Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Туктамышевой О.В, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 апреля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, УФНС России по Хабаровскому краю об изменении типа транспортного средства в учетных данных.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска о возложении обязанности внести изменения в учетные данные относительно типа транспортного средства "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" с "грузовой прочие" на "легковой" автомобиль категории "В/М1", как записано в свидетельстве о регистрации транспортного средства "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он приобрел вышеуказанный легковой автомобиль, который в налоговой службе числится как грузовик. Между тем в паспорте транспортного средства указана категория "В", тип "Грузопассажирский", в свидетельстве о регистрации - легковой автомобиль для перевозки до 8 пассажиров - "В/М1". ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска в удовлетворении его заявления об исправлении типа транспортного средства в учетных данных с "грузовой" на "легковой" категории "В/М1", несмотря на сведения, содержащие в паспорте транспортного средства, необоснованно отказано.
На основании определения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от "данные изъяты" года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФНС России по Хабаровскому краю, в качестве заинтересованного лица - УМВД России по Хабаровскому краю.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ФИО1 подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на аналогичные изложенным в административном исковом заявлении доводы, считает, что тип принадлежащего ему транспортного средства как "грузовик" в учетных данных налогового органа определен неверно без учета сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства и свидетельстве о регистрации, полагает, что имеющиеся неясности в документах на транспортное средство и данных налогового учета должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником автомобиля "данные изъяты", кузов "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты".
В июне 2021 года ФИО1 обратился в ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска по вопросу внесения изменений типа принадлежащего ему транспортного средства с "грузовой" на "легковой" для целей исчисления транспортного налога.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ налоговая инспекция разъяснила, что исчисление транспортного налога осуществляется на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, согласно которым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником транспортного средства "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты" относящегося к категории "В", тип ТС - грузовые автомобили прочие.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, Правилами государственной регистрации транспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950, и исходя из того, что налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету транспортных средств, сведения о спорном транспортном средстве внесены в учетные данные налогового органа согласно сведениям, предоставленным регистрирующим органом, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на административного ответчика обязанности внести изменения типа транспортного средства "данные изъяты" в учетных данных налогового органа.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов судебная коллегия кассационного суда не находит, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
С учетом приведенных норм налогового законодательства категория и тип транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании представляемых уполномоченными органами в налоговый орган сведений.
Из паспорта транспортного средства, выданного ДД.ММ.ГГГГ Владивостокской таможней, следует, что автомобиль "данные изъяты" года выпуска, кузов "данные изъяты", имеет категорию "В", тип транспортного средства определен как "грузопассажирский".
Вместе с тем сама по себе категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, не свидетельствует об отнесении транспортного средства, принадлежащего административному истцу, к легковым транспортным средствам.
На момент выдачи паспорта транспортного средства действовало Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года, в котором, помимо прочего, устанавливался порядок оформления ПТС.
Пунктами 27 и 28 указанного Положения было определено, что в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке "4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года.
К категории "B" отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Согласно карточкам учета транспортного средства, как при первичной регистрации автомобиля ДД.ММ.ГГГГ, так при регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности ФИО1 на автомобиль "данные изъяты" тип транспортного средства в учетных данных указан "Грузовой прочее".
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к старшему инспектору МОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю, МОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю об оспаривании решения и возложении обязанности внести изменения в правоустанавливающие документы транспортного средства "данные изъяты" года выпуска, кузов "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", заменив категорию "N" и тип "Грузовой прочее" на категорию "В/М1" и тип "Легковой".
Указанными судебными актами установлено соответствие требованиям действующего законодательства внесение в регистрационные документы сведений о категории автомобиля "данные изъяты" года выпуска, как "грузовые прочие".
При вышеизложенном правовом регулировании, принимая во внимание, что сведения о принадлежащем административному истцу транспортном средстве "данные изъяты" как грузовом автомобиле в учетных данных в целях налогообложения указаны налоговым органом на основании поступивших из регистрационного органа сведений, которые являются актуальными и недействительными в установленном законом порядке не признаны, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска правовых оснований для внесения изменений в учетные данные о типе и категории транспортного средства, принадлежащего административному истцу.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, нарушений требований процессуального законодательства при рассмотрении настоящего административного дела судами не допущено.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о необходимости применения по делу положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации судебной коллегией кассационного суда отклоняется, поскольку подлежащие применению к спорным правоотношениям нормы налогового законодательства, регулирующие порядок исчисления транспортного налога, не содержат каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей.
Приведенные в кассационной жалобе административного истца доводы явились предметом оценки в судах нижестоящих инстанций, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит. Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и не влекут отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.