Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Головкиной Л.А, Семеновой И.А.
с участием прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Белоус Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-57/2022 по апелляционным жалобам агентства по тарифам и ценам Архангельской области и общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" на решение Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года, принятое по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лавис Инвест" о признании нормативного правого акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителей: административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области - Рябовой Н.В.; заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" - Неуступова К.М, Барболина М.С, Беляевой А.Б.; административного истца общества с ограниченной ответственностью "Лавис Инвест" - Большакова Д.В.; заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее-Агентство, административный ответчик) согласно положению, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 214-пп, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования тарифов (цен) и осуществляет полномочия по утверждению предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (пункты 1, 9 подпункт 50 Положения).
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года N 81-п/56 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (далее-ООО "ЭкоИнтегратор") на территории Архангельской области на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2024 года (далее-постановление от 20 декабря 2021 года N 81-п/56, Агентство).
Постановлениями Агентства от 24 декабря 2021 года N 85-п/8, от 03 февраля 2022 года N 8-п/13, от 28 марта 2022 года N 22-п/3 в постановление от 20 декабря 2021 года N 81-п/56 внесены изменения, которыми увеличены единые тарифы, установленные для категории потребителей "Прочие потребители", а льготные тарифы для категории потребителей "Население", "Потребители, приравненные к населению" - уменьшены.
Большакова Л.М. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующим раздел 1 "Население" приложения к постановлению Агентства от 20 декабря 2021 года N 81-п/56 в редакции постановления от 28 марта 2022 года N 22-п/3.
Определением Архангельского областного суда от 28 апреля 2022 года в качестве административного соистца привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лавис Инвест" (далее-ООО "Лавис Инвест"), заявившее требования о признании недействующим раздела 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года N 81-п/56 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" в редакции постановлений Агентства от 03 февраля 2022 года N 8-п/13 и от 28 марта 2022 года N 22-п/3 (л.д.3-4, 28 т.2).
В обоснование требований административные истцы указали, что необходимая валовая выручка (далее-НВВ) ООО "ЭкоИнтегратор" на 2022 год необоснованно завышена, поскольку Агентством из величины НВВ ООО "ЭкоИнтегратор" не исключены необоснованные доходы регионального оператора, возникшие в результате признания судом незаконным постановления Агентства N 70-в/12 от 18 декабря 2020 года об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО), оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор", на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Величины производственных и административных расходов, включаемые в НВВ регионального оператора, органом регулирования необоснованно учтены в максимальном значении - 10% и 5% соответственно.
В тарифы необоснованно включены расходы по обработке ТКО, транспортирование ТКО до объекта обработки и до полигона захоронения, увеличивающие транспортное плечо, как первого, так и второго звена, что привело к увеличению тарифа регионального оператора для категории потребителей "Население" и "Прочие потребители".
В нарушение пункта 21 Основ ценообразования в период регулирования Агентством пересмотрены долгосрочные параметры регулирования тарифов, на основании которых установлены долгосрочные тарифы. А также Агентством неправильно применен пункт 22 Основ ценообразования, позволяющий пересмотреть тарифы регионального оператора при пересмотре тарифов операторов по обращению с ТКО, расходы которых учитываются в составе НВВ регионального оператора. Поскольку НВВ ООО "Дампстер", являющегося оператором по обращению с ТКО, впервые установлена 20 января 2022 года, т.е. после начала долгосрочного периода регулирования и утверждения НВВ ООО "ЭкоИнтегратор" на 2022 год, а также тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, то оснований для пересмотра тарифов регионального оператора на 2022 год не возникло.
Впоследствии определением Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года принят отказ Большаковой Л.М. от административного иска и прекращено производство по административному делу в части требования о признании недействующим раздела 1 "Население" приложения к постановлению Агентства от 20 декабря 2021 года N 81-п/56 в редакции постановления от 28 марта 2022 года N 22-п/3 (Л.д.192-193 т.2).
Решением Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года удовлетворено административное исковое заявление ООО "Лавис Инвест". Суд признал недействующим с 3 февраля 2022 года раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению Агентства от 20 декабря 2021 года N 81-п/56 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" в редакции постановлений Агентства от 3 февраля 2022 года N 8-п/13 и от 28 марта 2022 года N 22-п/3. Агентство обязано принять в указанной части заменяющий нормативный правовой акт. А также Агентство обязано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации. С Агентства в пользу ООО "Лавис Инвест" взысканы судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче административного иска - 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Агентство и ООО "ЭкоИнтегратор", каждый в отдельности, просят решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Агентства и ООО "ЭкоИнтегратор" настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб.
Представитель административного истца Большаков Д.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, указав на законность и обоснованность судебного акта.
Прокурор посчитал возможным удовлетворить апелляционную жалобу Агентства частично, исключив из резолютивной части решения суда указание на обязанность Агентства принять заменяющий нормативный правой акт, в остальной части прокурор указал на законность и обоснованность судебного акта.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 484 от 30 мая 2016 года "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России N 1638/16 от 21 ноября 2016 года.
В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области N 144-пп от 11 апреля 2017 года "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области" (далее - Территориальная схема) на территории Архангельской области определена единая зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
29 октября 2019 года по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, с одной стороны, и ООО "ЭкоИнтегратор", с другой стороны, заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области на период с 2020-2029 годы.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" определено, что твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно доверенности от 18 января 2022 года, уполномочивающей Большакова Д.В. представлять интересы ООО "Лавис Инвест", в том числе в суде, ООО "Лавис Инвест" зарегистрировано в городе Архангельске, набережная Северной Двины, д.32, корп.9, т.е. в зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "ЭкоИнтегратор" (Л.д.8 т.2).
Доказательства, опровергающие утверждение Большакова Д.В. о фактическом осуществлении ООО "Лавис Инвест" деятельности в зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоИнтегратор" и образовании в результате деятельности юридического лица отходов, плата за обращение с которыми рассчитывается для ООО "Лавис Инвест" исходя из тарифа, установленного на услугу регионального оператора для категории потребителей "Прочие потребители", суду не представлены. В связи с этим выводы суда о применении оспариваемого нормативного правового акта к ООО "Лавис Инвест" и о том, что данная организация является надлежащим административными истцом, являются правильными.
Постановлением Агентства от 20 декабря 2021 года N 81-п/56 на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2024 года установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор".
Разделом 3 "Прочие потребители" приложения к указанному постановлению установлены следующие предельные единые тарифы:
с 01 января - 30 июня 2022 года - 662, 93 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2022 года - 791, 38 руб.;
с 01 января - 30 июня 2023 года - 791, 38 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2023 года - 850, 13 руб.;
с 01 января - 30 июня 2024 года - 806, 72 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2024 года - 806, 72 руб.
Из экспертного заключения от 24 декабря 2021 года, протокола заседания коллегии Агентства N85 от 24 декабря 2021 года следует, что решение о внесении изменений в приложение к постановлению N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года, оформленное постановлением Агентства N 85-п/8 от 24 декабря 2021 года, принято во исполнение решения Архангельского областного суда от 13 августа 2021 года (дело N 3а-281/2021), оставленного без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2021 года (дело N 66а-1405/2021), которым признано недействующим со дня принятия постановление Агентства N 70-в/12 от 18 декабря 2020 года "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" и на Агентство возложена обязанность принять заменяющий нормативный акт (л.д.107-113 т.1, л.д. 114-150 т.1, л.д.236-240 т.2).
Постановлением Агентства N 85-п/8 от 24 декабря 2021 года увеличены тарифы для категории потребителей "Прочие потребители" и раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" изложен в следующей редакции:
с 01 января - 30 июня 2022 года - 653, 49 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2022 года - 800, 82 руб.;
с 01 января - 30 июня 2023 года - 800, 82 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2023 года - 840, 69 руб.;
с 01 января - 30 июня 2024 года - 806, 72 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2024 года - 806, 72 руб.
Постановлением Агентства N 8-п/13 от 03 февраля 2022 года вновь увеличены тарифы для категории потребителей "Прочие потребители" и раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" изложен в следующей редакции:
с 01 января - 30 июня 2022 года - 653, 49 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2022 года - 951, 39 руб.;
с 01 января - 30 июня 2023 года - 881, 41 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2023 года - 841, 41 руб.;
с 01 января - 30 июня 2024 года - 762, 16 руб.; с 01 июля - 31 декабря 2024 года - 762, 16 руб.
Согласно экспертного заключения от 03 февраля 2022 года (л.д.159-187 т.1), протокола заседания коллегии Агентства N 8 от 03 февраля 2022 года (л.д.151-158 т.1) решение о внесении изменений в приложение к постановлению N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года, оформленное постановлением Агентства N 8-п/13 от 03 февраля 2022 года, принято в связи с постановлением Правительства Архангельской области N 769-пп от 27 декабря 2021 года, которым внесены изменения в Территориальную схему обращения с отходами на территории Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области N 144-пп от 11 апреля 2017 года, а на основании пунктов 22, 90, 91 Основ ценообразования в области и пунктов 85, 90(1), 91 Методических указаний Агентством выполнена корректировка НВВ ООО "ЭкоИнтегратор" на 2022 год, путем включения в тариф на услугу регионального оператора расходов оператора по обращению с ТКО ООО "Дампстер", для которого постановлением Агентства N 3-п/17 от 20 января 2022 года утверждена производственная программа на период с 25 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, и впервые установлен и введен в действие предельный тариф на услугу по обработке ТКО на территории городского округа "Город Архангельск".
Постановлением Агентства N 22-п/3 от 28 марта 2022 года снова внесены изменения в приложение к постановлению Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области", которыми льготный единый тариф для категорий потребителей "Население" и "Потребители, приравненные к населению" снижен на 39%, а тариф для категории потребителей "Прочие потребители" остался в прежнем размере, установленном постановлением Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года в редакции постановления N 8-п/13 от 03 февраля 2022 года.
Представитель Агентства пояснил суду, что основанием для пересмотра льготного единого тарифа послужило постановление Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области N 5п от 26 марта 2022 года, которым установлены новые нормативы накопления ТКО, введенные в действие с 28 марта 2022 года, а также льготный тариф пересмотрен с целью не превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленной указом Губернатора Архангельской области N 151-у от 15 декабря 2021 года (л.д.219 т.1, л.д. 16-18 т.2).
В суде первой и апелляционной инстанций представитель административного истца ООО "Лавис Инвест" пояснил, что оспаривает раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года в редакции постановлений N 8-п/13 от 03 февраля 2022 года и N 22-п/3 от 28 марта 2022 года.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал на неправильное применение Агентством пунктов 21, 22, 90 Основ ценообразования и на отсутствие у Агентства права для пересмотра тарифно-балансового решения в течение периода регулирования в связи с увеличением расходов регионального оператора на 2022 год на транспортирование ТКО, а также ввиду установления впервые тарифа на обработку ТКО для оператора - ООО "Дампстер" с 25 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, поскольку ООО "Дампстер" на дату установления тарифа на услугу регионального оператора (20 декабря 2021 года) не относилось к регулируемым организациям.
Выводы суда следует признать правильными.
Признавая несостоятельными доводы административного истца о завышенной величине НВВ ООО "ЭкоИнтегратор" на 2022 год в связи с не исключением экономически необоснованных доходов прошлых периодов регулирования, возникших у регионального оператора вследствие получения в 2020-2021 годы от потребителей платы за услугу по обращению с ТКО, в то время как решениями суда признаны недействующими нормативы накопления ТКО и частично территориальная схема обращения с отходами, суд первой инстанции, применив подпункт "а" пункта 12, пункты 16, 18, 90, 91 Основ ценообразования и пункты 90, 91 Методических указаний указал, что тариф на 2020 год, являющийся первым годом регулирования, устанавливался не на основании нормативов накопления ТКО, а исходя из расчетных объемов ТКО, указанных в территориальной схеме (решение Архангельского областного суда по административному делу N 3а-356/2021 от 07 июля 2021 года, апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции по делу N 66а-1265/2021 от 17 ноября 2021 года), т.к. ООО "ЭкоИнтегратор" осуществляет деятельность регионального оператора с 2020 года и не имеет сведений о фактических объемах и массе ТКО за последний отчетный год и динамике их изменений за последние 3 года.
Решением Архангельского областного суда от 05 августа 2020 года (дело N 3а-328/2020) признан недействующим со дня вступления решения в законную силу подпункт 1.1. пункта 1 (домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, категория объекта: многоквартирные жилые дома, в размере 400, 32 кг/год и 2, 77 куб.м/год на 1 проживающего) нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 года N 11п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" (в редакции Постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04 июля 2019 года N20п). Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2021 года решение Архангельского областного суда от 05 августа 2020 года изменено в части редакции нормативного правового акта, в остальной части решение оставлено без изменения.
Решением Архангельского областного суда от 20 апреля 2021 года (дело N 3а-137/2021), оставленным без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года (дело N 66а-860/2021), признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.1. пункта 1 (домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, категория объекта: многоквартирные жилые дома, в размере 316, 16 кг/год и 2, 38 м3/год на 1 проживающего) нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 года N 11п "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области" (в редакции постановления Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29 января 2021 года N 1п).
Поскольку перечисленные судебные акты вступили в силу в 2021 году, то установленный тариф являлся действующим и подлежал применению.
Выводы суда о необоснованной величине НВВ ООО "ЭкоИнтегратор", на 2021 год и единого тарифа на услугу регионального оператора на 2021 год, изложенные в решении Архангельского областного суда от 13 августа 2021 года (дело N 3а-281/2021), оставленном без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2021 года (дело N 66а-1405/2021), которым признано недействующим со дня принятия постановление Агентства N 70-в/12 от 18 декабря 2020 года "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" учтены Агентством при принятии заменяющего нормативного правового акта - постановления N 85-п/8 от 24 декабря 2021 года о внесении изменений в постановление Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года, которое административным истцом не оспаривается.
Кроме того, 2021 год являлся текущим период регулирования на дату установления тарифа на 2022 год, в связи с этим оснований для проведения оценки фактических результатов деятельности регионального оператора за 2021 год в целях корректировки НВВ регионального оператора при установлении тарифа на 2022 года, Агентство не имело.
Таким образом, доводы административного истца не являются основанием для исключения из НВВ регионального оператора доходов, полученных при применении тарифов, установленных на 2020 и 2021 годы.
Доводы административного истца, изложенные в дополнении к административному иску от 03 июня 2022 года о неправильном определении расходов регионального оператора на транспортирование ТКО по причине включения в НВВ ООО "ЭкоИнтегратор" на 2022 год затрат на сумму 83 780 254, 55 руб. по лотам NN 2, 4, 5, 6, 7 из восьми лотов, указанных в предложении ООО "ЭкоИнтегратор" об установлении тарифа, правильно отклонены судом первой инстанции.
Так, в соответствии с пунктом 88 Методических указаний расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.
Согласно подпункта "а" пункта 3 раздела II Правил проведения торгов, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО должны формироваться по результатам торгов в форме электронного аукциона в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом особенностей предусмотренных Правилами проведения торгов.
В соответствии с экспертным заключением Агентства от 20 декабря 2021 года (том 33 тарифного дела, листы экспертного заключения 20-37) при установлении тарифа на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года постановлением Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года, экспертом на 2022 год приняты объемные показатели транспортирования ТКО и цена транспортирования соответствующая результатами проведенных региональным оператором торгов по лотам NN 2, 4, 5, 6, 7.
По лотам NN 1, 3, 8 расходы на транспортирование ТКО определены экспертным расчетным путем в связи с тем, что аукцион по лоту 8 признан несостоявшимся (по причине отсутствия заявок), по лотам 1 и 3 не представлены документы.
Расчет расходов регионального оператора на транспортирование ТКО по лотам NN 1, 3, 8, включая производственные и административные расходы, выполненный экспертами 20 декабря 2021 года при анализе предложения ООО "ЭкоИнтегратор" по установлению тарифа на 2022-2024 годы административным истцом не оспаривается в настоящем деле, что следует из текста дополнений к административному иску от 03 июня 2022 года (л.д.143 т.2), и поэтому правильность такого расчета судом при разрешении данного спора не оценивалась.
Как следует из экспертного заключения от 20 декабря 2021 года при расчете единого предельного тарифа регионального оператора в качестве экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО Агентством приняты расходы в объеме 3 022, 80 тыс. куб.м. на сумму 1 753 685, 68 тыс. руб. (лист экспертизы 36, том тарифного дела 33).
В судебном порядке вышеприведенный расчет на транспортирование ТКО при установлении постановлением N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года тарифа на услуги регионального оператора на 2022 год не оспаривался.
Из экспертного заключения Агентства от 03 февраля 2022 года (л.д.163-167 т.1) следует, что при пересмотре единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2022-2024 годы на основании уточненного заявления ООО "ЭкоИнтегратор" от 03 февраля 2022 года расходы на транспортирование ТКО, учтенные по лотам NN 2, 4, 5, 6, 7 не изменились, увеличились расходы по лотам NN 1, 3, 8 (которые не являются предметом оценки по настоящему делу), что повлекло увеличение общей суммы расходов регионального оператора на транспортирование ТКО до 1 895 970, 66 тыс. руб. в объеме 2 987, 48 тыс.куб. (л.д. 167 т.1).
С учетом изложенного, применительно к лотам NN 2, 4, 5, 6, 7 вывод суда о соответствии расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, включая производственные и административные расходы, пунктам 14, 90, 90 (1) Основ ценообразования является правильным.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии у Агентства правых оснований для пересмотра в февраля 2022 года установленных постановлением N81-п/56 от 20 декабря 2021 года, в редакции постановления N 85-п/8 от 24 декабря 2021 года, предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор".
Как следует из материалов тарифного дела (тома 1, 2, 3 тарифного дела за 2022 год) 26 января 2022 года в Агентство поступило заявление ООО "ЭкоИнтегратор" о пересмотре единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" в период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования.
27 января 2022 года и 03 февраля 2022 года в Агентство поступили заявления ООО "ЭкоИнтегратор" об установлении тарифа на 2022-2024 годы в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, уточненные в части суммы тарифа, НВВ и в части объема реализации услуг на каждый год.
Поводом для обращения с указанными заявлениями послужило то обстоятельство, что 20 января 2022 года между ООО "ЭкоИнтегратор", с одной стороны, и ООО "Дампстер", с другой стороны, заключен договор N 3/2022-002 на оказание услуг по обработке раздельно накопленных ТКО IV-V классов опасности, в соответствии с которым оператор по обращению с ТКО ООО "Дампстер" обязуется осуществлять обработку раздельно накопленных ТКО, указанных в приложении N 1 к данному договору, а региональный оператор (самостоятельно или силами операторов, привлеченных им для транспортирования ТКО) обязуется передавать ТКО такому оператору (ООО "Дампстер") и оплачивать услугу по обработке ТКО по регулируемым тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Архангельской области, в порядке, на условиях и в сроки, установленные настоящим договором.
Постановлением Агентства N 3-п/17 от 20 января 2022 года утверждена производственная программа и впервые установлен предельный тариф на услугу по обработке ТКО, оказываемую ООО "Дампстер" на территории городского округа "город Архангельск", тариф введен в действие на период с 25 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Руководствуясь пунктом 22 Основ ценообразования, которым установлено, что тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора, а также применив по аналогии положения Основ ценообразования в области обращения с ТКО и Правил регулирования, регламентирующих порядок установления единых тарифов на услугу регионального оператора, административный ответчик 03 февраля 2022 года принял постановление N 8-п/13 "О внесении изменения в приложение к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2021 года N 81-п/56", которым увеличил тарифы на услугу регионального оператора для категории потребителей "Прочие потребители".
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о невозможности применения пункта 22 Основ ценообразования для изменения до истечения долгосрочного периода регулирования (в данном случае 2022 года) установленных и действующих единых тарифов на услугу регионального оператора, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 90 Основ ценообразования установлено, что НВВ регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма НВВ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная НВВ регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Согласно пунктов 3 и 19 Правил регулирования тарифы устанавливаются органом регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования.
Из пункта 22 Основ ценообразования следует, что тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с ТКО, расходы которых учитываются в составе НВВ регионального оператора.
Системный и взаимосвязанный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что во исполнение пункта 22 Основ ценообразования подлежат пересмотру тарифы регионального оператора при пересмотре тарифов операторов по обращению с ТКО в том случае, если до 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, расходы оператора по обращению с ТКО учитывались в составе НВВ регионального оператора.
Из материалов дела следует и участниками судебного разбирательства не оспаривается, что НВВ ООО "Дампстер" и тариф на услугу данного оператора по обращению с ТКО впервые установлены 20 января 2022 года, следовательно, расходы указанного оператора по обращению с ТКО не учитывалось и не могло учитываться в составе НВВ регионального оператора ООО "ЭкоИнтегратор" на 2022 год, рассчитанной не позднее 20 декабря 2021 года. В связи с этим, пересмотр установленного в 2021 году на 2022 год тарифа на услуги регионального оператора ООО "ЭкоИнтегратор" по основаниям, приведенным в пункте 22 Основ ценообразования, невозможен.
Исчерпывающий перечень оснований для пересмотра установленных и введенных в действие тарифов изложен в пункте 4 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО.
При рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств возникновения оснований, приведенных в указанной правовой норме, для пересмотра 03 февраля 2022 года единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "ЭкоИнтегратор", установленных постановлением Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года.
С учетом изложенного, 03 февраля 2022 года у Агентства отсутствовало право для пересмотра тарифов на услугу регионального оператора ООО "ЭкоИнтегратор", установленных на 2022 год для категории потребителей "Прочие потребители".
По этим же основаниям незаконным является раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года в редакции постановления N 22-п/3 от 28 марта 2022 года, в котором повторяется числовое выражение единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, установленных постановлением N 8-п/13 от 3 февраля 2022 года.
Признание недействующим раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению N 81-п/56 от 29 декабря 2021 года в редакции постановлений N 8 -п/13 от 3 февраля 2022 года и N 22-п/3 от 28 марта 2022 года не препятствует ООО "ЭкоИнтегратор" возместить экономически обоснованные расходы и недополученные доходы, понесенные в течение истекшего периода регулирования, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на будущий период, но не позднее, чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью (пункт 11 Основ ценообразования).
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционных жалоб административного ответчика и заинтересованного лица о том, что Агентством не нарушен пункт 21 Основ ценообразования, а утверждения административного истца и вывод суда в этой части основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Пунктом 89 Основ ценообразования и пунктами 83, 84 Методических указаний N 1638/16 от 21 ноября 2016 года установлено, что расчет единого тарифа и НВВ регионального оператора осуществляется в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора, исходя из непревышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО на соответствующий год.
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации. Регулирование единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования, осуществляется в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 89 - 92 Основ ценообразования и методическими указаниями.
Пунктом 95 Методических указаний N 1638/16 от 21 ноября 2016 года предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами единый тариф регионального оператора по обращению с отходами рассчитывается в соответствии с пунктом 85 настоящих Методических указаний с учетом особенностей, приведенных в пунктах 86, 91-92 Методических указаний.
Кроме того, пунктом 91 Основ ценообразования установлено, что при корректировке НВВ регионального оператора, ежегодно учитываются, в том числе: а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов; б) изменений законодательства Российской Федерации; в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов; г) изменений территориальной схемы; д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что разделами XI Основ ценообразования и VI Методических указаний установлены особые правила расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, которые не предусматривают использование долгосрочных параметров регулирования при установлении тарифа на долгосрочный период.
Приведенный вывод судебной коллегии подтверждается и тем, что экспертное заключение и постановление Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года не содержат решение органа регулирования о величине долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования (подпункт "в" пункта 20 Правил регулирования).
Неверное толкование и применение судом вышеуказанных правовых норм не повлекло неправильное разрешение дела по существу возникшего спора, поэтому приведенные выводы судебной коллегии не влекут отмену судебного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы Агентства о необходимости изменения решения Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года в части исключения из резолютивной части судебного акта указания на необходимость принятия заменяющего нормативного правового акта.
Так, в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС Российской Федерации).
Признавая недействующим раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года в редакции постановлений N 8-п/13 от 03 февраля 2022 года и N 22-п/3 от 28 марта 2022 года, суд первой инстанции не учел, что остается действующим раздел 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению Агентства N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года в редакции постановления Агентства N 84-п/8 от 24 декабря 2021 года, которая административным истцом не оспаривалась. Следовательно, недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений отсутствует, поэтому отсутствует необходимость в принятии заменяющего нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу агентства по тарифам и ценам Архангельской области удовлетворить частично.
Изменить решение Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года, исключив из него указание на обязанность агентства по тарифам и ценам Архангельской области принять заменяющий нормативный акт.
В остальной части решение Архангельского областного суда от 24 июня 2022 года оставить без изменения, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
- признать недействующим с 3 февраля 2022 года постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области N 8-п/13 от 3 февраля 2022 года "О внесении изменения в приложение к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2022 года N 81-п/56" в части раздела 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению;
- признать недействующим с 28 марта 2022 года постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области N 81-п/56 от 20 декабря 2021 года "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области" в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области N 22-п/3 от 28 марта 2022 года "О внесении изменения в приложение к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2022 года N 81-п/56" в части раздела 3 "Прочие потребители" приложения к постановлению.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лавис Инвест" судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Кассационные жалобы (представление) могут быть поданы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.