тепловой энергии из сетей ООО "данные изъяты" определен с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, установленный оспариваемым нормативным правовым актом размер одноставочного тарифа, является завышенным и нарушает права ООО "данные изъяты" (Т.9 л.д.83-85).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представители заинтересованных лиц: администрации города Троицка, ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляли, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия положениям Закона о теплоснабжении, Основам ценообразования, Методическим указаниям, исследовав материалы дела, включая экспертное заключение тарифного органа, суд пришел к выводу о том, что Постановление N 79/126 права и законные интересы административного истца не нарушает, поскольку оспариваемый тариф установлен МТРиЭ в экономически обоснованном размере, расчет выполнен с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с постановлением администрации города Троицка N 1504 от 12 сентября 2018 года единой теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка является ООО "данные изъяты".
ООО "данные изъяты" создано 3 августа 2021 года на основании решения единственного участника Общества, о чем внесена запись в ЕГРН 9 августа 2021 года.
До августа 2021 года тепловые сети в городе Троицке общей протяженностью 17472, 32 метров находились на балансе ЗАО "данные изъяты" (далее - ЗАО "данные изъяты"), которое оказывало услуги по транспортировке тепловой энергии в центральной части города Троицка.
По договору аренды N 3А от 18 августа 2021 года, заключенному между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" Обществу переданы в аренду инженерные сети - теплотрасса протяженностью 1260, 33 метров и теплотрасса протяженностью 1115, 73 метров (Т.2 л.д.81-84).
По договору аренды N 6А от 18 августа 2021 года, заключенному между ООО "данные изъяты" и ЗАО "данные изъяты" Обществу переданы в аренду инженерные сети - теплотрасса протяженностью 2516, 7 метров и теплотрасса протяженностью 301, 34 метров.
На основании договоров аренды от 17 августа 2021 года N 2а, заключенного с ООО "данные изъяты" и от 17 августа 2021 года N 5а, заключенного с ЗАО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" приобрело тепловые сети в городе Троицке протяженностью 5072, 19 метров. Остальную часть тепловых сетей в городе Троицке также по договорам аренды приобрело ООО "данные изъяты" - 7205, 89 метров.
Администрация города Троицка Челябинской области письмом от 7 сентября 2021 года N 5477 сообщила о прекращении деятельности ЗАО "данные изъяты" и об осуществлении регулируемой деятельности на услуги по передачи тепловой энергии в центральной части города Троицка с 1 октября 2021 года организациями ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты", которые заключили договоры аренды на обслуживание тепловых сетей для оказания услуг по транспортировке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей.
МТРиЭ 25 ноября 2021 года принято постановление N 69/2, в соответствии с которым установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "данные изъяты" на территории Троицкого городского округа, согласно приложению 1 (далее - Постановление N 69/2). В соответствии с Постановлением N 69/2 тариф установлен на период с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Решением Челябинского областного суда по административному делу N 3а-86/2022 от 27 мая 2022 года отказано в удовлетворении административных исков ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" о признании недействующим Постановления N 69/2. Решение вступило в законную силу 26 октября 2022 года (апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-885/2022).
Также Министерством приняты постановления N 69/1 об установлении тарифа на услуги ООО "данные изъяты" и N 69/3 об установлении тарифа на услуги ООО "данные изъяты"
Все три постановления Министерства от 25 ноября 2021 года N 69/1, N69/2, N69/3 оспорены в судебном порядке.
Судебной коллегией по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в удовлетворении административных исков ООО "данные изъяты" о признании недействующим Постановления N 69/1 и ООО "данные изъяты" о признании недействующим Постановления N 69/3 отказано в полном объеме (апелляционное определение N 66а-842/2022 от 19 октября 2022 года, апелляционное определение N 66а-802/2022 от 19 октября 2022 года).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.
В силу пункта 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
ООО "данные изъяты" 29 октября 2021 года обратилось в Министерство с заявлением об открытии дела об установлении тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии на 2022-2024 годы (Т.1 л.д.72).
Специалистами МТРиЭ проведена экспертиза представленных ООО "данные изъяты" документов, по результатам которой 17 декабря 2021 года подготовлено экспертное заключение по делу N 06/15-3-передача т/э_2022 (2022-2024) (Т.2 л.д.160-169).
Тариф для ООО "данные изъяты" установлен методом индексации установленного тарифа, в соответствии с заявлением регулируемой организации и положениями пунктов 17, 19, 54 и 55 Основ ценообразования.
Постановлением администрации города Троицка от 27 апреля 2021 года N 675 утверждена Актуализация схемы теплоснабжения Троицкого городского округа Челябинской области на период до 2029 года по состоянию на 2022 год.
Как следует из материалов тарифного дела, при обращении в орган регулирования ООО "данные изъяты" определило объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловых сетей на расчетный период регулирования в размере 33, 99175 тыс.Гкал (Т.2 л.д.42-44).
Согласно ответа ООО "данные изъяты" от 27 октября 2021 года на запрос Министерства от 20 октября 2021 года отсутствуют заключенные договоры с ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" (Т.8 л.д.183-185).
Договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии между ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты" не заключен, спор рассматривается Арбитражным судом Челябинской области, что не оспаривалось сторонами по делу.
МТРиЭ запрашивалась информация о плановом полезном отпуске у администрации города Троицка.
Из ответа администрации города Троицка от 11 ноября 2021 года N 6945 на запрос Министерства от 8 ноября 2021 года N 06/5968 следует, что не представляется возможным отразить новые теплосетевые организации в Актуализации схемы теплоснабжения на период до 2029 года по состоянию на 2022 год, утвержденной Постановлением от 27 апреля 2021 года N 675. Договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка ООО "данные изъяты" и ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты" находятся на стадии согласования. Ориентировочные расчеты полезного отпуска тепловой энергии в соответствии со схемой теплоснабжения Троицкого городского округа Челябинской области на период до 2029 года по состоянию на 2022 год составляют: ООО "данные изъяты" - 100626, 2 Гкал/год; ООО "данные изъяты" - 51076, 3 Гкал/год; ООО "данные изъяты" - 33991, 7 Гкал/год, суммарный отпуск 185694, 2 Гкал/год (Т.1 л.д.45-46).
Поскольку объем полезного отпуска в размере 185694, 00 Гкал/год, соответствующий объему полезного отпуска котельной, эксплуатируемой ООО "данные изъяты", что не оспаривалось им в ходе рассмотрения дела, распределен между ООО "данные изъяты" (51076, 3 Гкал/год), ООО "данные изъяты" (100626, 2 Гкал/год), ООО "данные изъяты" (33991, 7 Гкал/год), судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что МТРиЭ правильно определен объем полезного отпуска тепловой энергии для ООО "данные изъяты" в размере 33991 Гкал/год (185694-(100626, 2+51076, 3)).
Как верно указано судом первой инстанции увеличение объема полезного отпуска ООО "данные изъяты", без уменьшения объема для других юридических лиц, приведет к увеличению общего объема тепловой нагрузки, не соответствию фактическому полезному отпуску котельной, эксплуатируемой ООО "данные изъяты".
Порядок определения объема полезного отпуска тепловой энергии из тепловых сетей в размере 33991 Гкал/год для ООО "данные изъяты" соответствует положениям пункта 22 Основ ценообразования, пункту 21 Методических указаний, поскольку установлен МТРиЭ на основании ответа администрации города Троицка, являющейся уполномоченным органом по разработке и утверждению схем теплоснабжения, в соответствии со статьей 6 Закона о теплоснабжении, пунктов 3, 36 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154, в отсутствии сведений о фактическом объеме полезного отпуска за три предыдущих расчетных периода регулирования, отсутствии договоров теплоснабжения, а также актуализированной схемы теплоснабжения, в связи с чем административный иск ООО "данные изъяты" обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Представленные "данные изъяты" договоры на теплоснабжение, журналы учета тепловой энергии, отчетные ведомости потребителей, ведомости учета отпуска тепловой энергии, также не подтверждают объем полезного отпуска, поскольку Общество не является стороной по указанным договорам, указанные документы подтверждают лишь соответствующий объем полезного отпуска ООО "данные изъяты"
Доводы апелляционной жалобы ООО "данные изъяты" являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 18 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.12.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.