Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Наконечной Е.В, Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Думы Партизанского городского округа и Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа Приморского края на решение Партизанского городского суда Приморского края от 05.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.07.2022 по делу по иску Зыбина Р.А. к Думе Партизанского городского округа, Контрольно-счётной палате Партизанского городского округа Приморского края о признании незаконным увольнения, восстановлении на службе.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения представителя Думы Партизанского городского округа - Любецкой О.И, представителя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа - Житяйкиной Е.А, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего необходимым судебные акты оставить без изменения,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указал, что решением Думы Партизанского городского округа от 10.04.2020 N 192 назначен на должность "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа. На основании приказа о приёме на работу от 14.04.2021 N 02-05/07 с ним был заключён трудовой договор на срок 5 лет.
04.10.2021 он уведомлён о том, что замещаемая им должность на основании Федерального закона от 01.07.2021 N 255-ФЗ будет исключена из Реестра должностей муниципальной службы в Партизанском городском округе.
22.12.2021 Думой Партизанского городского округа принято решение N 321 "О досрочном прекращении полномочий председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа" в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 01.07.2021 N 255 "О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Считает указанное решение незаконным, поскольку внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения полномочий. Кроме того, к полномочиям Думы не отнесено принятие решения о досрочном прекращении трудового договора, поскольку Дума не является для него работодателем.
Просил с учётом уточнения требований признать незаконным решение Думы Партизанского городского округа от 22.12.2021 N 321 "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа", признать незаконным приказ и. о. председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа В. от 15.02.2022 N 02-0503 "О досрочном освобождении от занимаемой должности председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа", признать незаконным увольнение с должности председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа, восстановить его полномочия в качестве "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа, восстановить в должности "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа с 15.02.2022, взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей с каждого, решение суда в части восстановления его полномочий с 15.02.2022 обратить к немедленному исполнению.
Решением Партизанского городского суда Приморского края от 05.04.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.07.2022, исковые требования удовлетворены, признаны незаконными решение Думы Партизанского городского округа Приморского края от 22.12.2021 N 321 "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа", приказ и. о. председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа Приморского края В. от 15.02.2022 N 02-0503 "О досрочном освобождении от занимаемой должности председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа", признано незаконным досрочное освобождение Зыбина Р.А. от должности "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа, восстановлены полномочия Зыбина Р.А. в качестве "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа, Зыбин Р.А. восстановлен в качестве "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа, разрешен вопрос о взыскании госпошлины. Решение суда в части восстановления полномочий Зыбина Р.А. в качестве "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа, восстановления на работе обращено к немедленному исполнению.
В кассационных жалобах, дополнениях к жалобе Контрольно-счётная палата Партизанского городского округа Приморского края и Дума Партизанского городского округа просят отменить судебные акты, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Зыбин Р.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещён надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационных жалоб, дополнительной кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационных жалоб.
При разрешении спора суды верно указали, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Кроме того, деятельность контрольно-счётных органов регулируется специальным законом - Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", которым установлены, в том числе, основания досрочного освобождения лиц от замещаемых должностей в указанном органе.
При рассмотрении дела установлено, что решением Думы Партизанского городского округа от 10.04.2022 N 192 истец назначен "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа.
На основании указанного решения Думы 14.04.2020 с ним заключён трудовой договор сроком на 5 лет.
14.04.2020 Контрольно-счётной палатой Партизанского городского округа издан приказ N 02-06/07 о назначении Зыбина Р.А. на должность "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа по срочному служебному контракту с 14.04.2020 сроком на 5 лет.
Федеральным законом от 01.07.2021 N 255-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в соответствии с которыми с 30.09.2021 должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счётного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
На основании указанных изменений федерального законодательства произошли следующие изменения: до 30.09.2021 лица, замещавшие должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа, наделялись статусом муниципальных служащих, поступление на муниципальную службу осуществлялось на условиях трудового договора; с 30.09.2021 лица, замещающие указанные должности, наделены особым публично-правовым статусом, исполнение полномочий лицом, замещающим муниципальную должность, не влечёт возникновение трудовых отношений.
04.10.2021 в адрес истца направлено уведомление о том, что в установленные федеральным законодательством сроки должность муниципальной службы - "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа будет исключена из Реестра должностей муниципальной службы в Партизанском городском округе, принятого решением Думы Партизанского городского округа 31.07.2009 N 135.
С уведомлением Зыбин Р.А. ознакомлен 04.10.2021.
Решением Думы Партизанского городского округа от 22.12.2021 N 321 "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа" прекращены полномочия "данные изъяты" Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа Зыбина Р.А. по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон по пункту 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
28.12.2021 истец уведомлён о прекращении его полномочий по занимаемой должности по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон по пункту 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также об отсутствии возможности, предложить ему должность, соответствующую его квалификации.
Приказом от 15.02.2022 N 02-05/03 и. о. председателя Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа он досрочно освобождён от занимаемой должности на основании решения от 22.12.2021 N 321 по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон по пункту 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, исходил из того, что оснований для досрочного освобождения истца от занимаемой должности, предусмотренных частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о Контрольно-счётной палате Партизанского городского округа не имелось, как и не имелось оснований для досрочного прекращения полномочий истца на основании пункта 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с чем, пришёл к выводу об удовлетворении иска. При этом указал, что внесённые Федеральным законом N 255 изменения в Федеральный закон N 6-ФЗ не являются основанием для досрочного прекращения полномочий "данные изъяты" контрольно-счётного органа, и до истечения срочного трудового договора, заключённого с истцом в связи с изменением законодательства, истец по применённому основанию не может быть уволен.
Сторонами не оспаривалось, что занимаемая истцом должность относится к должностям муниципальной службы, по которым заключался трудовой договор, что соответствует положениям части 6 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ, которыми предусмотрено, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора.
Вместе с тем, с учётом вышеприведённых норм права для расторжения трудового договора подлежат применению основания, установленные и специальным законодательством, и нормами трудового права.
Выводы суда о том, что для расторжения трудовых отношений с истцом не могут быть применены нормы трудового законодательства, так как для лиц, замещающих должности контрольно-счётных органов установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения их полномочий, является неверным, на законе не основанном.
Федеральным законом N 255-ФЗ установлена императивная норма об отнесении должностей председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счётного органа к государственным должностям субъекта Российской Федерации и муниципальным должностям.
В связи с этим с 30.09.2021 (со дня вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ) правовых оснований для замещения названных должностей государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими не имеется.
Также статьёй 6 Федерального закона N 6-ФЗ в редакции Федерального закона N 255-ФЗ устанавливается новый порядок назначения на должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счётных органов.
При этом Федеральным законом N 255-ФЗ не предусмотрено переходных норм в отношении особого порядка назначения на указанные должности лиц, которые замещают должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счётного органа на условиях срочного трудового договора.
При таких обстоятельствах, с учётом того, что должность, замещаемая истцом, исключена в установленном порядке из реестра должностей муниципальной службы, для расторжения срочного трудового договора с ним могли быть применены нормы трудового законодательства.
Однако в данном случае неправильные выводы суда, основанные на неправильном применении норм материального права, не влекут отмену постановленных судебных актов в силу следующего.
Исключение должности муниципальной службы, замещаемой истцом из соответствующего реестра должностей муниципальной службы и отсутствие в законе вышеназванных переходных положений, влечёт за собой проведение контрольно-счётным органом организационно - штатных мероприятий и выбор оснований увольнения, предусмотренных, в том числе, трудовым законодательством.
При этом и увольнение по основаниям пункта 13 статьи 83 Трудового Кодекса Российской Федерации, и по основаниям, предусматривающим сокращение должности, предполагает соблюдение определённой процедуры и допускается только в случаях невозможности перевести работника с его письменного согласия на иную, имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья.
Но поскольку неправильное применение судом норм материального права, не повлияло на исход дела, оснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Представителем Контрольно-счётной палаты Партизанского городского округа при рассмотрении дела не оспаривалось, что такая процедура в отношении истца не проводилась, поскольку отсутствовали должности, соответствующие квалификации истца. Однако при отсутствии таких должностей, соответствующих квалификации истца, должны предлагаться и нижеоплачиваемые должности, чего сделано не было и ответчиками также не оспаривалось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры увольнения, и, следовательно, незаконности увольнения.
Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 05.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12.07.2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Думы Партизанского городского округа и Контрольно-счетной палаты Партизанского городского округа Приморского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.