Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" на решение Белогорского городского суда Амурской области от 23 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17 мая 2022 года, принятые по административному делу N 2-2782/2021, по административному иску прокурора города Белогорска Амурской области к муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск" Гусевой К.В, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора города Белогорска Амурской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Белогорский городской суд Амурской области с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил обязать МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение по "адрес" "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007.
В обоснование требований прокурор указал, что на основании поступившей информации проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, автомобильных дорог и дорожной деятельности улично-дорожной сети, расположенных по адресу: переулок Строительный, "адрес". В ходе проверки установлено, что по вышеуказанному адресу отсутствует уличное освещение, что создает угрозу безопасности дорожного движения. По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения не устранены.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 23 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17 мая 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
На МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" возложена обязанность организовать проведение работ по освещению "адрес" в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
13 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск", поданная через Белогорский городской суд Амурской области 29 сентября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что освещение на проезжей части должно быть предусмотрено Проектом организации дорожного движения муниципального образования город Белогорск (далее - Проект). Указанный Проект утвержден в 2011 году, изменения в него в настоящее время не внесены. В связи с отсутствием актуального проекта дорожного движения организовать уличное освещение на проезжей части не представляется возможным. Кроме этого, требования ГОСТ Р 52766-2007 не являются обязательными, носят рекомендательный характер, отсутствуют в перечне стандартов и сводов правил, применение которых осуществляется на обязательной основе.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2022 года кассационная жалоба МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя административного ответчика, прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по "адрес" "адрес" отсутствует стационарное электрическое освещение, что подтверждается информацией врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Белогорский" от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается ответчиком.
Разработанный в 2011 году Проект организации дорожного движения муниципального образования города Белогорск, включающий в том числе и переулок Строительный, предусматривает установку опор/светильников на протяженности 525 метров.
Из ответа и.о. начальника МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работы по устройству уличного освещения пер. Строительный будут запланированы в первоочередных мероприятиях на 2022 год, при наличии денежных средств, доведенных до МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации "адрес"", в установленном порядке. В рамках муниципальной программы "Благоустройство территории муниципального образования города Белогорска" частично выполнены работы по освещению "адрес" "адрес" до "адрес").
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что обязанность по содержанию автомобильных дорог возложена на МКУ "Управление ЖКХ администрации города Белогорск", отсутствие уличного освещения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность в вечернее и ночное время суток, а также влияет на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения", задачами указанного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно статье 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Правилами благоустройства территории муниципального образования города Белогорск, утвержденных решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 28 сентября 2017 года, предусмотрено функциональное освещение транспортных и пешеходных зон (пункт 4.8.3, пункт 4.8.7), источники света (пункт 4.8.6), режимы работы осветительных установок (пункт 4.8.8).
На основании решения Белогорского городского совета народных депутатов от 8 декабря 2001 года создано МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск".
Согласно пункту 2.1.5 Положения целью и предметом деятельности МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Белогорск" является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а так же осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог города.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 3 Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (части 1 - 2 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (части 2 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", в соответствии с пунктом 4.6.1 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что стационарное электрическое освещение по пер. Строительный г. Белогорск отсутствует.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии актуализированного проекта организации дорожного движения муниципального образования города Белогорск не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенных законом обязанностей по обеспечению соответствия состояния дорог установленным стандартам и правилам, по обеспечению безопасности дорожного движения.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского городского суда Амурской области от 23 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.