Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Туктамышевой О.В, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной администрации "адрес" об оспаривании решения об отказе во включении в Единый государственный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации "адрес" о признании незаконным и подлежащим отмене заключения комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 15 ноября 2021 года N 31-41/1406, возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на основании решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2021 года об установлении факта утраты над ней родительского попечения до достижения совершеннолетия она обратилась в Окружную администрацию "адрес" с заявлением о включении в список лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и нуждающихся в обеспечении жильем в "адрес". 15 ноября 2021 года заключением комиссии Окружной администрации "адрес" по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в удовлетворении ее заявления отказано в связи с достижением 23-летнего возраста.
Данное решение она считает незаконным, нарушающим ее права, полагает о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" независимо от достижения возраста 23 лет.
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2022 года в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел опеки и попечительства Окружной администрации "адрес".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ФИО1 подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В доводах кассационной жалобы заявитель выражает несогласие с выводами судов, которые не учли, что факт утраты ей родительского попечения установлен по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, до указанного момента она не имела специальный статус, в связи с чем до достижения 23-летнего возраста не могла обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Фактически без попечения родителей она осталась в 1976 году, однако, органы опеки и попечительства до достижения ей совершеннолетия не информировали о ее правах на жилье.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не усматривается.
Как следует из материалов дела, решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт утраты ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родительского попечения в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
27 сентября 2021 года ФИО1 обратилась в Окружную администрацию "адрес" с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Заключением комиссии Окружной администрации "адрес" по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 15 ноября 2021 года N 31-41/1406 ФИО1 отказано во включении в Единый государственный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что до достижения 23-летнего возраста заявитель на учет нуждающихся в жилых помещениях не встала, на момент обращения ФИО1 исполнилось 48 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для обеспечения административного истца жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку определенный законодателем срок реализации указанной категорией граждан жилищных прав ограничен возрастом 23 лет, однако, административным истцом не были представлены доказательства обращения в уполномоченный орган с целью постановки на учет как лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в обеспечении жилым помещением, а также подтверждающие наличие обстоятельств, объективно препятствовавших до достижения возраста 23 лет обратиться за постановкой на соответствующий учет.
При разрешении настоящего административного дела суды руководствовались положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности обеспечение их жилым помещением.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 мая 2016 года N 1037-О, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 13). При этом данный закон положений о его обратной силе не содержит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Следовательно, в отношении административного истца ФИО1, достигшей возраста 23 лет ДД.ММ.ГГГГ положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не подлежат применению.
До вступления в силу указанного закона жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года.
Согласно пункту 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60), жилые помещения предоставлялись вне очереди.
По общему правилу принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов (статья 31 Жилищного кодекса РСФСР).
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Между тем, из материалов дела следует и судами установлено, что ФИО1 ранее в орган местного самоуправления об обеспечении ее жилищных прав во внеочередном порядке как лица, оставшегося без попечения родителей, не обращалась.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что на момент обращения в Окружную администрацию "адрес" с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 не относилась к числу лиц, в отношении которых распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также не приобрела право на обеспечение жилым помещением в льготном порядке в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, которое не было реализовано по уважительным причинам.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций административное дело по существу разрешено правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.