Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Туктамышевой О.В, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска ФИО4 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, заключение прокурора Царевой М.Г, полагавшей оставить обжалуемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Наумов В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным в части испрашиваемых им границ земельного участка распоряжения от 25 января 2017 года N 77р "Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала "11" городского округа "город Якутск", возложении обязанности совершить действия по внесению изменений в проект планировки и межевания территории квартала "11" городского округа "город Якутск" в части испрашиваемых границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит двухэтажный гаражный бокс N, расположенный по адресу: "адрес" "адрес" Решением Департамента земельных и имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/2021 ему отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под гаражный бокс со ссылкой на проект планировки и межевания территории квартала "11" г. Якутска, утвержденный распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 25 января 2017 года N 77р, которым испрашиваемый им под гаражный бокс земельный участок отнесен к территории общего пользования. Между тем принадлежащий ему гаражный бокс расположен на земельном участке, предоставленном органом местного самоуправления в установленном порядке для размещения кооперативных гаражей, для строительства, эксплуатации и содержания гаражных боксов был создан гаражно-строительный потребительский кооператив "Лада", членом которого он является. Утвержденный проект планировки и межевания территории квартала препятствует приобретению им права собственности на земельный участок под гаражным боксом, при принятии нормативного правого акта не была учтена существующая территория ГСПК "Лада".
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года, признан несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим со дня принятия Проект планировки и межевания территории квартала "11" городского округа "город Якутск", утвержденный распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 25 января 2017 года N 77р, в части испрашиваемых Наумовым В.Ю. под гараж границ земельного участка площадью "данные изъяты". "данные изъяты" кв.м. с координатами поворотных точек, в остальной части административного иска отказано; на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения; с Окружной администрации г. Якутска взысканы в пользу акционерного общества "Якутское аэрогеодезическое предприятие" расходы на проведение судебной землеустроительной экспертизы в размере 16 000 рублей.
23 августа 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска и Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Александровой С.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 2 сентября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Наумова В.Ю.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на принятие Проекта планировки и межевания территории квартала "11" г. Якутска уполномоченным органом в пределах его компетенции, в соответствии с установленной процедурой и обеспечением участия граждан в публичных слушаниях. Градостроительное законодательство допускает внесение изменений в документацию по планировке территории, которое осуществляется в рамках соответствующего административного регламента, поэтому административный истец не лишен возможности обратиться с заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания территории квартала "11" городского округа "город Якутск". Кроме того, не учтено, что Наумов В.Ю. стал собственником помещений в гаражном боксе после утверждения проекта планировки и межевания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких оснований для отмены или изменения принятых по настоящему административному делу судебных актов не установлено.
Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями градостроительного законодательства и исходя из того, что по проекту планировки квартала "11" г. Якутска земельный участок, на котором расположен принадлежащий Наумову В.Ю. гаражный бокс, отнесен к территории общего пользования, а проектом межевания территории квартала "11" формирование такого земельного участка не предусмотрено, тогда как согласно представленным в материалы дела документам и заключению эксперта земельный участок входит в территорию, отведенную в 1986 году ГСПК "Лада", что свидетельствует о том, что орган местного самоуправления при разработке и утверждении проектов планировки и межевания территории квартала "11" городского округа "город Якутск" не учел существующее землепользование и существующие объекты капитального строительства (гаражные боксы), пришли к выводу о несоответствии распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 25 января 2017 года N 77р в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов административного истца как собственника здания, имеющего исключительное право на приобретение расположенного под объектом недвижимости земельного участка в собственность или в аренду.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют обстоятельствам административного дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 25 февраля 2016 года N 243-О, от 23 июля 2020 года N 1653-О и др.).
Территориальное планирование, как это определено в части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
То есть, установление границ территорий общего пользования, к которым согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии (часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2).
Согласно части 7 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых, в том числе, отображаются: границы существующих земельных участков; местоположение существующих объектов капитального строительства.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами "адрес" в гаражном боксе N, расположенном по адресу: "адрес" "Г".
23 августа 2021 года Наумов В.Ю. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему гаражный бокс, в ответ на которое 11 октября 2021 года ему дан ответ о невозможности предоставления данного земельного участка, поскольку проектом планировки и межевания территории квартала "11" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 25 января 2017 года N77р, испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования.
Согласно представленному в материалы дела решению исполнительного комитета Якутского городского Совета народных депутатов от 17 декабря 1986 года N 24-10 земельный участок площадью "данные изъяты" га изъят из территории Якутского автотранспортного предприятия N по "адрес" для строительства кооперативных гаражей, ЯПАП-1 разрешено организовать гаражно-строительный кооператив на 60 боксов по "адрес" и предоставлено право на проведение проектных работ под строительство гаражей.
Решением исполнительного комитета Якутского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1988 года N 7-21 утвержден списочный состав гаражно-строительного кооператива в количестве 60 членов ЯПАП-1 по ул. Автодорожной и зарегистрирован устав ГСК "Лада".
Согласно списку членов ГСПК "Лада" по состоянию на 17 августа 2016 года Наумов В.Ю. является членом кооператива и владеет гаражным боксом N.
Для установления нахождения земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу гаражный бокс, в границах ГСПК "Лада" судом первой инстанции назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Из заключения эксперта АО "Якутское аэрогеодезическое предприятие" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый Наумовым В.Ю. земельный участок площадью "данные изъяты". расположен в границах ГСПК "Лада" по адресу: "адрес" "Г", отвечает требованиям к земельному участку, необходимому для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах отнесение находящегося под принадлежащим административному истцу объектом недвижимости земельного участка в ГСПК "Лада" проектом планировки территории квартала "11" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 25 января 2017 года N 77р, к землям общего пользования не соответствует вышеприведенным требованиям градостроительного законодательства, противоречит основным принципам законодательства о градостроительной деятельности, земельного законодательства и нарушает исключительное право Наумова В.Ю. на приобретение земельного участка, расположенного под принадлежащим ему зданием, поэтому суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания проекта планировки и межевания квартала "11" городского округа "город Якутск" в части испрашиваемого Наумовым В.Ю. земельного участка недействующим со дня принятия.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков выводы судов не опровергают и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в принятых судебных актах.
Обжалуемые судебные акты являются законными, основаны на анализе исследованных доказательств, мотивированны, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства, нарушений норм процессуального права судами не допущено. Иное толкование в кассационной жалобе положений законодательства, примененного при разрешении настоящего дела, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.