Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-39/2022 по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Мурманской области на решение Мурманского областного суда от 5 сентября 2022 года, которым административное исковое заявления Обухова В.Н. о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2018 года N 380, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26 декабря 2019 года N 423, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2020 года N 426, удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Обухова В.Н. Кокшарова Д.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством имущественных отношений Мурманской области 25 декабря 2018 года издан приказ N 380, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "property.gov-murman.ru 25 декабря 2018 года.
Министерством имущественных отношений Мурманской области 26 декабря 2019 года издан приказ N 423, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). В эту же дату приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "property.gov-murman.ru"
Министерством имущественных отношений Мурманской области 25 декабря 2020 года издан приказ N 426, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказ на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "gov-murman.ru" 25 декабря 2020 года.
В пункт 446 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: г "данные изъяты"
В названном здании находятся помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" доля в праве собственности на которые которых принадлежит административному истцу.
В пункт 2332 Перечня на 2020 год, в пункт 2268 Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено помещение с кадастровым номером "данные изъяты"; в пункт 2334 Перечня на 2020 год, в пункт 2270 Перечня на 2021 год - помещение с кадастровым номером "данные изъяты", в пункт 2336 Перечня на 2020 год, в пункт 2272 Перечня на 2021 год - помещение с кадастровым номером "данные изъяты".
Обухов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими пункт 446 Перечня на 2019 год, пункты 2332, 2334, 2336 Перечня на 2020 год, пункты 2268, 2270, 2272 Перечня на 2021 год, ссылаясь на то, что указанные в них помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец ссылался на то, что включение здания и помещений в нем в Перечни неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Мурманского областного суда от 5 сентября 2022 года административный иск удовлетворен, признаны не действующими со дня принятия пункт 446 Перечня на 2019 год, пункты 2332, 2334, 2336 Перечня на 2020 год, пункты 2268, 2270, 2272 Перечня на 2021 год.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Мурманской области просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Мурманской области от 18 ноября 2016 года N 2057-01-ЗМО "Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Мурманской области установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Осуществление указанных полномочий в Мурманской области на момент принятия оспариваемых приказов было возложено на Министерство имущественных отношений Мурманской области в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 2 июня 2016 года N266-ПП "О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Положением о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утверждённым постановлением Правительства Мурманской области от 1 декабря 2007 года N579-ПП.
Проанализировав вышеназванные положения суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15 и 3399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года N 3-37 "Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска" на территории муниципального образования город Мурманск введен в действие налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года.
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся торговым центром (комплексом), определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28 июня 2022 года здание с кадастровым номером "данные изъяты" расположенное по адресу: "данные изъяты", имеет наименование: здание швейной фабрики, назначение: нежилое.
Как следует из свидетельств о государственной регистрации права от 17 июня 2022 года, помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенные в вышеназванном здании, имеют наименование: часть здания швейной фабрики, назначение: нежилое.
Судом установлено, что спорное нежилое здание включено в Перечень на 2019 год, вышеназванные помещения включены в Перечень на 2020 и 2021 годы в связи с установлением в ходе обследования спорного здания в 2018 году факта использования более двадцати процентов его площади под размещение офисов и объектов общественного питания.
Так, Министерством имущественных отношений Мурманской области проведены мероприятия по обследованию здания и помещений в нем с целью определения вида их фактического использования, о чем 21 февраля 2018 года составлен акт, согласно которому на 1 этаже здания находятся помещения магазина " "данные изъяты"", " "данные изъяты"" и магазина продовольственных и непродовольственных товаров; на 2 этаже расположены торговые площади магазина " "данные изъяты"" и " "данные изъяты""; на 3 этаже - торговые площади магазина " "данные изъяты"". Фактическое использование определено как "торговые площади".
Суд оценил акт обследования и пришёл к выводу о том, что в нем не содержатся необходимые сведения, достоверно подтверждающие то, что более 20 процентов площади здания фактически используется для размещения торговых объектов. Суд первой инстанции верно отметил, что в акте не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях, содержание акта не позволяет определить используются ли фактически помещения, какой площадью и в каких целях.
Таким образом, акт обследования обоснованно признан судом ненадлежащим доказательством.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно техническому паспорту, составленному Мурманским государственным унитарным предприятием технической инвентаризации по состоянию на 29 августа 2003 года, имеют назначение "торговая площадь" помещения площадью 1433, 2 кв.м (4, 4 кв.м (цоколь) + 93, 9 кв.м (1 этаж) + 659, 7 (2 этаж) + 675, 2 кв.м (3 этаж)), что составляет 34, 87 процентов от общей площади здания (4110, 3 кв.м).
Таким образом, назначение помещений, общей площадью более 20 процентов от общей площади здания, в соответствии с документами технического учета предусматривает размещение объектов торговли, а следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации имелись основания для включения здания в Перечень на 2019 год.
Также из материалов дела следует, что спорное здание включено в пункт 307 Перечня на 2020 год и в пункт 302 Перечня на 2021 год.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что применительно к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания включения помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества незаконным, поскольку включение данных помещений в перечни обусловлено расположением этих помещений в здании с кадастровым номером "данные изъяты", также включенным в эти же перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения административного иска.
Решение Мурманского областного суда от 5 сентября 2022 года подлежит отмене, как постановление при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильном применении норм материального права, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мурманского областного суда от 5 сентября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Обухова В.Н. отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.