Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 ноября 2005 г. N А42-590/2005-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 15.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.07.05 по делу N А42-590/2005-11 (судья Сачкова Н.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области; далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Александровой Татьяны Ивановны 173 546 руб. 76 коп. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), единому социальному налогу (далее - ЕСН), целевому сбору на содержание милиции (далее - целевой сбор), соответствующих пеней и налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В ходе рассмотрения дела инспекция отказалась от требований в части взыскания 988 руб. 56 коп. налога с продаж и 5 руб. 94 коп. целевого сбора в связи с их добровольной уплатой и просит взыскать с предпринимателя Александровой Т.И. 172 552 руб. 26 коп. недоимки по налогам, соответствующих пеней и налоговых санкций.
Решением суда от 08.07.05 заявленные инспекцией требования удовлетворены частично. С предпринимателя Александровой Т.И. взыскано 59 864 руб. 44 коп. доначисленных налогов, в том числе 30 991 руб. 37 коп. НДС, 11 054 руб. НДФЛ, 17 791 руб. 01 коп. ЕСН, 30 руб. 06 коп. целевого сбора, и 36 929 руб. 01 коп. пеней и 500 руб. налоговых санкций. Производство по делу в части взыскания 988 руб. 56 коп. налога с продаж и 5 руб. 94 коп. целевого сбора на содержание милиции прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт в части отказа во взыскании с предпринимателя Александровой Т.И. 8 520 руб. НДФЛ, 4 146 руб. 66 коп. пеней, 14 783 руб. 18 коп. ЕСН, 7 194 руб. 98 коп. пеней, 13 514 руб. 88 коп. НДС и 8 469 руб. 15 коп. пеней по эпизодам связанным с неосновательным уменьшением налоговой базы на сумму расходов по товарам приобретенным у поставщиков - закрытого акционерного общества "Мегастар ЛТД" (далее - ЗАО "Мегастар ЛТД") и общества с ограниченной ответственностью "Валга" (далее - ООО "Валга"). Налоговый орган также ссылается на то, что сведения о постановке на учет указанных организаций в информационных базах юридических лиц города Москва отсутствуют; структура указанных в счетах-фактурах идентификационных номеров налогоплательщиков (далее - ИНН) не соответствует правилам формирования ИНН, и просит принять по делу новое решение.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты предпринимателем Александровой Т.И. налога с продаж, НДС, НДФЛ, ЕСН и целевого сбора на содержание милиции за период с 01.01.01 по 31.12.01, по результатам которой составлен акт от 26.07.04 N 528.
На основании материалов проверки с учетом разногласий, представленных предпринимателем, инспекция приняла решение от 28.12.04 N 1141, которым Александрова Т.И. привлечена к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ. В решении предпринимателю предложено уплатить недоимки по налоговым платежам, пени за их несвоевременную уплату и налоговые санкции, указанные в выставленных налоговым органом требованиях от 31.12.04 N 23 и N 24.
Предприниматель Александрова Т.И. не исполнила указанные требования, в связи с чем инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по налоговым платежам, пеней за их несвоевременную уплату и налоговых санкций.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель Александрова Т.И. приобрела за наличный расчет на рынке в городе Москве товары у ООО "Валга" и ЗАО "Мегастар ЛТД".
В ходе проверки налоговый орган установил, что предпринимателем неправомерно предъявлены к вычету 28 811 руб. 46 коп. НДС по счетам-фактурам, выставленным в 2001 году поставщиками ООО "Валга" и ЗАО "Мегастар ЛТД", сведения о постановке которых на учет в информационных базах федерального уровня отсутствуют, а структура указанных в счетах-фактурах этих организаций ИНН не соответствует правилам формирования ИНН.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ; факт оприходования товара и его оплата им подтверждены. Следовательно, условия, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации для применения вычетов по НДС, предпринимателем выполнены.
В силу пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ в силу пункта 2 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Согласно пункту 2 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для плательщиков единого социального налога, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ, то есть для предпринимателей, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Суд первой инстанции установил, что приобретение предпринимателем товара у ЗАО "Мегастар ЛТД" и ООО "Валга" подтверждается накладными, а оплата товара - квитанциями к приходному ордеру. Все документы, представленные налогоплательщиком, оформлены в соответствии с требованиями законодательства, имеют необходимые реквизиты, печати организаций и подписи должностных лиц. Таким образом, в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для доначисления 8 520 руб. НДФЛ, 4 146 руб. 66 коп. пеней; 14 783 руб. 18 коп. ЕСН, 7 194 руб. 98 коп. пеней; 13 514 руб. 88 коп. НДС, 8 469 руб. 15 коп. пеней, а также для привлечения Александровой Т.И. к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы.
Довод инспекции об исключении из суммы профессиональных вычетов 64 838 руб. 46 коп. затрат в связи с отсутствием сведений о постановке поставщиков на учет и несоответствием указанных ими ИНН структуре формирования ИНН правомерно отклонен судом, поскольку право налогоплательщика на профессиональные вычеты закон не связывает с данными обстоятельствами.
Ссылки инспекции на отсутствие государственной регистрации поставщиков и несоответствие структуры ИНН организаций правилам формирования ИНН являются несостоятельными, поскольку налоговыми органами не доказан факт отсутствия регистрации организаций на момент совершения предпринимателем хозяйственных операций в 2000 - 2001 годах. Ответ управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве (письмо от 27.10.04 N 18-10/70302) свидетельствует о невозможности проведения встречных проверок ЗАО "Мегастар ЛТД" и ООО "Валга" в 2004 году в связи с тем, что в базе данных наименования указанных организаций отсутствуют.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а следовательно, оснований для отмены принятого по делу судебного акта нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.07.05 по делу N А42-590/2005-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 г. N А42-590/2005-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника