Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО2 - Богатыревой А.Ф. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 января 2022 г. (дело N 2а-74/2022), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 г, вынесенные по административному делу по административному иску ФИО2 к Министерству юстиции РФ о признании незаконным распоряжения, обязать исключить сведения из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, заслушав доклад судьи ФИО7, представителя Минюста России Майорова А.С, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
8 октября 2021 г. Минюстом России принято распоряжение о включении ФИО2 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании вышеназванного распоряжения Министерства Юстиции РФ, обязании исключить сведения о ней из реестра.
В обоснование требований указала, что оспариваемым распоряжением она признана иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Данным распоряжением нарушены ее права и свободы, нарушены основополагающие нормы международного права и практика их применения. Она является журналистом с 13-летним стажем работы в ведущих СМИ, среди которых ИД " ФИО12", ФИО13 и " ФИО14". Ее материалы неоднократно номинировались на профессиональные премии, получали высокие оценки от медийного сообщества. В качестве корреспондента парламентского и кремлевского пулов она освещала деятельность Государственной Думы и Президента РФ.
Оспариваемым распоряжением на нее возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в то время как никакой необходимости для возложения такой обязанности не имеется. В случае нарушения данной обязанности она может быть привлечена к административной или уголовной ответственности. Административный истец полагала, что данное вмешательство явно не преследует законные цели, которые могут оправдать посягательство на права, защищенные ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов. Вынесение такого распоряжения является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и ст. 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 1 Протокола 1 к Конвенции.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 августа 2022 г, представитель ФИО2 - Богатырева А.Ф. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств, указывая, что административный ответчик не имел законных оснований для включения истца в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента и не доказал обоснованность данного решения в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь отмену судебного акта в кассационном порядке.
Разрешая настоящий спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций, не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 требований, поскольку исходили из того, что оспариваемое распоряжение Минюста России от 8 октября 2021 г. основано на законе, так как ФИО2,, являясь журналистом, соавтором ряда журналистских расследований различных изданий о коррупции во властных структурах, распространяя информацию в своих аккаунтах в социальных сетях: " ФИО15"; " ФИО16", а также в иностранных средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, получала денежные средства из иностранного источника.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
По делу установлено, что Минюстом России получена информация из Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), согласно которой ФИО2 получены денежные средства из иностранных источников: на счет АО Альфа Банк ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ совершено 3 операции в размере около "данные изъяты". долл. США от ФИО17, ФИО18).
При этом ФИО2 создает и распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в иностранных средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Факт распространения сообщений и материалов для неограниченного круга лиц административным истцом не оспаривался.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
По сведениям Роскомнадзора ФИО2 является соавтором ряда журналистских расследований различных изданий о коррупции во властных структурах; с 2019 г. занимала должность заместителя главного редактора издания " ФИО19". По информации с личной страницы в социальной сети " ФИО20", с октября 2020 г. не является сотрудником издания " ФИО21", в апреле этого же года переехала в "адрес". За период с июля 2020 г. по июль 2021 г. выявлено 3 материала за авторством ФИО2 в иностранных средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, " ФИО22" и " ФИО23)": " ФИО24". ФИО25"; " ФИО26. ФИО27", " ФИО28".
Позиция административного истца в кассационной жалобе о недопустимости представленных по делу доказательств - писем Роскомнадзора и Росфинмониторинга, правомерно отклонена судебными инстанциями.
Так, Росфинмониторинг, являясь федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, вправе собирать соответствующую информацию и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти.
Судом в судебном заседании было исследовано письмо Росфинмониторинга; удостоверено, что информация, изложенная Минюстом России, соответствует информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Приведённые в кассационной жалобе доводы о том, что включение ФИО2 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение ее прав, не является необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, получили надлежащую правовую оценку.
Отвергая доводы о том, что признание физического лица иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возможно лишь при установлении связи между получением данным лицом иностранного финансирования и деятельностью, связанной с распространением сообщений и материалов, суды правомерно указали, что положения статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" таких условий для признания физического лица средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не содержат.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что при рассмотрении дела судами допущены существенные нарушения процессуальных требований, выразившиеся в том, что представленные доказательства не рассмотрены на предмет их допустимости, отклоняются судебной коллегией, поскольку содержание судебных актов, позволяет удостовериться в том, что доказательства по делу изучены, им дана надлежащая правовая оценка.
Повода полагать, что административный истец была ущемлена в своих процессуальных правах при рассмотрении данного административного дела, не имеется. То обстоятельство, что судом отказано в удовлетворении ходатайств, не является основанием для выводов о нарушении прав административного истца.
Оснований влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 мая 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО2- Богатыревой А.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.