Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной Антимонопольной Службы России на решение Камчатского краевого суда от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года, принятые по административному делу N 3а-4/2022, по административному иску краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" о признании недействующим постановления Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314"О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение Камчатского государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
13 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Служба, орган регулирования, тарифный орган) принято постановление N 358 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314 в вышеуказанное постановление внесены изменения. Действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Камчатское государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", Предприятие) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с момента принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314.
В обоснование заявленных требований с учетом уточнений ссылаются на противоречие оспариваемого нормативного правового акта пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пункту 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пункту 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов сфере водоснабжения и водоотведения. Нарушения выразились в необоснованном исключении органом регулирования из расчета тарифов расходов Предприятия на амортизацию основных средств в сфере водоснабжения в размере 8 169, 55 тысяч рублей и в сфере водоотведения в размере 160 тысяч рублей.
Решением Камчатского краевого суда от 22 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение Камчатского государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы" в части исключения из тарифа расходов по статье затрат "амортизационные отчисления". С Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу КГУП "Камчатский водоканал" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 года решение Камчатского краевого суда от 22 марта 2022 года оставлено без изменения.
Вместе с тем, абзац второй резолютивной части решения Камчатского краевого суда от 22 марта 2022 года изложен в следующей редакции:
"Признать недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 17 декабря 2019 года N 314 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение Камчатского государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы" в части исключения из тарифа на 2020 год расходов по статье затрат "амортизационные отчисления".
13 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Федеральной антимонопольной службы России, поданная через Камчатский краевой суд 5 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование кассационной жалобы указано, что в случае если объекты основных средств, эксплуатируемые регулируемой организацией на законном основании, созданы, приобретены собственником за счет бюджетных средств, включение амортизации по указанным объектам в НВВ регулируемой организации не допускается, так как регулируемая организация не несет фактические расходы по созданию (приобретению) указанных объектов, возмещаемые посредством начисления амортизации.
Применение подхода, при котором расходы на амортизацию объектов водоснабжения и водоотведения, рассчитанную исходя из стоимости строительства объектов водоснабжения и водоотведения, финансируемых за счет бюджетных средств, включаются в состав НВВ регулируемой организации, влечет получение регулируемой организацией необоснованного дохода в размере амортизации и росту тарифов для потребителей услуг водоснабжения и водоотведения и, соответственно, приводит к не соблюдению принципов, предусмотренных пунктами 4 и5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года кассационная жалоба Федеральной антимонопольной службы России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание за исключением прокурора, не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания части 1.1 раздела 1, подпункта "а" пункта 4 части 2.1 раздела 2 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П, следует, что Региональная служба является органом исполнительной власти Камчатского края, который осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела в соответствии с Уставом КГУП "Камчатский водоканал" осуществляет различные виды деятельности, к числу которых относится сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 13 декабря 2018 года N 358 Предприятию установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы (приложение N 5).
30 апреля 2019 года в Службу поступило заявление Предприятия о корректировке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2020 год.
Экспертом Службы открыто дело по корректировке тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей Петропавловск-Камчатского городского округа, установленных на 2020-2023 годы и проведена экспертиза материалов тарифного предложения Предприятия.
На заседании правления Службы от 17 декабря 2019 года принято решение о внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
На основании этого решения Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края 17 декабря 2019 года издано оспариваемое постановление N 314.
Из содержания экспертного заключения следует, что корректировка необходимой валовой выручки осуществлялась в соответствии с формулой 32 пункта 90 главы VII Методических указаний N 1746-э, для корректировки тарифов применен метод индексации.
При проверке расходов по статье затрат "амортизационные отчисления" на 2020 год в сфере водоснабжения из заявленных Предприятием 20 027 тыс. рублей Службой принято 11 857, 45 тыс. рублей для реализации утвержденной инвестиционной программы в 2020 году, где источником финансирования мероприятий являются амортизационные отчисления (расхождение 8 169, 55 тыс. рублей); по статье затрат "амортизационные отчисления" на 2020 год в сфере водоотведения из заявленных 11 500 тыс. рублей принято 11 340 тыс. рублей для реализации мероприятий утвержденной инвестиционной программы в 2020 году, где источником являются амортизационные отчисления (расхождение 160 тыс. рублей). Корректировка заявленных расходов выполнена в связи с тем, что в распоряжение эксперта не предоставлена информация (документы, материалы), подтверждающая приобретение (строительство) имущества за счет собственных средств Предприятия.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суды установили, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка его принятия и опубликования, по этим основаниям не оспаривается.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления КГУП "Камчатский водоканал", суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что действующие на дату принятия оспариваемого постановления нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержали запрета на начисление амортизации на объекты основных средств, которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закреплены за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения, в связи с чем административным ответчиком при корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 год необоснованно исключены заявленные Предприятием расходы по статье затрат "амортизационные отчисления".
Оснований не согласиться с данными выводами судов у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа (пункт 77 Основ ценообразования).
Из пункта 43 Основ ценообразования (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) следует, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
Методическими указаниями N 1746-э установлено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний, согласно которому расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (далее - ПБУ 6/01), и пунктом 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, которые действовали на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, было предусмотрено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.
Согласно пункту 1.3 Устава КГУП "Камчатский водоканал" учредителем и собственником имущества предприятия является Камчатский край.
Из пункта 3.1 Устава следует, что имущество предприятия находится в государственной собственности Камчатского края, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Право на имущество, закрепленное за Предприятием на праве хозяйственного ведения собственником имущества Предприятия, возникает с момента передачи такого имущества. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются государственной собственностью Камчатского края и поступают в хозяйственное ведение Предприятия (пункт 3.2 Устава).
Учитывая изложенное, поскольку из приведенных нормативных правовых актов следует, что какого-либо запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, действующее на период возникновения спорных правоотношений законодательство о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и законодательство о бухгалтерском учете не содержало, основные средства, используемые для осуществления регулируемой деятельности, которые были переданы предприятию в хозяйственное ведение органом государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты административным истцом к учету; КГУП "Камчатский водоканал" несет бремя содержания данного имущества, суды пришли к правильному выводу о том, что затраты по данной статье - расходы на амортизационные отчисления - были необоснованно исключены Региональной службой из расчета тарифа.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, учитывая вышеуказанные положения действующего законодательства, полагает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения на момент их возникновения.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами, ей в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения по делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камчатского краевого суда от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной Антимонопольной Службы России - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.